Автор: Пчельникова Анна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Увинский детский сад №1"
Населённый пункт: поселок Ува, Увинский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством экспериментирования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
«Увинский детский сад №1»
Из опыта работы
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших
дошкольников посредством экспериментирования»
Подготовила: Пчельникова А.А.
педагог дополнительного образования
п. Ува, 2024год
Современный дошкольник живёт в эпоху информатизации и
компьютеризации.
На
него
оказывают
влияние
все
признаки
настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы,
на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять,
фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую
очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,
мыслить
самостоятельно
и
творчески.
На
протяжении
всего
дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение
в
личности
ребёнка,
в
процессе
социализации
имеет
познавательная деятельность, которая понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как
поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Ребёнок
появляется
на
свет
с
врождённой
познавательной
направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к
новым условиям жизни. С ростом и развитием расширяется его сфера
познавательных
интересов.
Происходит
устойчивое
и
глубокое
стремление
к
познанию
окружающего
мира.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем,
исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-
дошкольник.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи - и я
запомню, дай попробовать - и я пойму». Так и ребенок усваивает все
прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют
все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств
одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек
ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет
изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает,
нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает,
рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном
процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и
повышается познавательная активность.
Явления
и
объекты
природы
привлекают
детей
красотой,
яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает
свой чувственный опыт, на котором и основывается дальнейшее
творчество.
Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем
больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том,
чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Сама
природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и
чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это
качество нужно прививать с раннего детства.
Дошкольники
–
прирожденные
исследователи.
И
тому
подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к
эксперименту,
желание
самостоятельно
находить
решение
в
проблемной ситуации. Эту деятельность нужно не пресекать, а
наоборот, активно поощрять.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать о них что – то новое, но это порой бывает
опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами,
безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами
окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в
собственной жизнедеятельности.
Удовлетворяя
свою
любознательность
в
процессе
активной
опытно - экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны,
расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать
основополагающими культурными формами, позволяющими связывать
отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того,
опытно – экспериментальная деятельность развивает у него внимание,
мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует
умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует
такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание,
аккуратность.
В работе с дошкольниками лучше всего руководствоваться
мудрым советом В.А. Сухомлинского - «Умей открывать перед
ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы
кусочек
жизни
заиграл
перед
детьми
всеми
красками
радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Чтобы опытно – экспериментальная деятельность вызывала у
детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их
пониманию. Поэтому работу с детьми лучше всего вести по двум
взаимосвязанным
направлениям
–
живая
природа
(изучение
растительного мира и человека) и неживая природа (изучение свойств
воздуха, воды, почвы, знакомство с электричеством и звуком).
Необходимо стараться так организовать детскую деятельность, в
том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в
умении
наблюдать,
запоминать,
сравнивать.
Для
качественного
проведения экспериментов подбирается разнообразный дидактический
материал и разнообразное оборудование. Создается среда для развития
познавательно-исследовательской деятельности «Мини-лаборатория»,
которая
оснащается
оборудованием
и
материалами
(природный
материал - камешки, песок, глина, перья и др., утилизированный
материал – кусочки ткани, пуговицы и др., посуда – пластиковые
чашки, тарелки, ложки, стаканы, стеклянные баночки, пластиковые
бутылки и др., прочие материалы – семена фасоли, подсолнечника,
воздушные шары, трубочки для коктейля, магниты и др, оборудование
– лупы, микроскоп, микропрепараты, колбы, пробирки).
В экспериментальную деятельность необходимо вовлекать и
родителей. Ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. С этой
целью проводятся индивидуальные консультации для родителей. Так
же родители вовлекаются в семейные проекты. В детском саду запущен
семейный проект «Опыты на кухне» среди воспитанников старших и
подготовительных групп.
Дети вместе с родителями выполняли
исследования и эксперименты по заданной теме. Мы исследовали как
хлеб будет изменяться в разных условиях хранения, доказали, что
чипсы – это удар по здоровью, познакомились с полезными свойствами
лимона, изготовили пластилин и краски в домашних условия, изучили
свойства шоколада, определили какую воду мы пьем и узнали от чего
портятся
зубы.
Семейный
проект
«Наши
меньше
друзья»
дал
возможность привлечь внимание к вопросу о важности домашнего
животного в семье, формировал бережное отношение к братьям нашим
меньшим.
Системная работа педагога и родителей помогает быть
уверенными
в
развитии
опытно-экспериментальной
деятельности
детей.
На занятиях по дополнительному образованию в ДОУ мы
проводим опыты с живой природой (например, выращиваем фасоль,
изучаем грибы, выращиваем плесень) и неживой природой (изучаем
свойства воздуха, знакомимся с камнями). В своей работе использую
методическую литературу О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом. Опыты
и
эксперименты
для
дошкольников»,
Е.А.Дмитриева
«Детское
экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со
старшими
дошкольниками»,
Н.А.Гуриненко
«Планирование
познавательно-исследовательской
деятельности
со
старшими
дошкольниками», Н.А.Поликарпов «Энциклопедия с развивающими
заданиями.
Опыты
и
эксперименты»,
О.А.Зыковой
«Экспериментирование с живой и неживой природой» и интернет-
ресурсы.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от
своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них
чувство удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом,
экспериментирование
позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей и т. д.
При этом преобразования, которые он
производит с предметами, носят творческий характер - вызывают
интерес
к
исследованию,
развивают
мыслительные
операции,
стимулируют познавательную активность, любознательность. И что
немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит
безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя
активные
поиски
решения
задачи,
выдвижение
предположений,
реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных
выводов. Можно сделать вывод, что детское экспериментирование
является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Детское экспериментирование в педагогической практике является
эффективным
и
необходимым
для
развития
у
дошкольников
исследовательской
деятельности,
познавательной
активности,
увеличения объема знаний, умений и навыков.