Напоминание

Личные границы - как научить ребенка их выстраивать


Автор: Харина Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей .
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Личные границы - как научить ребенка их выстраивать
Раздел: дополнительное образование





Назад




Личные границы: как научить ребёнка их выстраивать

Личные границы — это черта, которую нельзя пересекать в общении. Уважать и

выстраивать их непросто. Этим навыком владеют далеко не все взрослые. Детям, а

особенно приёмным - тяжело вдвойне. Научиться понимать себя и окружающих

родителям и помочь в этом детям, - можно. Рассказываем, как.

1. Принять ребенка, у которого не было «я» и «мое».

У ребёнка из детского дома вообще может не быть опыта того, что есть что-то «мое». Есть

только «групповое» - общие вещи, общее пространство. Нет «я», а есть обезличенное

«дети». Из прошлой жизни может тянуться опыт нарушения эмоциональных и физических

границ.

2. Обозначить границы: свои и ребенка. Одно без другого не работает.

Когда в семью придёт новый ребёнок, он скорее всего попытается «сдвинуть» ваши

границы. Будьте к этому готовы и не забывайте, что ваши границы важны и ценны, даже

если их нарушают. Это временно. Постепенно всё встанет на свои места.

Постоянно говорите, показывайте, объясняйте:

- эта вещь моя;

- я запрещаю ее брать, и ты можешь тоже запретить брать свои вещи;

- я хочу побыть одна, каждый человек имеет на это право, и ты тоже;

- если тебе нравится что-то, нужно спросить у хозяина этой вещи, можно ли ее брать.

Необходима именно долговременная работа. Ребёнку нужно время, чтобы познать новую

реальность и принять то, что жить по таким законам лучше.

Если хотите, чтобы ваши границы и границы других людей соблюдал ребёнок, то для

начала начните сами соблюдать его.

Стучитесь, заходя в детскую комнату, не убирайте без спроса его вещи, предлагайте

выбор в одежде и еде — в таких простых вещах ребёнок начинает замечать свои границы

и видеть пример бережного к ним отношения.

3. Расскажите о персональной зоне.

Это пространство, которое можно условно разделить на четыре области: публичную (3-5

м), социальную (1-2 м) и личную (0,5 м или расстояние вытянутой руки). В рамках личной

дистанции могут находиться только близкие люди.

4. Не игнорируйте границы тела ребенка сами.

Не обнимайте и не берите на руки без разрешения (особенно в начале взаимодействия), не

хватайте ребёнка.

Спрашивайте: «Можно ли тебя обнять?». «Можно я сейчас помогу тебе сесть правильно,

чтобы тебе было удобно?».

Так вы дадите возможность проявиться невидимой границе, а ребенку осознать, что она

есть.

5. Учите ребенка защищать свои границы.

Расскажите, что далеко не все люди (даже взрослые) осознают нерушимость личного

пространства окружающих, и могут сознательно или случайно вторгаться в него.

Неважно, кто оказался на «запретной территории» — друг, учитель, посторонний человек

или родная бабушка. Если ребёнку не комфортно, он должен пресечь нежелательные

слова или действия.



В раздел образования