Авторы: Сидорович Елена Юрьевна, Коваленко Татьяна Викторовна
Должность: учителя начальных классов.
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №83"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательных, исследовательских и творческих способностей, обучающихся.
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность как средство развития познавательных,
исследовательских и творческих способностей, обучающихся
Авторы: Сидорович Елена Юрьевна
Коваленко Татьяна Викторовна
МБОУ «ООШ№83»
Новокузнецк
Кемеровская область-Кузбасс
На сегодняшний момент проектная деятельность считается важным
компонентом
и
вполне
разработанной
и
структурированной
системой
образования. Но смысл остаётся тот же – заинтересовать учащихся в проектной
деятельности, вовлечь в практическую деятельность и научится умело
применять полученные знания.
Научно исследовательская деятельность имеет большую роль в личном
самоопределении
обучающегося.
Обучающийся
начинает
определять
личностные качества, а также корректируются профессиональные качества
личной
позиции,
повышается
ответственность
и
самостоятельность
обучающегося. Проявляется активность в работе.
Виды деятельности и природа творческой деятельности.
В 21 век высоких технологий, общество нуждается в креативно
мыслящих, квалифицированных, работоспособных специалистах, умеющих
планировать деятельность, ставить перед собой творческие цели и достигать их.
Выделяют два вида деятельности: творческую и репродуктивную,
репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая
деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.
В процессе овладения знаниями и умениями человек переходит с одного
уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.
Педагоги В. И. Андреев и Д. Б. Богоявленская изучили более тысячи биографий
творческих личностей. В результате исследования было установлено, что
независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными
качествами такими как: [2, с. 21]).
Подчинять свою деятельность и ставить перед собой творческую цель;
Контролировать свою деятельность и планировать её;
Выяснять проблемы и решать их;
Защищать свои убеждения.
Повышать работоспособность;
Все эти качества являются преимущественными, точнее само воспитанными
в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но
нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той
или иной деятельности. [1, с. 8]).
Развитие творческих способностей у детей
Стимуляция учебно-познавательной деятельности школьников — одна из
главных
проблем
в
обучении
на
протяжении
многих
лет.
Понятие
"познавательная активность" трактуется по-разному. Исходя из того, что этот
термин соответствует общей активности, обрисовывать свойство личности,
которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в
стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями. [4, с. 34]).
Развитие
творческих
способностей,
обучающихся
через
проектную
деятельность, Направлена:
на осмысление целей учебно-исследовательской деятельности;
способность поставить цель и организовать ее достижение;
на развитие творческих качеств, ловкость ума, наличие своего мнения,
коммуникативных качеств;
на использование задач краеведческого характера; способов их решения
на формирование умений взаимодействовать с другими людьми, с
объектами
окружающего
мира
и
воспринимать
получаемую
информацию;
Значимость проектной деятельности
Достижения успеха в современном мире во многом определяется
способностью человека организовать вою личность как проект: определить
дальнюю и блажащую перспективу, так как в будущем это станет основой
организации научно-исследовательской деятельности в школе, колледже, вузе.
Проектная деятельность позволяет реализовать актуальные, разные
подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи.
Обучение
проектной
деятельности
создает
атмосферу
творчества. В практике показано, что учащихся привлекает то, что они сами
участвуют в выборе предмета, в обсуждении рабочих моментов и применении
их. Проектная деятельность позволяет учащимся использовать знания, которые
им известны, навыки и умения в реальной ситуации, а также расширяется
активность учащихся.
В своей работе мы определили: системно разрабатывать и внедрять метод
проектов. Использование нами проектной работы, целью которой является
развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными
способностями,
придает
им
уверенность,
положительно
влияет
на
их
отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.
Проект может быть показан в виде:
рисунка, плаката, видеофильма,
презентации и т.п. В основном обучающиеся используют исследовательский,
творческий или информационный проект. [3, с.48]).
Как осуществляется наша работа с проектами
В начале изучения проекта перед обучающимися ставится проблема, при
решении которой они приобретают новые знания и умения.
При этом мы учитываем их интересы и возрастные особенности.
Проектная деятельность является, интересной и увлекательной, но и сложной
для учащихся. Она учит быть наблюдательным, стремительным. Учащийся
учится объяснять своим наблюдениям, учатся задавать вопросы и находить на
них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию,
проводя эксперименты и исследования.
На первом месте выделяют первый этап- выбор предстоящей работы. Этот
важный этап требует педагога помочь обучающемуся, так как обучающему
нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна,
позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план
выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Организация работы над проектом включает выбор темы, определение
состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации,
постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и
способа его защиты.
Прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей.
Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать
свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.
Формы проектной деятельности:
исследовательская работа,
мультимедийный продукт,
реферат, плакаты, фоторепортаж, видеоматериал.
Проектная деятельность развивает у школьников в первую очередь речь,
память, фантазию, коммуникабельность, интерес к предмету.
Темы проектов могут быть конечно разные, они варьироваться в зависимости
от типа проекта, его длительности, объема. [5, с.37]).
С методом проектов мы столкнулись несколько лет назад. Сначала было
трудно, но потом с каждым новым проектом становилось понятнее и легче.
Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты,
порой, стоят того. Проекты были разные: выполненные как в урочное, так и во
внеурочное время:
Отчет по работе научного общества учащихся за 2019-2020 учебный год.
Научное
общество
учащихся
(НОУ)
-
добровольное
объединение
школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в
различных областях науки, техники, культуры и т.д.
Создание в нашей школе НОУ позволяет обучающимся попробовать свои
силы
в
научно-практической
деятельности,
раскрыть
свой
талант,
сформироваться
свободными
личностями,
на
практике
почувствовать
демократические взаимоотношения.
Для реализации поставленных целей в начале учебного года учителя
были ознакомлены с новой методической литературой. С обучающимися было
проведено практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ».
В течение года проводились индивидуальные консультации с учителями и
обучающимися.
В нашей школе в феврале прошла двенадцатая научно-практическая
конференция «В науку первые шаги». Всего в работе приняло участие 10
обучающихся. Ребята защищали исследовательские работы по различным
направлениям. Экспертами выступали заместитель директора по УВР Ричерд
И.С. заместитель директора по БЖ Чепурных Н.Н, учителя-предметники.
Обучающиеся представили интересные и разнообразные работы.
Список
участников
тринадцатой
школьной
научно-практической
конференции «В науку первые шаги»
Фамилия,
имя,
отчество
участника
Класс
Тема
Руководитель
(Ф.И.О., должность)
Секция
(согласно
положению)
1.Буров
Александр
Андреевич
4
класс
«Как
выбрать
полезный
йогурт»
Бочкарёва
Лариса
Витальевна, учитель
начальных классов
Здоровье
2.Шелепов
Никита
Алексееви
ч
7
класс
«Как
относится
молодёжь»
Кубасова
Ольга
Викторовна, учитель
русского
языка
и
литературы
Социология
3.Садыков
Линар
Анварович
8
класс
«Новокузнецк с
1943 года
Францишко
Ирина
Сергеевна,
учитель
математики
Математика
4.Вострецо
ва
Яна
Александр
овна
9
класс
«История
русских денег от
царских
до
наших времён»
Посаженникова
Ольга
Витальевна,
учитель ОБЖ
История
5.Антипов
а
Дарья
Анатольев
на
7
класс
«Атлас
новых
профессий»:
твой выбор.
Антипова
Татьяна
Владимировна,
учитель технологии
Психология
6.Жаурова
Дарья
Сергеевна
8
класс
«Река
Томь-
главный водный
объект
Кемеровской
области»
Сидорович
Елена
Юрьевна,
учитель
начальных классов
География
По
итогам
научно-практической
конференции
накапливается
база
«портфолио работ»
В
феврале
приняли
участие
в
муниципальной
научно-практической
конференции.
Победителями стали:
1 место-Буров А
2 место-Шелепов Н
3 место – Антипова Д.
В марте приняли участие в региональной научно- практической конференции
Антипова Дарья-3 место
Организация
и
подготовка
работы
помогла
раскрыть
творческий
потенциал
обучающихся
и
педагогов
школы
и
сделала
возможным
использовать его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе школы.
Библиографический список
1.
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
42с.
2.
Границкая А. С. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
175с.
3.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М. 282с
4.
Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.:
Математика в школе №5, 1999. 42с
5.
Пойа Д. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г. 448с
6.
Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа.
159с
7.
Савенков А.И., Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.
Педагогическое общество России, с. 8.
8.
Тарасова Т. И. Метод проектов как способ достижения метапредметных
результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа.
2012. № 10. 31с
9.
Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство.
237с