Автор: Ткачева Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Высокская СОШ" Мглинского района Брянской области
Населённый пункт: село Высокое
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: АЗБУКА РОДНОГО КРАЯ
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Брянской области
Администрация Мглинского района
МБОУ "Высокская СОШ"
ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
Протокол от «30» августа
2024 года № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________________________
Шевелев А.В.
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
от «02» сентября 2024
года № 92-а
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Брянский край»
для обучающихся 1-4 классов
Составил: учитель
начальных классов Ткачева Т. В.
с. Высокое 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Брянский край» составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с
изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года); на основе программы «Я –
пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф.
Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011г.- 189 с.
Программа занятия относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4
года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4класса школы. Объем программы 135
часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс - 30минут, 2-4 класс - 45
минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и
природных особенностей Брянской области в последующие годы обучения.
Цели программы:
изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей
школы, города Брянска и всего Брянского края, культурного наследия региона, природных
особенностей родного края,
формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и
становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение
истории своей школы, города, региона.
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в
учебе, делах, общении;
способствовать
творческому
развитию
детей,
их
гражданскому
становлению,
удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе
краеведческой деятельности
2. Развивающие:
развивать мыслительные процессы;
развивать
творческую,
познавательную
активность:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию
и саморазвитию.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
занятий "Брянский край"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры
в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для "планируемых результатов" к уровню подготовки обучающихся
выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Высокская СОШ. Содержание программы внеурочной деятельности занятий "Брянский
край", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического ,
нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего края, Брянской
области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
В программе занятий "Брянский край" описаны требования к обучающимся по годам
обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
Когда была построена школа, в каком году возник город Брянск и Брянская область
Причины, побудившие к образованию данных объектов
Исторические
особенности
возникновения
данных
объектов
и
особенности
их
становления и развития
К концу обучения школьники должны знать:
Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории
своей школы, своего села, города Брянска
Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания
для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом
развитии объектов
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов
освоения программы
"будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие
участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это
взаимодействие
обучающихся
между
собой
на
уровне
класса,
образовательного
учреждения, т. е. в защищённой, дружественной про социальной среде, в которой ребёнок
получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в
работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия,
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного
учреждения,
в
открытой
общественной
среде.
С
этой
целью
спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями,
экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся
1-2 классов, презентации проектов на микро участке школы
Программа занятий "Брянский край" способствует формированию у младших школьников
следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и
народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
Формы учёта знаний, умений
В
процессе
оценки
достижения
планируемых
результатов
будут
использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,
проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)
«Азбука родного края» 1 класс
Предмет «Азбука родного края» является составной частью курса «Брянский край»
Курс содержит в познавательной доступной форме краеведческий и исторический
материал.
Рабочая программа составлена по содержанию учебника «Азбука родного края» Н.Е.
Пряниковой
и
Н.В.
Шик
на
основе
рекомендаций
Департамента
общего
и
профессионального образования Брянской области.
Цели курса:
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родины.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине.
дать учащимся не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте,
но и краеведческие материалы, которые расположены в алфавитном порядке,
расширение и углубление знаний учащихся о природе родного края,
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников,
бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.
Общая характеристика учебного курса
Краеведческие страницы в познавательной и доступной форме описывают природу
нашего края, интересные события и легенды (предания) далекого прошлого, знакомят с
памятными местами Брянщины. Также можно прочитать стихотворения брянских поэтов
о родной земле.
Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащихся, написан
доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую методическую часть.
Учебный материал пособия представляет различные точки зрения на те или иные
исторические события, даёт возможность понять, что многие вопросы ещё до сих пор
остаются без ответа и над ними ещё предстоит кропотливо потрудиться новому
поколению исследователей.
Место курса в учебном плане
Курс «История родного края» при 5-дневной учебной неделе реализуется через план
внеурочной деятельности. Рассчитан на 33 часа в год – 33 учебные недели, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
•
Культура
как
процесс
и
результат
человеческой
жизнедеятельности
во
всем
многообразии ее форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к малой родине.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
•
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного
общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями,
происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается
общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения
отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы,
на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который
любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории
России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому
месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость краеведческого
образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Курс «С Азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный
характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи
учебной и внеучебной деятельности.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные
задания,
актуализирующие
ввод
краеведческого
и
природоведческого
материала,
расположенные в сезонном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это
пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи
воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на
знания
детей
в
этих
областях,
дополнить
и
углубить
их
представления
о
действительности,
с
которой
они
непосредственно
соприкасаются,
сосредоточить
внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании
единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками
предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию
его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит
приобщить учащихся осознанию неповторимости и красоты природы своей малой
родины.
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой
кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.
Результаты освоения курса
Результативность и целесообразность работы по программе «С азбукой по родному краю»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения
проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение
учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Природа родного края» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
ком-
муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«История родного края»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «История родного края»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «История родного края» достигаются следующие предметные
результаты:
1) знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
4) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
«Природа родного края» 2 класс
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного
общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями,
происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается
общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения
отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы,
на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который
любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории
России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому
месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость краеведческого
образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий
мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2012 г.,
соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного
образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования
дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и
личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на
уроках.
Цель краеведческого курса «Природа родного края» - расширение и углубление знаний
учащихся по природе родного края, целостное представление об окружающем мире,
воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине. Формирование
и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и
трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования
от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления
к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному
академическому часу.
Курс «Природа родного края» - носит интегративный, надпредметный характер. Это
позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и
внеучебной деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-
воспитательный процесс. При этом не исключается возможность ведения отдельного
курса.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные
задания,
актуализирующие
ввод
краеведческого
и
природоведческого
материала,
расположенные в сезонном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это
пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи
воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на
знания
детей
в
этих
областях,
дополнить
и
углубить
их
представления
о
действительности,
с
которой
они
непосредственно
соприкасаются,
сосредоточить
внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании
единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками
предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию
его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит
приобщить учащихся осознанию неповторимости и красоты природы своей малой
родины. Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить
свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края. Результативность и
целесообразность работы по программе «Природа родного края» выявляется с помощью
комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и
анкетирование
учащихся,
анкетирование
родителей;
в
течение
учебного
года
осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения
итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии,
традиционные экологические праздники.
Результаты освоения курса
Результативность
и
целесообразность
работы
по
программе «Природа
родного
края»выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения
проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение
учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами
подведения
итогов
и
результатов
реализации
программы
выступают
ежегодные
Недели экологии, традиционные экологические праздники.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Природа родного края» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
ком-
муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«История родного края»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «История родного края»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «История родного края» достигаются следующие предметные
результаты:
1) знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
4) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
«История родного края» 3 класс
Предмет «История родного края» является составной частью курса «Брянский край»
Курс содержит в познавательной доступной форме краеведческий и исторический
материал.
Рабочая программа составлена по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю.
Лупоядовой «История родного края» на основе рекомендаций Департамента общего и
профессионального образования Брянской области.
Цели курса:
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родины.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине.
Уроки по истории родного края призваны не только дать определённую сумму знаний, но
ивоспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию.
Изучая историю Брянщины, они должны не только узнать о её прошлом, но и учиться на
примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.
Общая характеристика учебного курса
Учебное пособие охватывает период с древнейших времён до настоящего времени.
Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащихся, написан
доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую методическую часть.
Учебный материал пособия представляет различные точки зрения на те или иные
исторические события, даёт возможность понять, что многие вопросы ещё до сих пор
остаются без ответа и над ними ещё предстоит кропотливо потрудиться новому
поколению исследователей.
События
истории
в
учебном
пособии
излагаются
в
логической
последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие
пространственные и временные представления учащихся.
Место курса в учебном плане
Курс «История родного края» при 5-дневной учебной неделе реализуется через план
внеурочной деятельности. Рассчитан на 34 часа в год – 34 учебные недели, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
•
Культура
как
процесс
и
результат
человеческой
жизнедеятельности
во
всем
многообразии ее форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к малой родине.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
•
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения курса
Освоение курса «История родного края» вносит большой вклад в достижение личностных
результатов начального образования, а именно:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «История родного края» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
ком-
муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«История родного края»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «История родного края»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «История родного края» достигаются следующие предметные
результаты:
1) знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
4) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
«Культура родного края»
4 класс
Программа
составлена
на
основе
рекомендаций
Департамента
общего
и
профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального
компонента «Брянский край».
В 4 классе изучается «Культура родного края». Курс содержит в познавательной
доступной форме краеведческий и исторический материал.
Цель курса – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.
Задача курса – пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура
родного края».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта
учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического
развития региона.
Под
региональным
компонентом
понимаем
педагогически
отобранный
материал,
раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику
социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и
конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета
«Брянский край. Культура родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с
социальным
и
культурным
пространством
региона
для
развития
самосознания
школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую
проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности
и потребности личности к самообразованию.
Общая характеристика учебного курса
Краеведческие страницы в познавательной и доступной форме описывают культуру
нашего края, интересные события и легенды (предания) далекого прошлого, знакомят с
памятными местами Брянщины.
Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащихся, написан
доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую методическую часть.
Учебный материал пособия представляет различные точки зрения на те или иные
исторические события, даёт возможность понять, что многие вопросы ещё до сих пор
остаются без ответа и над ними ещё предстоит кропотливо потрудиться новому
поколению исследователей.
Место курса в учебном плане
Изучение
курса
«Культура
родного
края»
реализуется
через
план
внеурочной
деятельности. Курс рассчитан на 34 часа в год(34 учебные недели, 1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания курса
•
Культура
как
процесс
и
результат
человеческой
жизнедеятельности
во
всем
многообразии ее форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к малой родине.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
•
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного
общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями,
происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается
общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения
отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы,
на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который
любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории
России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому
месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость краеведческого
образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Результаты освоения курса
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Природа родного края» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
ком-
муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«История родного края»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «История родного края»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «История родного края» достигаются следующие предметные
результаты:
1) знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
4) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Содержание курса
1 класс
Введение. 3емля Пересвета.
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].Аист - символ счастья и удачи.
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б
́΄ ́
]. Родной наш Брянск.
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса»
В. Соколова. «Лесная сказка».
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].Реки Брянской области. Гласные буквы Е,
ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село
Вщиж.
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка.
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская
область».
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог,
Карачев.
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м
΄
]. Путешествие по
населённым пунктам. Мглин.
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].На родине Ф. И. Тютчева, в
Овстуге.
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п
΄
]. Брянский боярин, герой
Куликовской битвы-Александр Пересвет.
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с
΄
]. Брянский Сусанин.
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха
А. К. Толстого.
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым
пунктам. Унеча.
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера
И. И. Фокина.
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском
хрустале.
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ
΄
]. Сещенское подполье.
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].Реки и поселения Брянского
края.Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].И. Швец «Нашим городом можно
гордиться».
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у].
На стоянку первобытного человека в Юдиново.
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.
2 класс
Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными
изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить
предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2
недели.Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении
практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного
участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление
повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени
как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом,
продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в
природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и
звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с
народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы.
Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и
отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек
существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих
место
человека
в
природе.
Защита
проекта. Сравнение
времен
года
в
разных
географических
поясах
Земли.
Зависимость
разных
форм
жизни
от
изменений
температуры и осадков
Тема 6.
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления
детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц.
Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда
Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия
на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг
меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака.
Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части.
Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях
изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле
чудес»
Тема 11. Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины
(экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство
с
диким
кабаном,
разгадывание
загадок,
чтение
рассказа
В.Зотова
«Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты
редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание
загадок.
Тема 16. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать
представление
о
разнообразии
дикорастущих
растений,
об
их
экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов Познакомить с легендами о
растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и
особенностями
изменений
в
природе. Работа
с
индивидуальными
дневниками
наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда,
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним
первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной
книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление
обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации , аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра –
соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая
компания.Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о
перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки,
хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех,
кого приручил».Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушкиТема 27. Первые насекомые
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата.
Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и
для
чего
это
необходимо?
Способы прогнозирования
изменений
в
при-
роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в
«Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Тема 31. Почему бывают грозы? «
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Тема 33. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты
3 класс
О чём рассказывает наука история (1ч)
Наука ИСТОРИЯ. Краткая история о Брянском крае
История времени (1ч)
Лента времени. Век, тысячелетие
Календарь Древней Руси (1ч)
Календарь Древней Руси. Месяцы, толкование их названий
Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска (1ч)
Виды исторических источников. Исторический памятник – Чашин курган
Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области (1ч)
Понятие науки – археология. Археологические памятники Брянской области
Как жили древние люди. Виды археологических памятников (1ч)
Рассказ о жизни древних людей. Виды археологических памятников
Славянская письменность. Брянские города в русских летописях (1ч)
Письменные источники. Летописи. Брянские города в русских летописях. Князь Юрий
Долгорукий
Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита (1ч)
Берестяные грамоты, писало. Буквы славянского алфавита
Слово о полку Игореве (1ч)
Изучение произведения «Слово о полку Игореве»
Геральдика (1ч)
Понятие о науке – геральдика. Изображения на гербах. Составление учащимися герба
своей семьи
Символы Брянского края (1ч)
Знакомство с символами города Брянска и Брянской области. Описание гербов городов
Брянской области.
Как написан гимн Брянской области (1ч)
Заучивание гимна Брянской области
Моя родословная. Как составить генеалогическое древо
Знакомство с понятием -генеалогия. Родословное древо
Краткая родословная князей Трубецких (1ч)
Знакомство с родословной князей Трубецких
Моё имя (1ч)
Что изучает наука – ОНОМАСТИКА. Как давали имена на Руси
Что означают наши имена (1ч)
Что означают наши имена – составление проекта.
Имена на карте (1ч)
Понятие науки - ТОПОНИМИКА
Как люди выбирали названия (1ч)
Как люди выбирали названия населенных пунктов
Откуда мы родом (1ч)
Древнерусские племена, их расселение
Славяне на территории Брянского края (1ч)
Археологические памятники – селище, городище, курганы. Языческое святилище во
Вщиже
Древние славяне (1ч)
Расселение древних славян
Соседи древних славян (1ч)
Кочевые племена. Дань. Урочище
Откуда пошла Русь. Первые русские князья (1ч)
Знакомство с понятиями - дружина, князь. Династии русских князей. Династия
Рюриковичей
Брянское княжество(1ч)
Брянские князья
Древний город(1ч)
Значение слов – город, детинец, посад
Древние города Брянской области (1ч)
Древние города на территории Брянского края
Не посрамим русской земли (1ч)
Крепости на Брянской земле. Снаряжение славянского воина
Куликовская битва (1ч)
Куликовская битва. Александр Пересвет. Сергий Радонежский
Брянский край при Петре Первом (1ч)
Петр 1 посетил Брянск. Понятие – верфь. Северная война
Брянский край и Отечественная война 1812 года (1ч)
Участие жителей Брянщины в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение
Брянский край в годы Великой Отечественной войны (1ч)
Жители Брянского края в Великой Отечественной войне.
Юные герои Брянского края (1ч)
Участие юных героев Брянского края в Великой Отечественной войне
Брянская область сегодня (1ч)
Образование Брянской области. Брянская область сегодня
Итоговое занятие (1ч)
4 класс
Что такое культура? (1ч)
Как жили славяне (3ч)
Занятия славян
Язычество древних славян
Принятие христианства на Руси. (4ч)
Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. (2ч)
Мастера Злынки.
Занятия крестьян. (11ч)
Не боги горшки обжигают.
Долог день до вечера
По одёжке встречают
Делу время, потехе час.
Жители России (1ч)
«Что даёт мой край стране» (3ч)
Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.
Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.
Парки и усадьбы (3ч)
Музей деревяннойскульльптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской
парк Трубчевска – на родине Бояна.
Музеи Брянского края(2ч)
Кто прославил наш край.. Брянский краеведческий музей. Трубчевский краеведческий музей.
Музей братьев Ткачевых..
Образование, спорт, искусство, литература сегодня (1ч)
Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.
Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…
Прогулка – экскурсия по улицам родного села. (2ч)
Итоговое занятие (1ч)
Тематическое планирование
1 класс
№
п\п
Тема занятия
Кол-во
час
Дата по
плану
Дата
фактиче
ски
1
Введение. «3емля Пересвета»
1 ч
2
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].
Аист - символ счастья и удачи.
1 ч
3
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки
[б], [б']. Родной наш Брянск
1 ч
4
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки
[в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная
сказка»
1 ч
5
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки
[г], [г']. Герб Брянской области.
1 ч
6
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки
[д], [д']. Река Десна.
1 ч
7
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки
Брянской области.
1 ч
8
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о].
Памятники природы.
1 ч
9
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук
[ж]. Жуковский район. Село Вщиж.
1 ч
10
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки
[з], [з'] Город Злынка..
1 ч
11
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и].
Ипуть-река.
1 ч
12
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук
[и']. И. Швец «Наша Брянская область».
1 ч
13
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки
[к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев.
1 ч
14
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки
[л], [л']. Легенды брянского леса.
1 ч
15
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки
[м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.
1 ч
16
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки
[н], [н']. Новозыбков, Навля.
1 ч
17
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На
родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.
1 ч
18
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки
[п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы −
Александр Пересвет.
1 ч
19
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки
[р], [р']. Ревна. Рогнедино.
1 ч
20
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки
1 ч
[с], [с']. Брянский Сусанин.
21
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки
[т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.
1 ч
22
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у].
Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
1 ч
23
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки
[ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.
1 ч
24
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки
[х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.
1 ч
25
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук
[ц]. Птицы Брянского края.
1 ч
26
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук
[ч']. Грибы Брянского края.
1 ч
27
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук
[ш]. Село 16в. Шеломы.
1 ч
28
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук
[щ']. Сещенское подполье.
1 ч
29
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова
1 ч
30
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки
и поселения Брянского края.
1 ч
31
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И.
Швец «Нашим городом можно гордиться».
1 ч
32
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На
стоянку первобытного человека в Юдиново.
1 ч
33
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка.
Брянск - наш край родной.
1 ч
Итого
33 ч
2 класс
№
Кол-во
Дата проведения
уро-
ка
Тема урока
часов
план
факт
1.
В гостях у осени. Краски осени.
1
2.
В царстве растений.
1
3.
Осенние прогулки по брянскому лесу
1
4.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени
1
5.
Для самых любознательных. Соображалки
1
6.
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме
1
7.
В царстве рыб.
1
8.
Народные приметы осени.
1
9.
Происхождение названий месяцев
1
10.
В гости к зиме. Зимние месяцы.
1
11.
Народный зимний календарь
1
12.
Для самых любознательных. Новый год
1
13.
Зимние слова. Февраль в народном календаре
1
14
Жизнь животных зимой.
1
15.
Для самых любознательных. Белая книга
1
16.
Растения зимой.
1
17.
Зимние мотивы – стихи, песни, забавы
1
18.
Как относятся к деревьям разные народы
1
19.
В гости к весне. К истокам слова
1
20.
Растения весной.
1
21.
Первоцветы Брянского края
1
22.
Береза – символ России
1
23.
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!
1
24.
Верные друзья.
1
25.
Звери весной.
1
26.
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
1
27.
Первые насекомые
1
28.
В гостях у Лета. К истокам слова
1
29.
Признаки хорошей погоды. Ненастья.
1
30.
Как образуется дождь?
1
31.
Почему бывают грозы?
1
32.
Отчего бывает радуга?
1
33.
В лес по ягоды пойдём
1
34.
Охраняемые природные территории и объекты.
1
Итого – 34ч.
3 класс
№
уро-
ка
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1.
Знакомство с учебником. О чём рассказывает наука
история
1
2.
Брянская область на карте
1
3.
История времени
1
4.
Календарь Древней Руси
1
5.
Исторические источники
1
6.
Исторические памятники Брянщины. Экскурсия в
музей
1
7.
Археология – наука древностей
1
8.
Археологические памятники Брянской области
1
9.
Как жили древние люди
1
10.
Как жили древние люди
1
11.
Славянская письменность. Брянские города в русских
летописях. Берестяные грамоты
1
12.
Славянская письменность. Буквы славянского
алфавита. Слово ополку Игореве
1
13.
Геральдика
1
14
Символы Брянского края. Описание гербов Брянской
области
1
15.
Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской
области
1
16.
Моя родословная. Как составить генеалогическое
древо
1
17.
Моя родословная. Краткая родословная князей
Трубецких
1
18.
Мое имя
1
19.
Имена на карте. Как люди выбирали названия
1
20.
Откуда мы родом
1
21.
Славяне на территории Брянского края. Вщиж
1
22.
Древние славяне
1
23.
Соседи древних славян
1
24.
Откуда пошла Русь. Первые русские князья
1
25.
Брянское княжество
1
26.
Древний город
1
27.
Древние города Брянского края
1
28.
Не посрамим Русской земли
1
29.
Куликовская битва
1
30.
Брянский край при Петре1
1
31.
Брянский край и Отечественная война 1812 года
1
32.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны
1
33.
Экскурсия по памятным местам города
1
34.
Брянская область сегодня
1
Итого – 34ч.
4 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во
По
Фактичес
плану
ки
1
Что такое культура?
1ч.
2
Как жили славяне
1 ч.
3
Занятия древних славян
1 ч.
4
Язычество древних славян
1 ч.
5
Принятие христианства на РУСИ
1 ч.
6
Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери
7
Храмы Брянского края
1 ч.
8
Крестьянский дом
1 ч.
9
Занятия крестьян
10
Занятия крестьян
11
Не Боги горшки обжигают
1 ч.
12
Не Боги горшки обжигают
1 ч.
13
Долог день до вечера
1 ч.
14
По одёжке встречают
1 ч.
15
По одёжке встречают
1 ч.
16
Жители России
1 ч.
17
Что мой край даёт стране Свенская ярмарка Локотский
конезавод
1 ч.
18
Дятьковский хрустальный завод Предприятия. БМЗ.
19
«Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Красногорские
сыроделы
1 ч.
20
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк
культуры и отдыха им. А.К.Толстого
1 ч.
21
Делу время, потехе час
1 ч.
22
Парк «Соловьи». Городской парк Трубчевска. На
родине Бояна
1 ч.
23
Герой Советского Союза Г.В.Толкачев
1 ч.
24
Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На
родине Ф.И.Тютчева.
1 ч.
25
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская
сельхозакадемия
1 ч.
26
Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой.
Братья Могилевцевы. Тенешевы.
1 ч.
27
Образование, спорт, искусство, литература сегодня.
1 ч.
28
По памятным местам. Партизанская поляна
1 ч.
29
Наши герои.
1 ч.
30
Дом детского и юношеского творчества им. Ю.А.
Гагарина
1 ч.
31
Краеведческий музей в г. Брянске
1 ч.
32
Прогулка – экскурсия по улицам родного села.
33
Брянский театр
34
Итоговое занятие «Я люблю тебя, мой край родной».
Итого
34 ч.