Напоминание

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством экспериментирования


Автор: Пчельникова Анна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Увинский детский сад №1"
Населённый пункт: поселок Ува, Увинский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством экспериментирования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

«Увинский детский сад №1»

Из опыта работы

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших

дошкольников посредством экспериментирования»

Подготовила: Пчельникова А.А.

педагог дополнительного образования

п. Ува, 2024год

Современный дошкольник живёт в эпоху информатизации и

компьютеризации.

На

него

оказывают

влияние

все

признаки

настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы,

на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять,

фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от

человека требуется не только владение знаниями, но и в первую

очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,

мыслить

самостоятельно

и

творчески.

На

протяжении

всего

дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное

значение

в

личности

ребёнка,

в

процессе

социализации

имеет

познавательная деятельность, которая понимается не только как

процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как

поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Ребёнок

появляется

на

свет

с

врождённой

познавательной

направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к

новым условиям жизни. С ростом и развитием расширяется его сфера

познавательных

интересов.

Происходит

устойчивое

и

глубокое

стремление

к

познанию

окружающего

мира.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем,

исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-

дошкольник.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи - и я

запомню, дай попробовать - и я пойму». Так и ребенок усваивает все

прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют

все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств

одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек

ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет

изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает,

нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает,

рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном

процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и

повышается познавательная активность.

Явления

и

объекты

природы

привлекают

детей

красотой,

яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает

свой чувственный опыт, на котором и основывается дальнейшее

творчество.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем

больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том,

чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Сама

природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и

чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это

качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники

прирожденные

исследователи.

И

тому

подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к

эксперименту,

желание

самостоятельно

находить

решение

в

проблемной ситуации. Эту деятельность нужно не пресекать, а

наоборот, активно поощрять.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать о них что – то новое, но это порой бывает

опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами,

безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами

окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в

собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя

свою

любознательность

в

процессе

активной

опытно - экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны,

расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать

основополагающими культурными формами, позволяющими связывать

отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того,

опытно – экспериментальная деятельность развивает у него внимание,

мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует

умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует

такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание,

аккуратность.

В работе с дошкольниками лучше всего руководствоваться

мудрым советом В.А. Сухомлинского - «Умей открывать перед

ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы

кусочек

жизни

заиграл

перед

детьми

всеми

красками

радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось

еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Чтобы опытно – экспериментальная деятельность вызывала у

детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их

пониманию. Поэтому работу с детьми лучше всего вести по двум

взаимосвязанным

направлениям

живая

природа

(изучение

растительного мира и человека) и неживая природа (изучение свойств

воздуха, воды, почвы, знакомство с электричеством и звуком).

Необходимо стараться так организовать детскую деятельность, в

том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в

умении

наблюдать,

запоминать,

сравнивать.

Для

качественного

проведения экспериментов подбирается разнообразный дидактический

материал и разнообразное оборудование. Создается среда для развития

познавательно-исследовательской деятельности «Мини-лаборатория»,

которая

оснащается

оборудованием

и

материалами

(природный

материал - камешки, песок, глина, перья и др., утилизированный

материал – кусочки ткани, пуговицы и др., посуда – пластиковые

чашки, тарелки, ложки, стаканы, стеклянные баночки, пластиковые

бутылки и др., прочие материалы – семена фасоли, подсолнечника,

воздушные шары, трубочки для коктейля, магниты и др, оборудование

– лупы, микроскоп, микропрепараты, колбы, пробирки).

В экспериментальную деятельность необходимо вовлекать и

родителей. Ни одну воспитательную или образовательную задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. С этой

целью проводятся индивидуальные консультации для родителей. Так

же родители вовлекаются в семейные проекты. В детском саду запущен

семейный проект «Опыты на кухне» среди воспитанников старших и

подготовительных групп.

Дети вместе с родителями выполняли

исследования и эксперименты по заданной теме. Мы исследовали как

хлеб будет изменяться в разных условиях хранения, доказали, что

чипсы – это удар по здоровью, познакомились с полезными свойствами

лимона, изготовили пластилин и краски в домашних условия, изучили

свойства шоколада, определили какую воду мы пьем и узнали от чего

портятся

зубы.

Семейный

проект

«Наши

меньше

друзья»

дал

возможность привлечь внимание к вопросу о важности домашнего

животного в семье, формировал бережное отношение к братьям нашим

меньшим.

Системная работа педагога и родителей помогает быть

уверенными

в

развитии

опытно-экспериментальной

деятельности

детей.

На занятиях по дополнительному образованию в ДОУ мы

проводим опыты с живой природой (например, выращиваем фасоль,

изучаем грибы, выращиваем плесень) и неживой природой (изучаем

свойства воздуха, знакомимся с камнями). В своей работе использую

методическую литературу О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом. Опыты

и

эксперименты

для

дошкольников»,

Е.А.Дмитриева

«Детское

экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со

старшими

дошкольниками»,

Н.А.Гуриненко

«Планирование

познавательно-исследовательской

деятельности

со

старшими

дошкольниками», Н.А.Поликарпов «Энциклопедия с развивающими

заданиями.

Опыты

и

эксперименты»,

О.А.Зыковой

«Экспериментирование с живой и неживой природой» и интернет-

ресурсы.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от

своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них

чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом,

экспериментирование

позволяет ребенку

моделировать в своем сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей,

закономерностей и т. д.

При этом преобразования, которые он

производит с предметами, носят творческий характер - вызывают

интерес

к

исследованию,

развивают

мыслительные

операции,

стимулируют познавательную активность, любознательность. И что

немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит

безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя

активные

поиски

решения

задачи,

выдвижение

предположений,

реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных

выводов. Можно сделать вывод, что детское экспериментирование

является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Детское экспериментирование в педагогической практике является

эффективным

и

необходимым

для

развития

у

дошкольников

исследовательской

деятельности,

познавательной

активности,

увеличения объема знаний, умений и навыков.



В раздел образования