Автор: Сушкова Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ЛИРА"
Населённый пункт: г. Георгиевск Ставропольского края
Наименование материала: "Применение метафорических ассоциативных карт в консультативной работе с родителями подростков"
Тема: Методические материалы для педагогов-психологов
Раздел: дополнительное образование
Применение метафорических ассоциативных карт в
консультативной работе с родителями
Техника «Сомнения, страхи, опасения» (автор Сушкова Е.В.)
Методические материалы: универсальные, сюжетные, ресурсные колоды.
Цель: осознание собственных переживаний, оказывающих влияние на стиль
семейного
воспитания,
взаимодействия
с
подростком;
прояснение
проблемной ситуации, поиск решения, обозначение собственных ресурсов
для выхода из тупика.
Роль и значение семьи в формировании личности трудно переоценить.
В
семье
тесно
сплетены
супружеские,
родительские
и
детские
взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Особенно
чувствительны к оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к
изменениям стереотипов повседневной жизни. В подростковом возрасте
детско-родительские
взаимоотношения
могут
накаляться,
возникает
напряжение, непонимание.
При
помощи
метафорических
карт
психолог
может
выяснить
проблемные области. Основополагающим является то, что не только
психолог, но и сама семья в ходе выполнения техник может увидеть зоны
риска и зоны развития в отношениях.
Описание техники:
Родителю предлагается в открытую выбрать карты и, глядя на них,
продолжить фразы:
- «Я сомневаюсь…»;
- «Я боюсь…»;
- «Мои опасения в отношении подростка заключаются в том, что…».
Размышления на тему предложенных продолжений фраз будут
способствовать
осознанию,
вербализации
переживаний
относительно
взросления подростка и могут послужить отправной точкой для построения
диалога и выбора стратегий и тактик в дальнейшей психологической работе с
семьей.
Затем из ресурсной части колоды предлагается в закрытую выбрать
несколько карт и обсудить, что может помочь родителю найти выход из
ситуации.