Автор: Рогулина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения " Алчевская средняя специализированная физико-математическая школа №22"
Населённый пункт: города Алчевска Луганской Народной Республики
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения в начальной школе. Мастер-класс
Раздел: начальное образование
«Применение активных методов обучения в начальной школе»
Рогулина Е.Н. - учитель начальных классов
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных клас-
сах.
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления».
Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм,( учителям предлагаются сладкие изюминки на вкуса)
а я поделюсь с большим удовольствием своими изюминками в работе.
- Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности.
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие
сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознатель-
ного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых
деятельностей». Г.П. Щедровицкий
Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимися
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90% - если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной
постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов
Классификация методов активного обучения (по М. Новик)
Неимитационные
Имитационные
Неигровые
Игровые
Проблемное
обучение.
Лабораторная
работа.
Практическое
занятие.
Эвристическая
лекция,
Тематическая
дискуссия.
Программированное
обучение.
Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное
упражнение.
Действия
по
инструкции.
Разбор документации.
Деловая
игра.
Разыгрывание
ролей.
Игровое проектирование.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса
или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных
связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса
(имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность
имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации кото-
рых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается суще-
ственное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной де-
ятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
3амечание 1. Для успешного проведения активных методов обучения надо иметь специальную
«тренерскую» подготовку, но, к счастью, уже существует достаточное количество методической
литературы по этому вопросу.
Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения
учебной мотивации
Замечание 3. Активные методы обучения следует также применять для:
- Активизации познавательной активности учащихся;
- Развития способности к самостоятельному обучению;
- Выработки навыков работы в коллективе;
- Коррекции самооценки учащихся;
1
- Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с
учителями).
Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидакти-
ческих целей:
- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- Развитие навыков активного слушания;
- Отработка изучаемого материала;
- Развитие навыков принятия решения;
- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Замечание 5. Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.
Доводы «за»:
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возмож-
ность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудниче-
ства.
Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мне-
ния над другим.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоя-
тельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать проду-
манные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоци-
ональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приуча-
ют работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятель-
ности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий
Доводы «против»:
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в
процессе обучения.
Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представ-
ление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одно-
го, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ниче-
го не делать
Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может
превратиться в обычную анархию.
И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главно-
го на уроке – получение знаний по конкретному вопросу
пролистать слайды
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать
конкретные задачи этапа.
АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся
локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам
начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой хорошую атмосферу в классе.
Метод «Поздоровайся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас
сегодня настроение.
2
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить
по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-
третий и сделать следующее:• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы
локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра
так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается
вперед,
кладет
ладони
на
колени
и
выставляет
локти
в
стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это
время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав
свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы
так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они при-
ветствуют
друг
друга
внутри
своей
группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными
упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Метод «Добро в ладошках»
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «переда-
ют» его соседу.
«Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательно-
сти.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подар-
ком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчи-
вается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю
этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Метод «Встреча»
Цель: определение настроения каждого и группы в целом.
Класс становится в круг. Каждый поочереди делает шаг вперёд и делает какое-нибудь движение
или жест , принимают ту или иную позу, выражая отношение к своему имени в данный момент.
Остальные пытаются выяснить какие чувства испытывает данный участник игры.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на при-
обретение знаний», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», «Вместе по-
строим дом» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку це-
лей обучения.
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солныш-
ко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих
способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; име-
на, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную ра-
боту на следующих уроках по этой теме.
3
Метод «Вместе мы построим дом»
Цель: Ученики самостоятельно формулируют свои ожидания, узнают ожидания других, наблюда-
ют за учебным процессом.
Участники мероприятия описывают свои ожидания на листиках – брёвнышках, которые наклеива-
ются в форме забора около нарисованного дома, как только ожидание исполняется, брёвнышко
перемещается на свободное в макете дома место. Если к концу урока дом построен, то учитель
правильно организовал учебный процесс.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать,
например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше по-
нять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет
использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения
личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными це-
лями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в об-
разовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры,
плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево
подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вы-
резанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить,
что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений мо-
жет быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и
способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто за-
писал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к вет-
вям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. По-
сле озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сфор-
мулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение запи-
санных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий
и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно
выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель)
также
участвует
в
процессе,
озвучивая
свои
цели,
ожидания
и
опасения.
Метод «Что у меня на сердце»
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или
«у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания
напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данно-
го мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или
вам было уютно и комфортно.
«Список покупок»
Участники определяют предпочитаемые цели работы.
Учащиеся составляют что-то в виде «списка покупок»,в котором записано всё то, что хотят сде-
лать на уроке и изучить.
Метод « Песочные часы»
4
Учитель ставит поочереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: « Скажи,
что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие
методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обуча-
ющихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятель-
ной
работы
с
новым
материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод
представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внима-
ния обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или
блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено
на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас на-
чнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы,
возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются
наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты
маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение мате-
риала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела те-
мы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал,
выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна"
по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действи-
тельно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых
аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при на-
личии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала по-
могает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент
рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему
восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут
следующие, пока не обозначенные разделы темы.
«Пустое кресло»
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на аль-
бомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и
становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у зна-
ка «?».
Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие
«Разлетевшиеся шары»
На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разно-
цветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и
прикрепляют его к слову.
Грамматическая эстафета
На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.
Учащиеся делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово
пропущенную орфограмму.
Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее коли-
чество ошибок.
5
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.
Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее за-
дание.
«Узнай себя»
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки,
корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (напри-
мер, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно исполь-
зовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные зна-
ния в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный
изюм (город Изюм).
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают
ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мини-интервью
Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».
«Составление кластера»
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассив-
ным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образова-
тельного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных
действий, мыслей, идей и сомнений.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или
иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные сто-
роны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее
и далее.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было ин-
тересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конеч-
но, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы
«Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дис-
куссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для пред-
ставления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная
остановка», «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники
разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по ав-
тобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого
формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на ли-
сте основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсужда-
ются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя груп-
6
пы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися
записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие за-
писи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной оста-
новке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа воз-
вращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и опре-
деляет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа пре-
зентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное все-
ми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в
разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Во-
просы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Метод «Ищем клад»
Этап урока: проработка содержания темы.
Количество участников: весь класс.
Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть
ценность слова, понятия.
Продолжительность проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: не требуются.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (тер-
мина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача,
сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 ми-
нут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восста-
новить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Ша-
почка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из
структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Но всякому делу на уроке – свое вре-
мя. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась,
ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: ника-
ких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воз-
дух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а за-
тем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород
из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет
грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо;
воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и
кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть.
Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок.
Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использо-
ваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа
быстрее «взбодрилась»).
7
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уве-
ренность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте,
можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутить-
ся на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра со-
знания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверен-
ность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель
предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют се-
бе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за
тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивиду-
альную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя,
он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ
"Да-нетка" учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать соучеников.
Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и
др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами:
"да", "нет", "и да и нет".
Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических сообра-
жений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему
слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к
беспорядочному перебору вопросов.
Подобные "Да-нетки" на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут
уместны на разных уроках
Примеры:
1.Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим
больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пе-
щеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех кто знаком с мифами
древних греков.)
2.Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых
душ" Гоголя).
Спасибо за внимание!
8