Авторы: Абаева Наталья Эггертовна, Наталья Эггертовна Абаева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Дороховская ДШИ"
Населённый пункт: п. Дорохово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогическая деятельности преподавателя детской школы искусств, особенности методической поддержки.
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я
Р А З Р А Б О Т К А
Педагогическая деятельности преподавателя
детской школы искусств, особенности
методической поддержки.
Преподаватель Абаева Н.Э.
2024г
Содержание
Введение
……………………………………………………………………….. 2
I. Педагогические и методические аспекты в
деятельности преподавателя детской школы искусств
………... 4
1.1. Структура содержания музыкальной педагогики………………...….. 4
1.2. Специфика процесса воспитания, ориентированная на
особенности детской психологии…………………………………................. 11
1.3. Дидактические принципы актуальные для
музыкальной педагогики…………………………………………………….. 15
Заключение
……………………………………………………………….….. 22
Библиографический список
,,,,,,,,,,,,,,,………………………………….. 24
2
Введение.
Музыкальное воспитание – одно из центральных составляющих эстетического воспитания,
оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется
спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с
другой.
Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а
художественные учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию,
которое способствует гармоничному развитию личности. Основываясь на этой концепции
воспитания подрастающего поколения, в нашей стране была создана значительная сеть
художественных учебных заведений по различным видам искусства, в том числе и детских
музыкальных школ, и школ искусств.
Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой
социально-эстетической основе реалистические традиции русской исполнительской культуры,
присущий ей исключительно высокий уровень требований. Однако кардинальные изменения,
произошедшие в российском обществе на рубеже XIX и XX веков, сказываются и на деятельности
музыкальных школ. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время
вносит в них свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с
учетом требований современности.
В связи с этим возникает проблема использования проверенных временем методов
преподавания и посредством их адаптации к современным условиям обучения музыке изменять
некоторые аспекты учебного процесса.
В данной работе предметом исследования избраны отдельные аспекты деятельности
преподавателя ДШИ связанные с реализацией педагогических принципов и методов воздействия на
учащихся.
В связи с рассматриваемой проблемой в работе предполагается ответить на вопросы,
позволяющие определить наиболее важные профессионально-значимые качества преподавателя,
составляющие основу педагогического мастерства:
- какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант-педагог?
- достаточно ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструменте, обладать
исполнительским мастерством и знать определенное число методических приемов?
Другая категория рассматриваемых в работе вопросов посвящена функции преподавателя
ДШИ, как источника воспитания личностной культуры учащегося. В этом контексте предлагается
осмысленно относиться к задаче обучения в музыкальной школе, когда первостепенной является не
подготовка профессионального музыканта, а воспитание творческой, культурной личности, члена
сообщества, где существует приоритет духовности. Поскольку музыкальная педагогика – часть
общей педагогики, путь ее развития представляет собой проекцию всей методологии с учетом
специфики: осмысление ключевых проблем современной жизни и воздействие на социально-
культурный процесс функционирования общества.
Созданные в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные
планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального
образования на государственном уровне.
Основываясь на задачах, стоящих перед начальным музыкальным образованием, в
методической
разработке
объектом
исследования
избрано
содержание
профессиональной
деятельности преподавателя ДШИ. А также рассмотреть в комплексе взаимодействие субъекта и
объекта обучения, степени их самостоятельности в выборе средств достижения цели обучения и
воспитания.
I. Педагогические и методические аспекты в
деятельности преподавателя детской школы искусств.
1.1.
Структура содержания музыкальной педагогики.
3
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем
определены человеческие эмоции. Это заключено в выражении А. В. Луначарского о том, что
динамика звуков, их сила, рост, скорость и другое есть именно то, что в звуках соответствует
интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных
аффектов. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.
Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального
познания и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития духовной сферы человека,
особенно в детстве – наиболее восприимчивом из всех возрастов.
Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой
инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними
знаниями, но не в меньшей мере и творческой изобретательностью.
Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая
деятельность учителя музыки (как и любого учителя) зависит, с одной стороны, от педагогической
направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от его
профессиональных знаний, владения музыкально педагогической техникой.
Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить,
чему учить и как учить. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является
постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного
ученика.
Естественно, что поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на
понимании
общих
закономерностей
формирования
и
совершенствования
музыкальных
способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления.
Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов
воздействия на него все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику
учебного процесса. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний,
развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития
молодого музыканта.
Первичность развития художественного мышления над совершенствованием игрового
аппарата учащегося, к сожалению, часто перестает быть императивом в ряду задач преподавателя в
учебном процессе музыкальной школы. Художественное мышление как способ постижения сути
музыкального творчества основывается, прежде всего, на степени самостоятельности учащегося в
классных и, тем более, в домашних занятиях. Степень предоставления самостоятельности
учащегося в процессе обучения определяется направленностью мотивации учения, волей к
достижению результата и личностными качествами учащегося, определяющих эффективность
деятельности – креативный способ мышления, амбициозность, склонность к победе в соревновании
и другими. Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель в афористичной манере замечал: «Роль
педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».
Современная
подростковая
психология,
опираясь
на
фундаментальные
исследования
отечественных и зарубежных ученных, предлагает рассматривать личность как комплекс
поведенческих реакций на окружающий мир.
Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление
коммуникативного
начала,
«диалогичность».
Учащиеся
становятся
не
только
объектом
педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического
воздействия: от авторитарных – до демократичных, толерантных, либеральных.
Понятие педагогика включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие.
Воспитание связано с взаимоотношениями людей в различных ситуациях, определяется как
социально
направляемый,
регулируемый
процесс
формирования
и
развития
личности
в
соответствии с общественными идеалами.
4
Под развитием
подразумевается, прежде всего, способность учащихся к овладению
педагогически выделенным содержанием культуры. При условии понимания культуры как
прогрессивно-творческой
деятельности
человечества
во
всех
сферах
бытия
и
сознания,
направленной на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой
истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил
человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный
опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство, литература, философия,
мораль, просвещение и т.д.), а также о культуре политической (цели, средства, результаты
деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития
личности как субъекта преобразования общественных отношений) [11; 225].
Слово образование имеет два значения: организационно-практическое и научное. Смысловая
двойственность этого слова встречается в повседневной жизни: система образования в стране –
организационная структура, в которую включены определенного типа учреждения (дошкольные,
школы, средние специальные и высшие учебные заведения и т.д.). Понятие «образование»
характеризует также содержательную педагогическую сторону («образованный музыкант»,
«музыкально-образовательный процесс» и др.) Не случайно «образование» сродни «образу», что
означает вид, облик, живое наглядное представление о ком-либо или о чем-либо.
Обучение имеет более узкий смысл – передача учащемуся необходимых знаний, умений,
навыков.
Учебный процесс детской школы искусств должен быть организован так, чтобы она
содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального
кругозора.
По словам В. Сухомлинского то, что упущено в детстве невозможно возместить в юности и
тем более в зрелом возрасте. Это правило распространяется на все сферы духовной жизни ребенка и
особенно на эстетическое воспитание. Чуткость и восприимчивость к красоте, отзывчивость на нее,
в детские годы значительно глубже, чем в более поздние периоды развития личности…
При выборе методов воспитания чувства прекрасного важно помнить о том, что ребенок не
любит то, что дается ему совершенно легко, без всякого труда. Приобретение представлений и
переживаний, контакт с красотой ребенок ощущает и запоминает тем ярче, чем значительнее для
него преодоление каких-либо сопутствующих трудностей.
Неразрывная связь всех педагогических понятий является основой функции музыкальной
школы.
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а
лейтмотив музыкально-педагогической деятельности – духовность, содержанием которой является
то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути
познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой,
искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают
учащиеся. Именно педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь
детей.
Восприятие музыки – одна из форм приобщения к музыке, вследствие того, что
активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства мысли.
Чтобы правильно разобраться в многочисленных факторах, накопленных музыкальной
педагогикой прошлого и настоящего, суметь их переосмыслить и применить на практике,
необходимо изучить методологические принципы теории музыкального воспитания и методики
игры на музыкальных инструментах.
Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной, установленной системе
«рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили». Методика, прежде всего, стремится
раскрыть общие закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя
музыки. Ее основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического
5
процесса во всей его сложности и противоречивости, формирование системы методических
взглядов, основанных на пере осмыслении выводов практики.
Методика музыкального воспитания входить в систему педагогических наук и занимает в
ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального
воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики
музыкального воспитания обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании
подрастающего поколения. Именно знание методики позволяет педагогу воспитывать у детей
понимание музыки и интерес к музыкальному искусству, формировать взгляд на его сущность и
роль в жизни общества.
Развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального
искусства, школы.
Теснейшая связь с эстетикой, представляющей методологическую основу музыкального
воспитания, которые выдвигают свои принципы: единство эмоционального и сознательного,
художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства и чувства
формы.
Принцип единства эмоционального и сознательного обусловлен спецификой музыкального
искусства и особенностями его восприятия, развитие которого требует осознания эмоциональных
впечатлений, вызываемых музыкой, а также ее доступных выразительных средств.
Принцип
единства
художественного
и
технического
основывается
на
том,
что
художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и
умений, овладение которыми является средством для достижения цели – художественного
исполнения музыкального произведения, но при условии развития творческой инициативы
учащегося.
Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы должен
лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и
последовательному развитию музыкальных способностей у детей формируются представления о
принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных
возможностях музыкальных форм.
Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении
методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием
музыкального воспитания; развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием
у них музыкального слуха и голоса, технических навыков; возрастными и индивидуальными
особенностями; возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащихся.
В задачи методики входит совершенствование различных форм учебно-воспитательного
процесса музыкальной школы: уроки по специальности теоретические занятия, коллективное
музицирование, предмет по выбору, внеклассная и внешкольная работа (концерты, творческие
отчеты, музыкальные встречи, праздники и т. д.). Современная методика предусматривает связь
учебного материала ДШИ с близкими учебными предметами общеобразовательной школы:
литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления
всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирования их духовной культуры.
Преподавателю предоставляются широкие возможности применять свои знания, опыт и
педагогическое умение в определении способа решения частных, "подсобных" задач для
достижения главной цели - всестороннего развития ученика. И все же, предполагая наличие
многосторонних, обширных знаний и разнообразных умений у преподающих игру на музыкальных
инструментах, методика не указывает конкретные пути их осуществления в учебно-воспитательном
процессе. Являясь, бесспорно, ценным руководством и подспорьем для педагогов, она все-таки о
самом главном вопросе-усвоении учеником изучаемого им материала - не говорит ничего. Таким
образом, общепринятая методика только однозначно отвечает на вопрос о способах обучения, а
ведь учебный процесс - это двусторонний и вместе с тем единый по своему содержанию акт,
объединяющей силой которого является живое творчество, как преподавателя, так и ученика,
6
сливающееся в одно целое. И поэтому занятия с каждым учеником отдельно обладают большим
преимуществом благодаря непосредственному контакту педагога с учащимся.
На протяжении длительного времени сложилась определенная методика обучения в ДШИ,
особенностью которой является то, что воспитание в музыкальной школе нельзя рассматривать как
некоторое дополнение к процессу обучения. Оно охватывает весь педагогический процесс,
интегрирует занятия, разнообразную деятельность и общение, а главное – составляет органическое
единство с учебным процессом. Музыкальные школы, где обучались дети игре на различных
инструментах. Нотная грамота, лежащая в основе данного вида искусства, является той
психологически, универсальной основой, которая представляет собой признак профессиональной
идентичности.
1.2.
Специфика процесса воспитания, ориентированная на особенности детской
психологии.
Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в
класс своего педагога. Внешний вид помещений, манера общения педагога - уже оказывают
большое влияние на поведение ученика.
Известно, что уроки в ДШИ начинаются и кончаются не по звонку, но их точное
своевременное начало является чрезвычайно важным моментом в вопросе воспитания у учеников
дисциплины труда и организованности. Содержание урока является основой воспитательной
работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа
над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно - выбор репертуара. По
мнению видных педагогов, умело составленный репертуар - важнейший фактор воспитания
музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие отобранных для работы
в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим
произведениям, индивидуальная направленность репертуара – все это положительно сказывается на
результатах общемузыкального и технического развития ученика.
Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств – внимания,
сосредоточенности, настойчивости и других. Ведь именно наличие внимания, способствует
быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность –
способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.
Дети, которым удается своевременно организовать и дисциплинировать внимание и те,
которые еще при приеме обнаружили предпосылки волевых качеств, значительно опережают в
успехах детей, хотя и более одаренных музыкально, но недостаточно организованных и не
обладающих ни необходимыми волевыми качествами, не достаточно дисциплинированным
вниманием.
В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке,
необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера,
организованности ребенка и меньше – с физическим и умственным развитием.
Не умение читать, а умение быть внимательным; не количество стихов, которые заучил
ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти
признаки (при наличии музыкальных) данных должны быть решающими при определении возраста,
подходящего для начала обучения.
В воспитании волевых качеств немалую роль играет правильно поставленная педагогом
цель занятий на данном этапе.
Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и
становиться стимулом действий, а поэтому цель должна быть осознана и ясна. Отдаленная цель –
«научить играть» не может быть стимулом для ребенка, не может постоянно воздействовать на него
вовремя ежедневных занятий, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой,
а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.
7
Ребенку (как и взрослому ученику) необходимо время от времени «обеспечить успех»,
который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности. Одновременно с этюдами, гаммами
и трудными пьесами, которые способствуют усвоению различных навыков, необходимо проходить
также и легкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет уверенность в
своих
силах,
взывает
желание
работать
и
воспитывает
у
учеников
с
самого
начала
целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.
В условиях ДШИ, где основная форма работы – индивидуальное обучение в классе по
специальности, ответственным за воспитание учащихся в первую очередь является педагог по
специальности. Однако индивидуальные занятия не имеют в то же время целого рада возможностей
воздействия педагога на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива
активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими
товарищами. Кроме того, некоторые учебно-воспитательные мероприятия нецелесообразно
проводить с каждым учеником отдельно; ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся
через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навык самоторможения,
умение владеть собой, добиваться общей цели.
В решении своих проблем музыкальная методика опирается на психологию. Ведь изучение
развития музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее
проявлений и развития; без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая
деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы доступности учащимся того
или иного материала, его объема, а также эффективности используемых методов.
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и
интеллектуальной сфер психики ребенка, единства аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает
огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.
Развитие исполнительской техники находится в прямой зависимости от совершенства
психологической переработки раздражений, поступающих в центральную нервную систему от
различных органов чувств, прежде всего от слуховых, мышечно-тактильных анализаторов. Да и
восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое воспроизведение в процессе
исполнения также неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием
психических явлений.
И, конечно, музыкантам-педагогам необходимо изучение хотя бы элементарных основ
современной
психологии,
знание
которых
поможет
педагогу
разобраться
в
психических
особенностях поведения ученика при встрече с различными индивидуальными качествами –
психологическими и физиологическими, что требует гибкого приспособления методов обучения и
воспитания к особенностям нервной деятельности данного индивида.
К психологическому содержанию музыкального обучения особенно близко определение,
данное выдающимся психологом Д. Узнадзе: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра
и не труд, но и то и другое».
Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых
психология изучает черты и особенности деятельности личности.
Первый метод – наблюдение, при котором внимание сосредоточивается не на субъективных
переживаниях личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику
наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее
целесообразные пути воздействия на него.
Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа
позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов,
полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает
достижению более тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода
связана с необычайной силой слова.
Третий
метод,
весьма
существенный
в
педагогической
работе
–
эксперимент,
предполагающий активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточненные
8
посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только
констатировать их качественные особенности.
Известно, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие и,
если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо
легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей.
Б. М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют только в
развитии и назвал «абсурдным» понятие «неразвивающаяся способность». В последние годы в
работах по музыкальной психологии отмечаются тенденции к расширению сферы музыкальности,
ее
интеллектуализации,
выделению
общих
музыкальных
способностей,
соответствующих
целостному восприятию и пониманию музыки.
1.3. Дидактические принципы актуальные для музыкальной педагогики.
Для успешного обучения и воспитания помимо управления психической деятельностью
ученика необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной
педагогики.
Современной
дидактикой,
творчески
переосмысливающей
многовековой
педагогический опыт и разрабатывающей теорию обучения и образования, созданы определенные
принципы, правила и требования, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному
развитию учащихся.
Специфика музыкально педагогической деятельности в решении педагогических задач
средствами музыкального искусства состоит
в предании приоритетного значения слуховому восприятию информации, образному мышлению,
мышечно-тактильному способу реализации ожидаемого результата. По высказыванию Л.Г.
Арчажниковой «…Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает
педагогические задачи средствами музыкального искусства… Особенностью же музыкально-
педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-
творческого начала» [3; 19].
К принципам, ставшим уже традиционными – систематического и последовательного
обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности
обучения. Наглядности – добавились еще: принцип индивидуального подхода и принцип
активности. Эти принципы общей педагогики, в аспекте музыкального обучения, отражают
особенности такого обучения:
Принцип систематического и последовательного обучения – это то общее, что
связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, так как нельзя овладеть предметом
обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны
посещаться регулярно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность
применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования
музыкальных знаний, умений и навыков, развития музыкальных способностей и эстетического
вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого
материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием
между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.
Характерной
особенностью
музыкального
обучения
является
необходимость
в
систематических домашних занятиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для
закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для
формирования музыкального образ, а и воспитания исполнительских средств его воплощения, что
требует систематических занятий и длительной тренировки. Этот принцип означает также
правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с
индивидуальностью ученика, также верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического
и художественного материала.
Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является
антиподом авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа,
по формуле «чем больше, тем лучше». Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в
9
темпах, знаках (тональностях), аппликатуре, штрихах, педали, позициях и другой общей и
специальной терминологии, в структуре (фактуре) и содержании исполняемого произведения.
Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять
свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постоянно у ученика
формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации
работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.
Принцип прочного усвоения знаний - это последовательное накопление музыкальных
знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских
навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене. Для чего необходимо
развитие общей и музыкальной памяти ученика, умение использовать накопленный опыт в новых
условиях.
Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные
особенности учащихся. Н и музыкальное развитие отличается от общего тем, что не так жестко
связано с возрастными нормами, потому что в музыкальном обучении доступность связана больше
с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным
развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на
высоком художественном уровне исполнять сложные музыкальные произведения.
Принцип наглядности обучения служит «внешней опорой внутренних действий,
совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» [8; 48].
В
музыкальной
педагогике
используется
два
основных
вида
наглядности:
показ
(иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в
одном
из
конкретных
исполнительских
вариантов:
педагогический
или
исполнительский
(художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается
анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.
Простота и очевидность рассматриваемых основных дидактических принципов объясняется
логикой педагогического процесса и тем, что они вытекают из системы и сущности обучения,
целей, содержания, закономерных связей между отдельными сторонами и компонентами учебного
процесса и являются актуальными как для музыкальной педагогики, так и для общей педагогики.
Особенности музыкального обучения выдвинули еще два дидактических принципа: принцип
индивидуального подхода и принцип активности.
Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в
музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях
учебного процесса.
Фактор динамики в процессе обучения профессор Люблинская А.А. предлагает трактовать
следующим образом: «Активность учащегося управляется на разных уровнях и многочасовые
механические упражнения – один из видов активной учебной деятельности, но высшей формой
является «напряженная мыслительная деятельность» и активное эмоциональное отношение к
исполнению и обучению в целом» [9; 17].
Поскольку принцип активности исходит из задачи добиваться максимальных результатов в
музыкальном развитии, он предполагает в качестве методического приема преодоление заданий
высокого уровня трудности, как в отношении репертуара. Так и выполнения художественных и
технических требований педагога.
Краткий обзор основных дидактических принципов позволяет отменить их тесную связь
между собой и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с
другим, а получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно
только при творческом применении дидактических принципов и гибких методах обучения.
Распространенная в преподавательской среде психологическая установка, причиной для которой
служит
необходимость
соответствия
хронологическим
требованиям
учебного
плана,
обусловленность всех элементов строгим расписанием занятий и контрольных мероприятий,
приводит к искушению построить учебный процесс по принципу прямой передачи знаний в виде
10
информации. Дидактика допускает разнообразное использование репертуара и различные способы
изучения, поэтому необходимо, чтобы преподаватель выработал определенные направления
педагогической деятельности, при этом имея в виду три важнейших педагогических принципа, хотя
и часто упоминаемых, однако на практике так же часто игнорируемых.
1. Цель учебного процесса действительно может быть достигнута различными способами.
Все пути могут оказаться «стоящими внимания», и нет необходимости принуждать себя при выборе
к категоричному «либо-либо».
2. Деятельность преподавателя музыки никогда не должна превращаться в механическое
выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть
творческим процессом.
3. Как изменяются учащиеся от поколения к поколению – и каждое новое поколение
проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих
форм и методов преподавания, – так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни.
Готовясь посвятить себя преподавательской деятельности, вступая на стезю учителя,
педагог, прежде всего, лишает себя права распускаться, давать своим эмоциям определять
качественную сторону процесса обучения и учитывать необходимость соответствия образу
вдумчивого, терпеливого наставника. Терпеливое отношение по отношению к любым ошибкам и
непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и
благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси
искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради
смысла творчества.
В этой связи уместно выделить наиболее значительные признаки современной музыкальной
педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:
- глубокое уважение к ребенку;
- стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и
переживаниями;
- подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания
игры на инструменте в духе современного гуманизма;
- стремление связать школу с жизнью;
- создать процесс обучения, способный дать широкую подготовку учащегося, отвечающую
требованиям жизни;
- создание глубокой общности между педагогами одной специальности или, по меньшей
мере, между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд. Другими словами, сознание
того, что педагог работает не изолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того,
чтобы будущее поколение могло наиболее полно раскрывать и использовать свои лучшие
способности и возможности на благо всего человечества.
Нелегко справедливо оценить результаты деятельности педагога ДШИ, но критерием такой
оценки и может служить его вклад в музыкальную культуру страны – музыкальная деятельность
воспитанников на различных поприщах: педагогическом, музыкально-просветительском и других.
Заключение.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса,
направленного на формирование и развитие человеческой личности. Вследствие этого нельзя
рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично
занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь
многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.
В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого
распространения музыкальной культуры. Приведенные в работе методологические принципы
свидетельствуют о важности совершенствования приемов преподавания и, соответственно,
необходимости повышения профессионального уровня преподавателей музыкальных школ.
11
Приведенные в данной работе основные дидактические установки позволяют прийти к
выводу о необходимости учета степени одаренности учащегося, особенностей его психики,
распознавание на ранних стадиях обучения возможных перспектив дальнейшей ориентации ребенка
на музыкальную деятельность. Все это требует от преподавателя музыки в условиях ДШИ знаний в
области сопряженных с педагогикой наук – детской психологии, методов и форм педагогического
воздействия и непосредственно методики обучения по предмету. Кроме знаний, которыми оснащен
преподаватель музыкальной школы, он должен обладать специфическими личностными качествами
– образцовым уровнем личной культуры поведения, терпимым отношением к успехам и неудачам
своих воспитанников, креативным подходом к решению тактических задач и педагогическим
артистизмом.
На основании приведенных, традиционно устоявшихся в отечественной музыкальной
педагогике представлении об учебном процессе, по результатам систематизации отдельных
аспектов деятельности преподавателя ДШИ представляется обоснованным вывод о важности
синтеза различных направлений в процессе обучения.
Важным выводом, следующим из оценки профессионально-значимых качеств преподавателя
музыкальной школы следует считать, что, исполнение им непосредственных обязанностей влечет за
собой опосредованное влияние, на учащихся приводящее к следующим положительным
результатам:
- расширение музыкального кругозора;
- воспитание мировоззрения и моральных качеств;
- воспитание воли и характера;
- формирование неординарного способа мышления;
- воспитание стандарта поведения, основанного на актуальности и
дисциплине;
- воспитание культуры речи, открытости и правдивости в общении.
Другим важным выводом, следующим из содержания данной работы, является то, что
референтность преподавателя как оптимальная совокупность положительных, привлекающих к себе
качеств личности остается наиболее приемлемой и желательной характеристикой педагога, в том
числе и музыкальной школы.
Актуальность проблемы владения преподавателем навыками создания благоприятной
ситуации межличностного общения в учебном процессе, становится все более очевидной. На это
указывает современная тенденция увеличения содержания учебных программ и планов в результате
их модернизации, что соответственно влечет за собой увеличение психологической нагрузки на
учащихся в условиях обучения в ДШИ.
Библиографический список.
1.
Асафьев Б.О. О музыкально-творческих навыках у детей. Сб.: Избранные статьи о
музыкальном просвещении и образовании. – Л., 2004.
2.
Блок М. Насущные проблемы музыкальной педагогики. – М., 1998.
3.
Вопросы методики воспитания слуха. Сб. под ред. проф. А. Л. Островского. – Л.: Музыка,
1967. С. 19.
4.
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2002.
5.
Коган Г. О работе музыканта-педагога. Сб.: Вопросы музыкальной Педагогики, № 1. – М.,
1979.
6.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.
7.
Лернер Н. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
8.
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения –известия АПН РСФСР,
вып. 7. – М., 1981. С. 48.
9.
Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школьников. – Л., 1967.
10. Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. – М., 1978.
12
13