Автор: Назаренко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Прасковейский Агро-технологический техникум
Населённый пункт: с.Прасковея
Наименование материала: статья
Тема: Практическая направленность деятельности студентов на уроках
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАСКОВЕЙСКИЙ АГРО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Доклад
«Практическая направленность деятельности сту-
дентов на уроках»
Преподаватель
Назаренко И.А.
с. Прасковея
Меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы
привели к необходимости изменения характера управления и обновления со-
держания профессионального образования. Безусловно, огромная роль в этом
отводится самим образовательным учреждениям и педагогам, работающим в
них.
В системе образования существует несколько подходов к практико-
ориентированному образованию:
организация учебной деятельности с целью погружения обучающихся в про-
фессиональную среду, соотнесение представления о профессии с требовани-
ями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознание собственной роли в со-
циальной работе (Ю. Ветров, Н. Клушина).
внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствую-
щих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной
деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспе-
чивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по из-
бранной специальности (П. Образцов, Т. Дмитриенко).
использование возможностей контекстного (профессионально направленно-
го) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плот-
никова, В. Шершнева и др.).
приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятель-
ности(деятельностно-компетентностный подход) (Ф Ялалов и др.).
Образование не может быть практико-ориентированным без приобрете-
ния опыта деятельности. В системе профессионального образования в рамках
деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности выступает как
готовность личности к определенным действиям и операциям на основе име-
ющихся знаний, умений и навыков, является внутренним условием движения
личности к цели. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятель-
ности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов дея-
тельности. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе
традиционная дидактическая триада дополняется новой единицей:
Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности
С точки зрения современных требований надо не только дать зна-
ния, но и научить самостоятельно добывать, анализировать, корректи-
ровать и применять их для решения жизненных задач, научить опера-
тивно обновлять и пополнять запас знаний в течение всей жизни.
Формирование опыта деятельности более точно определяется методами дея-
тельностного и компетентностного подхода. Деятельностный подход направ-
лен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентирован-
ного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный
характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на до-
стижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.
Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих усло-
виях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс
учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и
опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально зна-
чимых компетентностей.
Говоря о практико-ориентированном образовании, направленном на
формирование компетенций, следует обратить внимание на потенциал прак-
тико-ориентированных заданий. Результатом практико-ориентированных за-
даний является овладение учащимися определенным набором способов дея-
тельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Эти
способы деятельности будут востребованы, т.е. станут их личным ресурсом,
основой социального успеха учащихся в современных социально-экономиче-
ских условиях.
От других видов учебных заданий практико-ориентированные от-
личают следующие признаки:
являются интегрированными;
формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Одним из результатов выполнения практико-ориентированных заданий
является формирование «функциональной грамотности», что позволяет сту-
денту успешно действовать, согласно присвоенным алгоритмам, в стандарт-
ной ситуации в соответствии с поставленной целью. В таком результате на-
лицо интеграция знаний о способе, объекте и ресурсах действия и опыта дан-
ного действия.
Таким образом, налицо еще один признак, выделяющий практико-ори-
ентированные задания из других видов учебных заданий - это формирование
компетентности разрешения проблем, целеполагания и планирования, кото-
рая проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до кон-
кретного содержания и проявления в конкретной ситуации. Все это образует
компетентность личности, готовой к постановке цели и организации внешних
и внутренних ресурсов для ее достижения в ситуации неопределенности.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать
познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном про-
странстве. Студенты самостоятельно собирают информацию, опираясь на
свой жизненный опыт. Таким образом, в результате своей творческой прак-
тической деятельности студенты не только приобретают новые знания и уме-
ния, но и создают конечный продукт в виде проектно-исследовательских ра-
бот.
Профессиональный интерес является главным мотивом активиза-
ции учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуа-
цию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не
будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого
отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал со-
держит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а
порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная актив-
ность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной
проблемы, изучения опыта её решения.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько
основных способов формирования практико-ориентированных заданий:
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при вы-
полнении студентами практических заданий в лицее, дома и т.д.;
Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или
поиск путей его практического применения;
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности,
порождающему противоречия между житейскими представлениями и науч-
ными понятиями об этих фактах;
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их
опытная проверка;
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений,
правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
Организация межпредметных связей, использование фактов и данных
наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
Практико-ориентированый характер экономики как науки и как сферы
общественных отношений делают возможным перевести обучение от знани-
евого к деятельностному обучению, позволяет широко применять практико-
ориентированные задания.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: вы-
сокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность учащихся, связь получен-
ных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной
пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисци-
плинированность.
Используемая литература:
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-
ско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.
2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. –
2006. – №286. – С. 11.
3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности
студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский
центр БГУ, 2005. – С. 438-440.
4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика,
№ 10. – 2005. – С. 27-33.
5. Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего
не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.