Напоминание

Практическая направленность деятельности студентов на уроках


Автор: Назаренко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Прасковейский Агро-технологический техникум
Населённый пункт: с.Прасковея
Наименование материала: статья
Тема: Практическая направленность деятельности студентов на уроках
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАСКОВЕЙСКИЙ АГРО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Доклад

«Практическая направленность деятельности сту-

дентов на уроках»

Преподаватель

Назаренко И.А.

с. Прасковея

Меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы

привели к необходимости изменения характера управления и обновления со-

держания профессионального образования. Безусловно, огромная роль в этом

отводится самим образовательным учреждениям и педагогам, работающим в

них.

В системе образования существует несколько подходов к практико-

ориентированному образованию:

организация учебной деятельности с целью погружения обучающихся в про-

фессиональную среду, соотнесение представления о профессии с требовани-

ями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознание собственной роли в со-

циальной работе (Ю. Ветров, Н. Клушина).

внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствую-

щих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной

деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспе-

чивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по из-

бранной специальности (П. Образцов, Т. Дмитриенко).

использование возможностей контекстного (профессионально направленно-

го) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плот-

никова, В. Шершнева и др.).

приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятель-

ности(деятельностно-компетентностный подход) (Ф Ялалов и др.).

Образование не может быть практико-ориентированным без приобрете-

ния опыта деятельности. В системе профессионального образования в рамках

деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности выступает как

готовность личности к определенным действиям и операциям на основе име-

ющихся знаний, умений и навыков, является внутренним условием движения

личности к цели. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятель-

ности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов дея-

тельности. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе

традиционная дидактическая триада дополняется новой единицей:

Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности

С точки зрения современных требований надо не только дать зна-

ния, но и научить самостоятельно добывать, анализировать, корректи-

ровать и применять их для решения жизненных задач, научить опера-

тивно обновлять и пополнять запас знаний в течение всей жизни.

Формирование опыта деятельности более точно определяется методами дея-

тельностного и компетентностного подхода. Деятельностный подход направ-

лен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентирован-

ного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный

характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на до-

стижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.

Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих усло-

виях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс

учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и

опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально зна-

чимых компетентностей.

Говоря о практико-ориентированном образовании, направленном на

формирование компетенций, следует обратить внимание на потенциал прак-

тико-ориентированных заданий. Результатом практико-ориентированных за-

даний является овладение учащимися определенным набором способов дея-

тельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Эти

способы деятельности будут востребованы, т.е. станут их личным ресурсом,

основой социального успеха учащихся в современных социально-экономиче-

ских условиях.

От других видов учебных заданий практико-ориентированные от-

личают следующие признаки:

являются интегрированными;

формируются и проявляются исключительно в деятельности.

Одним из результатов выполнения практико-ориентированных заданий

является формирование «функциональной грамотности», что позволяет сту-

денту успешно действовать, согласно присвоенным алгоритмам, в стандарт-

ной ситуации в соответствии с поставленной целью. В таком результате на-

лицо интеграция знаний о способе, объекте и ресурсах действия и опыта дан-

ного действия.

Таким образом, налицо еще один признак, выделяющий практико-ори-

ентированные задания из других видов учебных заданий - это формирование

компетентности разрешения проблем, целеполагания и планирования, кото-

рая проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до кон-

кретного содержания и проявления в конкретной ситуации. Все это образует

компетентность личности, готовой к постановке цели и организации внешних

и внутренних ресурсов для ее достижения в ситуации неопределенности.

Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать

познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном про-

странстве. Студенты самостоятельно собирают информацию, опираясь на

свой жизненный опыт. Таким образом, в результате своей творческой прак-

тической деятельности студенты не только приобретают новые знания и уме-

ния, но и создают конечный продукт в виде проектно-исследовательских ра-

бот.

Профессиональный интерес является главным мотивом активиза-

ции учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуа-

цию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не

будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого

отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал со-

держит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а

порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная актив-

ность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной

проблемы, изучения опыта её решения.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько

основных способов формирования практико-ориентированных заданий:

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при вы-

полнении студентами практических заданий в лицее, дома и т.д.;

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или

поиск путей его практического применения;

Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности,

порождающему противоречия между житейскими представлениями и науч-

ными понятиями об этих фактах;

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их

опытная проверка;

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений,

правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

Организация межпредметных связей, использование фактов и данных

наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Практико-ориентированый характер экономики как науки и как сферы

общественных отношений делают возможным перевести обучение от знани-

евого к деятельностному обучению, позволяет широко применять практико-

ориентированные задания.

Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: вы-

сокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность учащихся, связь получен-

ных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной

пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисци-

плинированность.

Используемая литература:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-

ско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.

2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. –

2006. – №286. – С. 11.

3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности

студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский

центр БГУ, 2005. – С. 438-440.

4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика,

№ 10. – 2005. – С. 27-33.

5. Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего

не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.



В раздел образования