Автор: Орехова Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Екатеринбургская школа 5"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Детский аутизм как особый тип нарушения психического развития"
Раздел: дополнительное образование
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. (детский аутизм как
особый тип нарушения психического развития.
Термин "аутизм" введен Э. Блейлером в 1920 г. для психопатологического
феномена "оторванности ассоциаций от данных опыта, игнорирования
действительных отношений"
Первым из исследованных синдромов аутизма был ранний детский аутизм
(РДА), описанный американским психиатром Л. Каннером в 1943 г.
В настоящее время для наиболее общего обозначения синдромов аутизма
используется термин "расстройства аутистического спектра". Ряд наиболее
значимых из них, имеющих дизоитогенетический характер, согласно МКБ-
10, относятся к общим (первазивным) расстройствам психологического
развития.
Общие (первазивные) расстройства развития — группа,
характеризующаяся качественными аномалиями в социальном
взаимодействии и общении с ограниченным, стереотипным,
повторяющимся набором интересов и деятельности. Обычно, но не
постоянно для них характерна некоторая степень нарушения
когнитивной деятельности, но расстройства определяются по
поведению, отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту
(независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости)
В приведенном определении нашло отражение представление о трех
ключевых диагностических признаках аутизма, имеющих название триады Л.
Винг:
1) качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;
2) качественное ухудшение в сферах вербальной и невербальной
коммуникации и воображения;
3) крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Центральной формой общих расстройств психологического развития
является аутистическое нарушение (ранний детский аутизм, синдром
Каннера).
Аутистическое нарушение основной тип первазивного расстройства
развития, являющегося комбинацией качественных нарушений в
области социальных взаимоотношений, вербального и невербального
общения и воображения, а также чрезвычайно ограниченной сферы
деятельности и интересов
Учитывая разные критерии диагностики расстройств аутистического
спектра и разные подходы к статистическому учету заболеваний и
отклонений в развитии, частота их встречаемости составляет 4—20 случаев
на 10000 детей, или 0,04—0,20%. В действительности количество аутичных
детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и
представляющие серьезную психолого-педагогнческую проблему, остаются
неучтенными
РДА чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в 3—5 раз). Однако у
девочек отмечается более тяжелое течение и высокая частота встречаемости
неблагоприятной наследственности.