Автор: Харина Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей .
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Личные границы - как научить ребенка их выстраивать
Раздел: дополнительное образование
Личные границы: как научить ребёнка их выстраивать
Личные границы — это черта, которую нельзя пересекать в общении. Уважать и
выстраивать их непросто. Этим навыком владеют далеко не все взрослые. Детям, а
особенно приёмным - тяжело вдвойне. Научиться понимать себя и окружающих
родителям и помочь в этом детям, - можно. Рассказываем, как.
1. Принять ребенка, у которого не было «я» и «мое».
У ребёнка из детского дома вообще может не быть опыта того, что есть что-то «мое». Есть
только «групповое» - общие вещи, общее пространство. Нет «я», а есть обезличенное
«дети». Из прошлой жизни может тянуться опыт нарушения эмоциональных и физических
границ.
2. Обозначить границы: свои и ребенка. Одно без другого не работает.
Когда в семью придёт новый ребёнок, он скорее всего попытается «сдвинуть» ваши
границы. Будьте к этому готовы и не забывайте, что ваши границы важны и ценны, даже
если их нарушают. Это временно. Постепенно всё встанет на свои места.
Постоянно говорите, показывайте, объясняйте:
- эта вещь моя;
- я запрещаю ее брать, и ты можешь тоже запретить брать свои вещи;
- я хочу побыть одна, каждый человек имеет на это право, и ты тоже;
- если тебе нравится что-то, нужно спросить у хозяина этой вещи, можно ли ее брать.
Необходима именно долговременная работа. Ребёнку нужно время, чтобы познать новую
реальность и принять то, что жить по таким законам лучше.
Если хотите, чтобы ваши границы и границы других людей соблюдал ребёнок, то для
начала начните сами соблюдать его.
Стучитесь, заходя в детскую комнату, не убирайте без спроса его вещи, предлагайте
выбор в одежде и еде — в таких простых вещах ребёнок начинает замечать свои границы
и видеть пример бережного к ним отношения.
3. Расскажите о персональной зоне.
Это пространство, которое можно условно разделить на четыре области: публичную (3-5
м), социальную (1-2 м) и личную (0,5 м или расстояние вытянутой руки). В рамках личной
дистанции могут находиться только близкие люди.
4. Не игнорируйте границы тела ребенка сами.
Не обнимайте и не берите на руки без разрешения (особенно в начале взаимодействия), не
хватайте ребёнка.
Спрашивайте: «Можно ли тебя обнять?». «Можно я сейчас помогу тебе сесть правильно,
чтобы тебе было удобно?».
Так вы дадите возможность проявиться невидимой границе, а ребенку осознать, что она
есть.
5. Учите ребенка защищать свои границы.
Расскажите, что далеко не все люди (даже взрослые) осознают нерушимость личного
пространства окружающих, и могут сознательно или случайно вторгаться в него.
Неважно, кто оказался на «запретной территории» — друг, учитель, посторонний человек
или родная бабушка. Если ребёнку не комфортно, он должен пресечь нежелательные
слова или действия.