Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Автор: Павлова Карина Юрьевна
Должность: преподаватель, биологии
Учебное заведение: КГБ ПОУ НГГПК
Населённый пункт: г.Находка, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

биологии

Павлова Карина Юрьевна,

преподаватель биологии, экологии

КГБ ПОУ «НГГПК»,

Краевое

государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-

политехнический колледж»

г.Находка

Страшная это опасность - безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает, морально калечит человека.

В. А. Сухомлинский

По утверждению психологов результативность деятельности человека

зависит лишь на 20% от его интеллекта, а на 80% от мотивов.

Вот тогда передо мной возник вопрос: «Как повысить учебную

мотивацию детей на уроках биологии?».

За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. И

одно из главных отличий заключается в отсутствии интереса к учению.

В младших классах мы видим стихийный интерес ребёнка к познанию

мира. Он как губка впитывает любые знания, однако возможности

ребёнка

не

беспредельны. В

результате

перегрузки

информацией

современные

школьники

быстро

утомляются, интерес

к

учению

пропадает. В

том

же

направлении

действует

и

природная

любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из

класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается

любознательность, падает

интерес

к

учебным

предметам, уровень

полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания

студентов учиться - недостаток внутренней мотивации.

Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что

формирование

учебной

мотивации

одна

из

центральных

проблем

современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной

деятельностью,

обновлением

содержания

обучения,

формирование

у

учеников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Приведенные

данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель

дальнейшей работы.

Цель - изучение и формирование устойчивой мотивации на уроках

биологии через включение каждого ученика в активную деятельность на

уроках через развитие внимания – одного из основных условий успешного

восприятия учебного материала, и довести представления по изучаемой теме

до формирования устойчивых знаний и возможностей применения этих

знаний на практике.

Задачи:

1.

Ознакомиться с основными методами формирования мотивации,

определить критерии оценки сформированности мотивации и приёмы её

развития.

2.

Воспитание познавательной самостоятельности как качества

личности, укрепляя в каждом ученике чувство собственного достоинства,

уверенности в своих силах и способностях.

3.

Научить использовать знания, полученные на уроках биологии, в

практической деятельности.

Предполагаемый результат: устойчивая мотивация к изучению

предмета у студентов.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования – мотивация учения школьников.

Методы исследования – анализ, сравнение, наблюдение, обобщение.

В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в

том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе

ученика учебно-познавательного мотива.

1.Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных

интересов у учеников

1.1. Понятие «мотивация» в научной литературе

Учебно-воспитательный

процесс

организован

оптимально, если

ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится.

Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из

критериев эффективности педагогического процесса.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется

по-разному. Но в основном психологи группируются вокруг следующих

точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на

намерение, на свойства личности, на состояния.

Мотивационная сфера учения.

Мотивационная сфера учения определяется:

характером

и

сформированностью

компонентов

учебно-

познавательной деятельности;

взаимодействием ученика с учителем и одноклассниками;

характеристиками мотивов учения;

зрелостью целей;

особенностями эмоций;

наличием познавательного интереса.

Можно

выделить

следующие

содержательные

блоки,

которые

отражают существенные компоненты мотивации.

Личностный смысл учения: внутреннее отношение школьника к

учению. Постижение смысла учения не происходит автоматически, его

надо формировать в процессе усвоения знаний.

Для ребят личностный смысл учения определяется системой их

идеалов, ценностей общества, семьи.

Виды мотивов учения.

Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы

подразделяются на: социальные и познавательные.

Социальные

мотивы – побуждения, связанные с

различным

взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения.

Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы

быть полезным отечеству.

Узкие – стремление занять определённое место среди других

(престиж, социальное одобрение).

Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и

процессом учебной деятельности.

Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты,

законы и т.п.).

Предметные – интерес к организации учебного труда.

Мотивы самообразования – направленность

на

самостоятельное

совершенствование знаний, работы.

Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл,

действенность,

самостоятельность

проявления

мотива,

осознанность

мотива.

Динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная

окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.

Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение

к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для

формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и

средств

обучения, способствующий развитию

интереса к обучению.

Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но

именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от

незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

Мотив по результату.

Мотив по процессу.

Мотив на оценку.

Мотив на избежание неприятностей.

Наиболее значимы первые два вида. Если используемые учителем

технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не

только в конечном результате, но и в самом процессе его достижения, и

эта деятельность личностно значима для ученика, то есть все основания

утверждать, что

таким

образом

будет

формироваться

внутренняя

мотивация.

Целеполагание.

Реализация мотивов во многом зависит от того , умеют ли

школьники ставить цели и достигать их. Умение ставить цель –

показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем

составит успешность профессиональной деятельности.

Реализация мотива в поведении.

Школьник с внутренним мотивом с удовольствием работает над

основанием учебных предметов, активно ищет дополнительные знания.

Эмоциональный компонент.

Главная

его

характеристика

переживания

школьников,

эмоциональное отношение.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и

пребывание

в

ней, обусловлены

равными взаимоотношениями

с

учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью

в

учёбе, с

радостью

преодоления

трудностей, удовлетворение

от

справедливой оценки и т.д. Всё это усиливает внутреннюю мотивацию.

2.Изучение и формирование мотивов учебной деятельности учеников на

уроках биологии

Развитие мотивации выступает средством выведения учащихся на

необходимый уровень самоорганизации в учебной деятельности.

Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе,

стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в

ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность

осуществляется.

Основными

факторами,

влияющими

на

формирование

положительной

устойчивой

мотивации

к

учебной

деятельности,

являются: содержание

учебного

материала, организация

учебной

деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной

деятельности, стиль педагогической деятельности учителя, содержание

учебного материала.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в

виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе

информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо

значения а следовательно не побуждает к учебной деятельности.

Поэтому, давая

учебный материал, я

учитываю потребности,

имеющихся у учеников данного возраста. Учебный материал подаю в

такой форме, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик.

Содержательно

и

иллюстративно

бедный

материал на уроках

биологии

не

обладает

мотивирующей силой,

и

не способствует

побуждению интереса к учению. В качестве иллюстративного материала я

использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.

Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или

темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.

Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего нужно

знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной

работы.

Этот этап состоит из трёх учебных действий:

1.

Создание учебно-проблемной ситуации.

2.

Формулировка

основной

учебной

задачи

как итога

обсуждения проблемной ситуации.

3.

Рассмотрение

вопросов

самоконтроля

и

самооценки

возможностей по изучению данной темы.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала

урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что

этот материал значим для него, он им заинтересуется.

Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся

усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи

с её содержанием. Для этого я использую не только лабораторные работы,

постановку опытов, но и такие технологии обучения как «Французская

мастерская», модульное обучение, коллективный способ обучения.

Рефлексивно-оценочный этап

связан

с анализом

проделанного,

сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали

удовлетворение от проделанной работы. Очень часто использую такую

форму как «Синквейн», хорошо известный учителям-биологам. В кабинете

биологии имеется методическая копилка синквейнов, сделанных уч-ся.

Планируется выпустить печатное пособие синквейнов, это будет еще одним

стимулом для творчества учащихся.

Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во

многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую

мотивацию, чем

индивидуальная. Групповая

форма

«втягивает» в

активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Своим одноклассникам такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.

Оценка результатов учебной деятельности. Важно, чтобы в оценке

давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной

деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги

в освоении

учебного

материала, выявлялись

причины имеющихся

недостатков, а не только констатировать их наличие. Поэтому я стараюсь

каждую оценку прокомментировать.

Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения

оказывает

влияние

стиль педагогической

деятельности

учителя,

различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль

формирует «внешнюю» мотивацию учения. Мотив «избегания неудачи»,

задерживает

формирование «внутренней» мотивации. Демократический

стиль

педагога, наоборот, способствует

«внутренней»

мотивации; а

попустительской (либеральный) стиль снижает мотивацию, и формирует

мотив «надежды на успех».

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения

рекомендуются различные формы познавательных заданий.

Содержание учебного предмета «Биология» представляет

большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей

практике использую методические приёмы предметной деятельности. Под

предметной

деятельностью

понимается

учебная

деятельность,

осуществляемая студентами в рамках предмета биологии.

Для развития предметной деятельности я использую следующие

приёмы.

Познавательная деятельность:

описание природных объектов по плану;

анализ биологических терминов;

работа с дополнительной литературой;

биологические диктанты;

решение проблемных ситуаций;

фенологические наблюдения;

опыт, практическая работа.

Преобразовательная деятельность:

проекты;

деловые и ролевые игры;

социологический опрос.

Коммуникативная деятельность:

работа с инструктивными карточками;

игры – тренинги;

работа в группах;

элементы диспута;

На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели, а затем

самостоятельно ставить свои цели, которые перерастают в мотив. Если

используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все

основания утверждать, что будет формироваться внутренняя мотивация.

Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии

является привлечение внимания учащихся к изучаемой теме материалом,

содержащим необычные сведения , способные пробудить интерес.

Например: при изучении темы «Наследование групп крови системы аво

и резус фактора у человека» учащимся предлагается небольшое сообщение,

подготовленное учеником.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было

осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени (ставшим

впоследствии

профессором

медицины)

и

хирургом

Эфферезом.

Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка.

Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний

крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание

крови от животного человеку было запрещено.

Один из противников метода писал, что «...телячья кровь, перелитая в

вены человеку, может сообщить ему все черты, свойственные скотине, —

тупость и скотские наклонности».

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский

профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел

переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. В 1830 и 1832 гг.

подобные операции были проведены в России акушером-педиатром С. Ф.

Хотовицким и акушером Г. С. Вольфом.

Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие

больные погибали по непонятным для врачей причинам.

Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости

человеческой крови.

Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который

находится на протяжении урока.

Осознание рождения нового мотива.

Для создания новой мотивации в своей практике я использую

дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются

биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др.

Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение,

например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.

Достижению поставленных целей помогают разнообразные методы и

приемы проведения уроков, где учащиеся получают знания

Проведение нестандартных уроков: «Биологический турнир»,

«Консилиум ученных» и т.д.

Психологи утверждают, что развитие ребенка осуществляется

преимущественно через игру.

Такой подход к изучению материала способствует формированию

интереса к предмету, развивает творческую активность, разнообразит виды

деятельности учеников на уроке, снимает напряжение.

Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это

вновь,

поэтому

появляется

новая

мотивационная

направленность

-

выполнить более трудное задание.

Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки.

Предлагаются задания, которые требуют внимания,

тренируют память,

логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать

причинно – следственные связи. Для этого используются кроссворды,

головоломки, загадки, викторины.

Игра «Кто лишний?»

Перед учащимися поставлена задача - определить, кто лишний в

каждом ряду и объяснить свой ответ.

ДНК рибосомы РНК нуклеиновые кислоты

Пластиды белок хлоропласт хромопласт

СПИД дифтерия герпес менингит

Изучению нового материала, повторению и обобщению способствует

решение задач по всем темам и во всех классах, это меняет характер

познавательной деятельности от репродуктивной к поисковой, формирует

общеобразовательные компетенции учащихся.

2.3. Критерии сформированности мотива учения школьников

В учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный

мотив. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов

являются следующие критерии:

Познавательная активность на уроке;

Использование дополнительной литературы;

Умение активно работать с учебным материалом;

Самостоятельность в решении задач;

Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;

Понимание значимости биологических знаний;

Интерес к профессии типа «Человек – Природа».

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и

повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах

обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.

Заключение

Использование

рассмотренных

приемов

в

учебном

процессе

способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний

учащихся по курсу биология.

В важности изучения мотивации учения никого убеждать не надо,

но в процессе исследования я пришла к выводу, что имеющиеся

методики изучения состояния мотивации учащихся малоприемлемы для

учителей

предметников

из-за

трудоёмкости,

дефицита

времени

и

недостаточной подготовленности учителей.

Активизация познавательной деятельности в обучении биологии,

позволяет

мне

достигать

определенных

результатов:

активизируется

познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной

деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету, формируется

творческое

мышление,

развиваются

коммуникативные

способности,

выполняют задания исследовательского характера, применяют полученные

знания в жизни, работают с дополнительной литературой.

Проведенное

исследование

позволяет

сделать

вывод,

что

использование

методов

активного

обучения

на

уроках

биологии

обеспечивает

повышение

уровня

мотивации

к

изучению

предмета,

следовательно, способствует качественному усвоению материала.

Список литературы

1.Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в

образовании. - Троицк, 2005. - 62 с.

2.Кучменко

В.С.,

Калинова

Г.С.

проблемы

модернизации

биологического образования //. Биология в школе. 2012.

3.Коростелева

Т.В.,

Курдюкова

Н.А.

Диагностика

учебной

мотивации // Биология в школе. – 2016.

4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном

возрасте. М.: Просвещение, 2011 .

5.Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник администрации

школы

по

организации

учебно-воспитательного

процесса. М.:

«Педагогический поиск». 2016.

6.Немов. Р.С. Психология – М.: - 2010.



В раздел образования