Напоминание

Развитие педагогического мастерства учителя в условиях ФГОС


Автор: Антонян Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Аржановская СШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: Педагогическая практика
Тема: Развитие педагогического мастерства учителя в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад

на тему :

«Развитие педагогического

мастерства учителя»

Выступила: Антонян Т.В.

2023г (педсовет учителей)

1. Педагогические знания и умения учителя.

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «учитель» определяется как на-

ставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим

человеком, т.е. воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает

овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две

составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему

поколению

общественно-исторического

опыта,

по

формированию

ценностных

ориентации и подготовке его к жизни и труду осуществляет одно лицо - учитель. Таким

образом, в современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой

являются обучение и воспитание.

Педагог,

выступает

как

целостная

личность

с

особым

складом

ума,

индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но

само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических

требований,

заставляющих

развивать

определенные

личностные

качества

как

профессионально значимые и обязательные. Фундаментом развития профессионального

мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас»

профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание –

принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень –

первостепенная задача преподавателя.

Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и

профессиональные умения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить

несколько подходов к определению педагогических умений.

Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных

действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической

деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические

особенности педагога.

Педагогические

умения

делятся

на

гностические,

конструктивные,

коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения (от греч. гпосис - знание) - это умения, с помощью которых

педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные каче-

ства,

взаимоотношения

со

сверстниками,

взрослыми,

степень

эмоционального

благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки

общественного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно

дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенство-

вания воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу

необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка,

меру

участия

обоих

родителей,

других

членов

семьи;

особенности

семейного

микроклимата и др.

Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные

наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о

чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятельность

детей,

педагогов

и

родителей.

В

отдельных

случаях

организуется

специальная

экспериментальная работа с целью выявления каких-либо особенностей в развитии детей.

Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других

воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с

целью заимствования методов, приемов образовательной работы.

Конструктивные

умения

необходимы

педагогу

для

проектирования

педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной

работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания

применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей

его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в

соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или

иными умениями педагог вносит в их деятельность изменения и усложнения. Он

проектирует материальное оснащение образовательного процесса. Конструктивные

умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий,

сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные

умения

проявляются

при

установлении

педагогически

целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями

воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения.

Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми

в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают педагогу

расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива

родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную

деятельность, так и на деятельность учеников, родителей, коллег. Организаторские

умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не

умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно

рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких

специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в

образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость

воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду

специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие, в котором в

наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.

2. Педагогическая техника, ее компоненты.

Педагогическая техника — это комплекс умений, позволяющих преподавателю

видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С.

Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть

веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Овладение педагогической техникой, позволяет быстро и точно найти нужное

слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохранять спокойствие и способность к ясному

мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит

к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися

на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и

простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры

на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать

руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект

доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед

усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая

назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами

саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма;

контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи,

дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно

связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых,

приходится приблизительно ¼ - ½ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного

восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Ученые считают, что как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет

воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым,

слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и

содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое

сообщение до аудитории. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на

публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь

внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а

может препятствовать ей.

Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь

хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать

над дикцией, дыханием и голосом.

Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким,

звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение

его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь

между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое

общение.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том,

что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний,

позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников,

является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

И в заключение приведем слова А.С. Макаренко «Мастерство воспитателя не

является каким – то особым искусством… но это специальность, которой надо учить, как

надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

3.

Педагогические способности учителя

Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к

педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических

процессов,

содействующих

успешности

педагогической

деятельности.

Анализ

педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно

обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и

прочно педагог овладевает способами и приемами педагогической деятельности.

Виды способностей.

Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную

легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов

деятельности.

Способности

Общие

Специальные

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в

какой- либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и

вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных,

математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно –

теоретическим размышлениям. Практические способности предполагают склонность

человека к конкретным, практическим действиям. Часто они сочетаются друг с другом.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в

том или ином виде деятельности определяется как талант.

Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека

выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Выделяют

конструктивные,

организаторские,

коммуникативные

компоненты

педагогической

деятельности.

Педагог

должен

обладать

соответствующими

способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность

ученика,

отбирать

и

композиционно

строить

учебно–воспитательный

материал

применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в

различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные

взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого

ученика.

Общительность, коммуникабельность – это не только потребность в общении, но и

чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность.

Коммуникабельность

помогает

развитию

перцептивных

способностей,

таких

как

профессиональная зоркость и наблюдательность.

Способность наблюдать – сложное качество. Она проявляется не только в умении

видеть, слышать, но и в наличие интереса к тому, на что направлено наше внимание, а

также в интенсивной работе ума по переработке информации.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание –

принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Можно выделить следующие профессиональные знания:

- знание своего предмета;

- знание психолого–педагогических дисциплин;

- знание методики обучения и воспитания;

- знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

Педагогические умения, способствующие овладению педагогической техникой

можно условно разделить на две группы:

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

- владение своим организмом (мимика, пантомимика);

- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения,

создание творческого самочувствия);

-

социально

перцептивные

способности

(внимание,

наблюдательность,

воображение);

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив и

раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим

общением и пр.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния

движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся

более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную

значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому

оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице

человека глаза – зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности

своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть

обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное,

рисует образ.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися

на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и

простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры

на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и

открытых углов.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами

саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма;

контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи,

дыхания); самовнушение и др.

Ко второй группе умений, как было сказано выше, относятся гностические,

конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения.

Гностические умения (от греч. гпосис - знание) - это умения, с помощью которых

педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные каче-

ства,

взаимоотношения

со

сверстниками,

взрослыми,

степень

эмоционального

благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки

общественного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно

дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенство-

вания воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу

необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка,

меру

участия

обоих

родителей,

других

членов

семьи;

особенности

семейного

микроклимата и др.

Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные

наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о

чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятельность

детей,

педагогов

и

родителей.

В

отдельных

случаях

организуется

специальная

экспериментальная работа с целью выявления каких-либо особенностей в развитии детей.

Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других

воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с

целью заимствования методов, приемов образовательной работы.

Конструктивные

умения

необходимы

педагогу

для

проектирования

педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной

работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания

применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей

его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в

соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или

иными умениями педагог вносит в их деятельность изменения и усложнения. Он

проектирует материальное оснащение образовательного процесса. Конструктивные

умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий,

сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные

умения

проявляются

при

установлении

педагогически

целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями

воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения.

Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми

в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают педагогу

расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива

родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную

деятельность, так и на деятельность учеников, родителей, коллег. Организаторские

умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не

умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно

рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких

специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в

образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость

воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду

специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие, в котором в

наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.

Таким

образом,

для

овладения

педагогической

техникой

необходимо

формирование

у

педагога

определенных

профессиональных

знаний,

а

также

формирование и развитие педагогических умений, способствующих профессиональному

росту, росту педагогического мастерства.

Профессиональные умения и знания – прижизненные образования, которые

приобретаются и развиваются в процессе профессиональной деятельности, саморазвития

и самовоспитания педагога, поэтому уровень развития профессиональных знаний и

педагогических умений будет зависеть от личности педагога, его желания и стремления к

совершенству.

4.

Педагогический такт, его сущность и проявление на занятиях.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется как чувство меры,

создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.

В Педагогическом энциклопедическим словаре под редакций Б.М. Бим-Бада такт

педагогический трактуется как принцип меры, который педагог должен соблюдать в

процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем

культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные

меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и конфликтных), не

унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию.

Итак, специфика педагогического такта заключается в том, он является мерой

профессионального поведения учителя, его действий, поступков; это важное условие

построения правильного общения педагога и воспитанников, педагога и коллектива; это

мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и

взаимодействия.

Педагогический такт предполагает учет личностных особенно субъектов общения,

соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

В процессе общения учителя и учащихся могут складываться два эмоциональных

полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога

организовать

взаимоотношения,

базирующиеся

на

положительных

эмоциях.

От-

рицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель

воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения

положительного эмоционального эффекта.

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю

строить

общение

на

положительных

эмоциях,

устанавливать

и

поддерживать

психологический контакт с детьми.

Сложность

раскрытия

сущности

педагогического

такта

обусловлена

специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт». Это

нравственная

категория,

помогающая

регулировать

взаимоотношения

людей.

Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых

сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным

— нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается

с развивающейся личностью.

Педагогический такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Педагогический такт отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только

свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это

воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую

задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений,

приближая педагога к поставленной цели.

«Конфликт между педагогом и ребенком – большая беда для школы» - говорил

В.А. Сухомлинский. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о

ребенке несправедливо. Умение избежать конфликтов – одна из составных частей

педагогической мудрости учителя».

Педагог может повлиять только на того ребенка, который доверяет ему, только

тогда возможно разрешить любую ситуацию, когда педагога и воспитанника объединяет

общность духовных интересов.

Результативность воспитательного влияния определяется тем, насколько педагог

внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему – детству –

период развития человеческой индивидуальности.

5.

Классификация (типы) педагогических задач, их схемы

решения

Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает

уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуации с целью ее

преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической

деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они создаются

как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специально.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую

задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений,

приближая педагога к поставленной цели.

Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее,

подчас не придавая ей значения. Она может восприниматься как задача, но решаться

нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не

разрешая конфликт, а усугубляя его.

Составные части педагогической задачи

Определение

педагогической ситуации

в целостном процессе

педагогической

деятельности

Осознание мотивов,

поступков, особенностей

взаимоотношений детей и

взрослых, позиции

педагога

Первый этап решения педагогической задачи — анализ ситуации и осознания

проблемы. Начинающие преподаватели опускают эту стадию и принимаются сразу за ее

решение, торопятся, не осознают глубины конфликта, стереотипно воспринимают си-

туацию как уже встречавшуюся в практике.

Второй этап — анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном

процессе педагогической деятельности, характеристика воспитанников, воспитателей, их

взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности,

специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог

может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

Заключительный этап — выдвижение гипотезы, когда педагог выбирает из

имеющегося

теоретического

багажа

и

опыта

наиболее

целесообразные

приемы,

требующие активного мышления и воображения.

После того как пройдены все фазы решения педагогической задачи, выбирается

система методов, ибо один прием оказывается малодейственным.

6.

Функции и структура педагогического общения

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех,

кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою

профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.

Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека

принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности; владеть

общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия,

представления, внимания), культурой поведения, общения; уважать, знать и понимать

ученика, являясь организатором учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве

партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие

учителя-воспитателя

со

своими

коллегами,

учащимися

и

их

родителями,

с

представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в

сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель—

ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического

процесса.

Список литературы

1.

Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. – М., 2004

2.

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для

студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1999

3.

Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1989

4.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987

5.

Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. – М. -1990

6.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Школа, 1997

7.

Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.И. – М.: Просвещение,

1989

Реализация действий,

разрешение ситуации,

анализ, выводы, установка

на будущее

Выдвижение гипотезы

решения педагогической

задачи, выбор приемов,

осознание возможных

реакций на их воздействие

8.

Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /

под ред. В.А. Сластенина. – М.,1998

9.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981

10.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1980



В раздел образования