Автор: Рогулина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения " Алчевская средняя специализированная физико-математическая школа №22"
Населённый пункт: города Алчевска Луганской Народной Республики
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок
Раздел: начальное образование
Современный урок
Опыт работы учителя начальных классов Рогулиной Елены Николаевны
Быть учителем - это призвание, быть хорошим учителем - это талант, быть хорошим
учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель
остается в цепкой памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его
долгом и порою трудном пути под названием «школа».
В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой
степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения
привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой.
По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и
обобщающим, и уроком комбинированного типа. Цель нетрадиционных уроков -
разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной
активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 34 года. Сейчас я работаю по
традиционной
программе
«Школа
России».
Эта
программа
интересна,
так
как
реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой
учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий
осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать
причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами
работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное
обсуждение её результатов, работа учащихся в группах.
В своей работе постоянно
стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с
другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более
свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется
возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы,
чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться.
Для «сильных» учащихся- это не только прекрасная возможность проявить свои
способности,
но
и
выступить
в
роли
советчика,
помощника
более
«слабому»,
почувствовать
ответственность
за
общий
результат. Умеющий учиться
–
это
тот, кто умеет
вступать
в
учебные
отношения
с
любым
источником
знаний.
О
полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не
обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать
взрослого
(или
сверстника)
в
сотрудничество.
Использование наглядного и дидактического материала способствует выработке у
учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов
ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений
и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают
интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание
ребёнка. Самостоятельная работа – один из видов
активизации мыслительной деятельности учащихся.
Одна из важных задач учителя – научить детей самостоятельно работать, рассуждать и
проверять себя.
Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому
после
объяснения
нового
материала
можно
предложить
детям
выполнить
самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение
сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало.
Вести рассуждения при выполнении заданий. Когда идет проверка, обязательно нужно
выяснить, кто из ребят допустил ошибки, и попросить их дать объяснение.
Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя
одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая
малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не
может отражать реальную картину качества усвоения материала.
Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на
полную самостоятельность.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
строго
учитывает
индивидуальные
особенности ученика: темп, способности по предмету
Каждый
урок
строю
таким
образом,
чтобы
ученики
наблюдали,
сравнивали,
классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика».
Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не
встречались. Это способствует развитию систематичности мышления, развитию умения
классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое.
Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в
увлекательное путешествие, становятся помощниками в поиске, запоминании и усвоении
материала. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только
подумать.
Эффект
неожиданности
включает
ориентировочно-исследовательскую
реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь
обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым
материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками
разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя
задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных
методик. Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии,
методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и
раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла
просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала,
позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех
этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый
ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно по всей теме, а можно по
отдельным смысловым блокам.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на трудности и проблемы, , в нем есть ряд
плюсов, которые перетягивают все минусы и проблемы, одним из таких безусловных
плюсов является повышение мотивации к учению, повышения интереса к предмету. Ведь
современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую
коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению
образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные
знания в будущем. Именно таков должен быть современный урок. Поэтому глаза боятся, а
руки делают. Мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – не профессия, не
общественное
положение,
не
хобби,
не
работа…
Это
смысл
моей
жизни.
Я
не работаю учителем, я живу учителем.