Напоминание

Проектная деятельность как средство развития познавательных, исследовательских и творческих способностей, обучающихся.


Авторы: Сидорович Елена Юрьевна, Коваленко Татьяна Викторовна
Должность: учителя начальных классов.
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №83"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательных, исследовательских и творческих способностей, обучающихся.
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность как средство развития познавательных,

исследовательских и творческих способностей, обучающихся

Авторы: Сидорович Елена Юрьевна

Коваленко Татьяна Викторовна

МБОУ «ООШ№83»

Новокузнецк

Кемеровская область-Кузбасс

На сегодняшний момент проектная деятельность считается важным

компонентом

и

вполне

разработанной

и

структурированной

системой

образования. Но смысл остаётся тот же – заинтересовать учащихся в проектной

деятельности, вовлечь в практическую деятельность и научится умело

применять полученные знания.

Научно исследовательская деятельность имеет большую роль в личном

самоопределении

обучающегося.

Обучающийся

начинает

определять

личностные качества, а также корректируются профессиональные качества

личной

позиции,

повышается

ответственность

и

самостоятельность

обучающегося. Проявляется активность в работе.

Виды деятельности и природа творческой деятельности.

В 21 век высоких технологий, общество нуждается в креативно

мыслящих, квалифицированных, работоспособных специалистах, умеющих

планировать деятельность, ставить перед собой творческие цели и достигать их.

Выделяют два вида деятельности: творческую и репродуктивную,

репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая

деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.

В процессе овладения знаниями и умениями человек переходит с одного

уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Педагоги В. И. Андреев и Д. Б. Богоявленская изучили более тысячи биографий

творческих личностей. В результате исследования было установлено, что

независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными

качествами такими как: [2, с. 21]).

Подчинять свою деятельность и ставить перед собой творческую цель;

Контролировать свою деятельность и планировать её;

Выяснять проблемы и решать их;

Защищать свои убеждения.

Повышать работоспособность;

Все эти качества являются преимущественными, точнее само воспитанными

в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но

нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той

или иной деятельности. [1, с. 8]).

Развитие творческих способностей у детей

Стимуляция учебно-познавательной деятельности школьников — одна из

главных

проблем

в

обучении

на

протяжении

многих

лет.

Понятие

"познавательная активность" трактуется по-разному. Исходя из того, что этот

термин соответствует общей активности, обрисовывать свойство личности,

которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в

стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями. [4, с. 34]).

Развитие

творческих

способностей,

обучающихся

через

проектную

деятельность, Направлена:

на осмысление целей учебно-исследовательской деятельности;

способность поставить цель и организовать ее достижение;

на развитие творческих качеств, ловкость ума, наличие своего мнения,

коммуникативных качеств;

на использование задач краеведческого характера; способов их решения

на формирование умений взаимодействовать с другими людьми, с

объектами

окружающего

мира

и

воспринимать

получаемую

информацию;

Значимость проектной деятельности

Достижения успеха в современном мире во многом определяется

способностью человека организовать вою личность как проект: определить

дальнюю и блажащую перспективу, так как в будущем это станет основой

организации научно-исследовательской деятельности в школе, колледже, вузе.

Проектная деятельность позволяет реализовать актуальные, разные

подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи.

Обучение

проектной

деятельности

создает

атмосферу

творчества. В практике показано, что учащихся привлекает то, что они сами

участвуют в выборе предмета, в обсуждении рабочих моментов и применении

их. Проектная деятельность позволяет учащимся использовать знания, которые

им известны, навыки и умения в реальной ситуации, а также расширяется

активность учащихся.

В своей работе мы определили: системно разрабатывать и внедрять метод

проектов. Использование нами проектной работы, целью которой является

развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными

способностями,

придает

им

уверенность,

положительно

влияет

на

их

отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

Проект может быть показан в виде:

рисунка, плаката, видеофильма,

презентации и т.п. В основном обучающиеся используют исследовательский,

творческий или информационный проект. [3, с.48]).

Как осуществляется наша работа с проектами

В начале изучения проекта перед обучающимися ставится проблема, при

решении которой они приобретают новые знания и умения.

При этом мы учитываем их интересы и возрастные особенности.

Проектная деятельность является, интересной и увлекательной, но и сложной

для учащихся. Она учит быть наблюдательным, стремительным. Учащийся

учится объяснять своим наблюдениям, учатся задавать вопросы и находить на

них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию,

проводя эксперименты и исследования.

На первом месте выделяют первый этап- выбор предстоящей работы. Этот

важный этап требует педагога помочь обучающемуся, так как обучающему

нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна,

позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план

выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Организация работы над проектом включает выбор темы, определение

состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации,

постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и

способа его защиты.

Прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей.

Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать

свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.

Формы проектной деятельности:

исследовательская работа,

мультимедийный продукт,

реферат, плакаты, фоторепортаж, видеоматериал.

Проектная деятельность развивает у школьников в первую очередь речь,

память, фантазию, коммуникабельность, интерес к предмету.

Темы проектов могут быть конечно разные, они варьироваться в зависимости

от типа проекта, его длительности, объема. [5, с.37]).

С методом проектов мы столкнулись несколько лет назад. Сначала было

трудно, но потом с каждым новым проектом становилось понятнее и легче.

Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты,

порой, стоят того. Проекты были разные: выполненные как в урочное, так и во

внеурочное время:

Отчет по работе научного общества учащихся за 2019-2020 учебный год.

Научное

общество

учащихся

(НОУ)

-

добровольное

объединение

школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в

различных областях науки, техники, культуры и т.д.

Создание в нашей школе НОУ позволяет обучающимся попробовать свои

силы

в

научно-практической

деятельности,

раскрыть

свой

талант,

сформироваться

свободными

личностями,

на

практике

почувствовать

демократические взаимоотношения.

Для реализации поставленных целей в начале учебного года учителя

были ознакомлены с новой методической литературой. С обучающимися было

проведено практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ».

В течение года проводились индивидуальные консультации с учителями и

обучающимися.

В нашей школе в феврале прошла двенадцатая научно-практическая

конференция «В науку первые шаги». Всего в работе приняло участие 10

обучающихся. Ребята защищали исследовательские работы по различным

направлениям. Экспертами выступали заместитель директора по УВР Ричерд

И.С. заместитель директора по БЖ Чепурных Н.Н, учителя-предметники.

Обучающиеся представили интересные и разнообразные работы.

Список

участников

тринадцатой

школьной

научно-практической

конференции «В науку первые шаги»

Фамилия,

имя,

отчество

участника

Класс

Тема

Руководитель

(Ф.И.О., должность)

Секция

(согласно

положению)

1.Буров

Александр

Андреевич

4

класс

«Как

выбрать

полезный

йогурт»

Бочкарёва

Лариса

Витальевна, учитель

начальных классов

Здоровье

2.Шелепов

Никита

Алексееви

ч

7

класс

«Как

относится

молодёжь»

Кубасова

Ольга

Викторовна, учитель

русского

языка

и

литературы

Социология

3.Садыков

Линар

Анварович

8

класс

«Новокузнецк с

1943 года

Францишко

Ирина

Сергеевна,

учитель

математики

Математика

4.Вострецо

ва

Яна

Александр

овна

9

класс

«История

русских денег от

царских

до

наших времён»

Посаженникова

Ольга

Витальевна,

учитель ОБЖ

История

5.Антипов

а

Дарья

Анатольев

на

7

класс

«Атлас

новых

профессий»:

твой выбор.

Антипова

Татьяна

Владимировна,

учитель технологии

Психология

6.Жаурова

Дарья

Сергеевна

8

класс

«Река

Томь-

главный водный

объект

Кемеровской

области»

Сидорович

Елена

Юрьевна,

учитель

начальных классов

География

По

итогам

научно-практической

конференции

накапливается

база

«портфолио работ»

В

феврале

приняли

участие

в

муниципальной

научно-практической

конференции.

Победителями стали:

1 место-Буров А

2 место-Шелепов Н

3 место – Антипова Д.

В марте приняли участие в региональной научно- практической конференции

Антипова Дарья-3 место

Организация

и

подготовка

работы

помогла

раскрыть

творческий

потенциал

обучающихся

и

педагогов

школы

и

сделала

возможным

использовать его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе школы.

Библиографический список

1.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.

42с.

2.

Границкая А. С. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.

175с.

3.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. М. 282с

4.

Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.:

Математика в школе №5, 1999. 42с

5.

Пойа Д. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г. 448с

6.

Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа.

159с

7.

Савенков А.И., Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.

Педагогическое общество России, с. 8.

8.

Тарасова Т. И. Метод проектов как способ достижения метапредметных

результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа.

2012. № 10. 31с

9.

Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство.

237с



В раздел образования