Напоминание

Современный урок


Автор: Рогулина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения " Алчевская средняя специализированная физико-математическая школа №22"
Населённый пункт: города Алчевска Луганской Народной Республики
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок

Опыт работы учителя начальных классов Рогулиной Елены Николаевны

Быть учителем - это призвание, быть хорошим учителем - это талант, быть хорошим

учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель

остается в цепкой памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его

долгом и порою трудном пути под названием «школа».

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой

степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения

привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой.

По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и

обобщающим, и уроком комбинированного типа. Цель нетрадиционных уроков -

разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной

активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 34 года. Сейчас я работаю по

традиционной

программе

«Школа

России».

Эта

программа

интересна,

так

как

реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой

учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий

осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать

причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами

работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное

обсуждение её результатов, работа учащихся в группах.

В своей работе постоянно

стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с

другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более

свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется

возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы,

чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться.

Для «сильных» учащихся- это не только прекрасная возможность проявить свои

способности,

но

и

выступить

в

роли

советчика,

помощника

более

«слабому»,

почувствовать

ответственность

за

общий

результат. Умеющий учиться

это

тот, кто умеет

вступать

в

учебные

отношения

с

любым

источником

знаний.

О

полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не

обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать

взрослого

(или

сверстника)

в

сотрудничество.

Использование наглядного и дидактического материала способствует выработке у

учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов

ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений

и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают

интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание

ребёнка. Самостоятельная работа – один из видов

активизации мыслительной деятельности учащихся.

Одна из важных задач учителя – научить детей самостоятельно работать, рассуждать и

проверять себя.

Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому

после

объяснения

нового

материала

можно

предложить

детям

выполнить

самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение

сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало.

Вести рассуждения при выполнении заданий. Когда идет проверка, обязательно нужно

выяснить, кто из ребят допустил ошибки, и попросить их дать объяснение.

Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя

одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая

малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не

может отражать реальную картину качества усвоения материала.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на

полную самостоятельность.

Индивидуальная

самостоятельная

работа

строго

учитывает

индивидуальные

особенности ученика: темп, способности по предмету

Каждый

урок

строю

таким

образом,

чтобы

ученики

наблюдали,

сравнивали,

классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика».

Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не

встречались. Это способствует развитию систематичности мышления, развитию умения

классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое.

Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в

увлекательное путешествие, становятся помощниками в поиске, запоминании и усвоении

материала. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только

подумать.

Эффект

неожиданности

включает

ориентировочно-исследовательскую

реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь

обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым

материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками

разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя

задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных

методик. Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии,

методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и

раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла

просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала,

позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех

этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый

ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно по всей теме, а можно по

отдельным смысловым блокам.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на трудности и проблемы, , в нем есть ряд

плюсов, которые перетягивают все минусы и проблемы, одним из таких безусловных

плюсов является повышение мотивации к учению, повышения интереса к предмету. Ведь

современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую

коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению

образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные

знания в будущем. Именно таков должен быть современный урок. Поэтому глаза боятся, а

руки делают. Мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – не профессия, не

общественное

положение,

не

хобби,

не

работа…

Это

смысл

моей

жизни.

Я

не работаю учителем, я живу учителем.



В раздел образования