Авторы: Попова Наталия Александровна, Сиротина Анастасия Федоровна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "БТМСХ"
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: Статья
Тема: "Правовое регулирование гарантированного перечня услуг на погребение"
Раздел: среднее профессиональное
Правовое регулирование гарантированного перечня услуг на погребение
Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее
социально значимых сфер услуг и охватывает практически всё население
страны. По статистике ежегодно в Российской Федерации умирает более 2
млн. человек. В их похоронах принимает участие около 25 млн. россиян.
Значение социального пособия на погребение заключается в том, чтобы
обеспечить выполнение данных государством гарантий оказания на
безвозмездной основе перечня услуг по погребению.
Услуги по погребению оказываются специализированной службой по
вопросам
похоронного
дела,
которая
может
наделяться
органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере,
необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга,
близких
родственников,
иных
родственников, законного
представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность
осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на
погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000
рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего
года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Коэффициент индексации
определяется
Правительством
Российской
Федерации.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному
представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить
погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе
следующего перечня услуг по погребению:
а) прием заказов на похороны и оформление соответствующих документов;
б) предоставление и доставку похоронных принадлежностей по месту
нахождения умерших, перевозку автокатафалком умерших из жилых и иных
зданий, больниц на кладбища;
в) выполнение санитарно-гигиенических (омовение и облачение тела
умершего), парикмахерских и косметических услуг (бальзамирование,
гримирование) по подготовке умерших к похоронам;
г) предоставление духовых оркестров;
д) проведение траурных обрядов прощания и поминальных обедов;
ж) погребение и перезахоронение умерших (традиционное погребение -
захоронение гроба в землю);
з) создание архитектурно-ландшафтной среды мест захоронения;
и) производство и доставку похоронных принадлежностей, памятников,
памятных знаков, надмогильных и мемориальных сооружений, предметов
похоронного ритуала.
Ежегодно с 1 января 2011 года Правительство Российской Федерации
проводит индексацию предельного размера стоимости гарантированных
государством похоронных услуг по погребению и социального пособия.
Такая индексация осуществляется на основании прогнозируемого уровня
инфляции на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с абзацем шестым пункта 3 статьи 9 Федерального закона
от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» с 1 февраля 2024
года размер возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, подлежит индексации
исходя из индекса роста потребительских цен за 2023 год, размер
коэффициента
которого
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации.
В результате индексации с 1 февраля 2024 года предельный размер
социального пособия на погребение и возмещения Фондом пенсионного и
социального страхования фондом Российской Федерации стоимости услуг по
погребению составил 8 370,20 руб. В районах и местностях, где установлен
районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с
применением районного коэффициента.
Таким образом, с 1 февраля 2024 года предельный размер социального
пособия на погребение и возмещения за счет средств Социального фонда
России
стоимости
услуг
по
погребению
умерших
пенсионеров,
не
подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и граждан,
подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также
умерших
несовершеннолетних
членов
семей
граждан,
подлежавших
обязательному
социальному
страхованию
на
случай
временной
нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных
членов семей,
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного
перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких
родственников, иных родственников, законного представителя умершего или
иного
лица,
взявшего
на
себя
обязанность
осуществить
погребение
умершего.
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям,
устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Информация
о
выплате
социального
пособия
на
погребение
размещается
в
государственной
информационной
системе
«Единая
централизованная цифровая платформа в социальной сфере». Размещение и
получение указанной информации в государственной информационной
системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной
сфере» осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля
1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Правовая база оказания ритуальных услуг, сформированная в середине
1990-х гг., сегодня устарела и не соответствует реалиям рынка, не учитывает
сложившейся
практики
организации
похорон
и
работы
объектов
похоронного назначения, стремительного развития производственных и
сервисных технологий. До сих пор нормативно-правовая база похоронного
дела не модернизирована в должной степени, несмотря на масштабную
работу в этом направлении со стороны профессионального похоронного
сообщества, ряда министерств и ведомств. В России так и не выработана
единая государственная политика развития сферы ритуального обслуживания
населения.
В условиях неспособности муниципалитетов должным образом
финансировать развитие похоронного хозяйства и обеспечивать четкое
выполнение всех процедур, установленных при организации похорон, а
также отсутствия гарантий для возможных частных инвесторов, похоронное
дело оказалось в критическом положении. Повсеместно наблюдаются факты
нарушения
прав
потребителей
ритуальных
услуг,
навязывания
услуг
(товаров)
и
поборов,
нарушения
антимонопольного
законодательства,
недобросовестной
конкуренции,
дефицита
кладбищенских
земель,
отсутствия финансирования на содержание мест захоронения, некорректного
поведения работников похоронных и медицинских служб. Многочисленные
жалобы населения связаны с тем, что цены на похоронные услуги и товары
не соответствуют их качеству, а могилы зачастую предоставляются за взятки.
Информация
о
смерти
граждан
фактически
превратилась
в
товар
повышенного спроса со стороны жестко конкурирующих похоронных фирм.