Напоминание

Интерактивная тетрадь на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Ахметзянова Гузель Миргазияновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 г.Туймазы
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Туймазы
Наименование материала: Интерактивная тетрадь
Тема: Интерактивная тетрадь на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Интерактивная тетрадь на уроках в начальной школе

Известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было

эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт

вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный

материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике,

чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Одним из способов сделать процесс освоения знаний в начальной школе

более интересным является использование интерактивных тетрадей. Работа с

интерактивными

тетрадями

это

передовая

методика,

придуманная

американцами для обучения детей школьного возраста, такие тетради

позволяют изучить любой школьный предмет весело и увлекательно.

Вести интерактивные тетради – очень весело и полезно. Тетради вызвали у

моих учащихся большой интерес, потому что они красочны и необычно

оформлены. Теперь они стали сами изготавливать эти тетради, проявляя

творчество и фантазию. Сюда очень удобно включать все правила и

конструкции, изучаемые на уроках. Эта необыкновенная тетрадь помогает

оживить

уроки,

создать

условия

для

практического

использования

теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном

месте.

Постоянно

просматривая

эту

тетрадь,

ребята

многократно

возвращаются к изученным темам. Ведь известно, что лучше запоминается

то, что интересно, чему научился сам.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

интерактивная

тетрадь

-

это

собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который

направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит

мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не

только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для

преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить

нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта

тетрадь - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный

материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на

переменах, выполняют задания, содержащиеся в тетрадях других детей.

Интерактивная тетрадь, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы

пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться

пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных

занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить

свои знания по какой-либо теме.

Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать,

достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Так же могут

вернуться и поиграть с кем-то.

Шаблоны вырезания готовится учителем заранее и совместно с детьми на

уроках технологии вырезаются. Тем самым дети осознают, что для любой

работы нужно готовится заранее. Вырезая шаблоны, ребята развивают

мелкую моторику, а руки работают на пользу ума.

1.

Использование разных форм организации деятельности учащихся

(индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором

информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая

только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе

или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими

одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает

таким

учащимся

раскрыть

себя

и свой

потенциал

пред

учителем

и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится

делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-

темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю

работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной

формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников

работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен

понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то

остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него

кто-то другой. Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли

консультанта.

1.

Совместная работа с родителями.

Интерактивная тетрадь хороша и тем, что к его созданию можно привлечь

родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример

мотивирует на успешное обучение).

1.

Ручная работа.

Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного

или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик

воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для

достижения своих целей.

5.Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных

пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед

ними

проблем.

Когда

созданное

«сокровище»

демонстрируется

одноклассникам,

происходят

обсуждения

и дискуссии,

которые

способствуют улучшению усвоения информации.

При правильном построении работы, учитель за период обучения своему

предмету может создать с классом или группой целую серию тетрадей на

одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные

с данной темой. «Части речи» (имя существительное, имя числительное,

глагол и т.д. ), « Фразеологизмы» ( теория и практические задания).

Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников,

от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.

В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свой справочник,

с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно

будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей

нас действительности.

Применяя в своей работе технику создания интерактивной тетради,

появляется возможность воспитать такую личность, которая способна будет

нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. А

задача

учителя

-

помочь

учащимся

поверить

в

себя

и

правильно

мотивировать на открытие новых горизонтов.

Такая тетрадь, позволяет детям самим определить главную суть правила и

изложить ее в кратком и доступном виде. Информацию для тетради дети

могут найти не только в книгах, но и в других источниках информации. Для

детей интерактивная тетрадь, это возможность заучить, повторить материал

не только за этот год, но и за прошлые годы. Им интересно рассматривать ее

на

переменах,

продумывать

заранее,

как

они

изложат

следующую

информацию, дети так же просматривают тетради одноклассников.

На мой взгляд, интерактивная тетрадь позволяет детям закреплять материал

более доступно, т.к. в учебниках правила зачастую очень длинные и

заучивать их не интересно и проблематично. А такая тетрадь, по моим

наблюдениям позволяет ребенку изложить главную суть и запомнить

информацию в два раза быстрее, что приводит к лучшему запоминанию и

восприятию учебного материала.

Создание

интерактивных

тетрадей

решает

ряд

задач

современного

образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их

всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески

подходить к вопросу организации и подбору информации. Учит работать

самостоятельно, в парах и группах. В условиях модернизации образования,

учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые

помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому

современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить,

предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе

технику создания интерактивной тетради, у вас появится возможность

подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Как выглядит такая тетрадь?

Я применяю данную тетрадь на уроках русского языка. Тетрадь может быть

и в клетку и в линию, по желанию ученика. Тетрадь общая с твердой

обложкой.

В

ней

отображается

материал

как

напечатанный,

так

и

написанный от руки. Содержит кармашки, шаблоны, схемы и т.д.

Так как тетрадь была начата недавно, то на данный момент в ней не так

много информации. Детям предлагается выполнить запоминание правила по

шаблону учителя. В этом учебном году мы продолжаем работать в этих

тетрадях, а к 3 классу, дети уже будут уметь выделять тот материал, который

необходимо запомнить и оформлять его уже по своему желанию.

Использование интерактивных форм обучения – один из важнейших методов

обучения в современном образовании. Использование активных подходов к

урокам является наиболее эффективным путем, способствующим обучению

учеников.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода

обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не

только между учителем и учеником, в данном случае все обучаемые

контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы

обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра

между людьми или человеком и информационной средой. Используя

активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает

мотивацию учеников к изучаемому предмету.

На уроках русского языка я использую интерактивную форму в виде

интерактивных тетрадей, интерактивных игр.

Интерактивная тетрадь - это тетрадь, которая содержит в себе различные

интерактивные

шаблоны

и

элементы,

направленные

на

изучение

и

закрепление тем.

Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет

сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на

уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического

использования теоретической информации, собрать изученные темы и

конструкции в одном месте, многократно повторять их.

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

- компактная организации информации по изучаемой теме;

- визуализация теоретического материала;

- структурирование сложной информации;

- развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Работы с интерактивными тетрадями я начала уже в букварный период

обучения грамоте, так как уже встречаются словарные слова, которые

ребятам необходимо запомнить. Заводить тетрадь-словарик мы не стали.

Ребята завели общую тетрадь в клетку, в которой мы работаем уже третий

год.

Уважаемые коллеги, примите мои искренние поздравления с Днем знаний!

Пускай этот учебный год станет для вас богатым на открытие новых

талантов и юных умов, прилежных учеников, хорошие оценки и тетради без

ошибок. Желаю вдохновения, душевной выдержки, профессионального

развития, позитивной атмосферы в коллективе! Несите свет добра, знаний

и позитива, получайте обратную связь, благодарность учеников и родителей!

Учебная дисциплина «Русский язык» является одной из наиболее

важных

в

образовании

дисциплин.

Ее

значение

обусловлено

первоначально функциями, которыми обладает язык – он является

средством коммуникации людей, способствует формулированию и

выражению мыслей, эмоций людей. Кроме того, освоение русского

языка

является

обязательным

условием

для

обучения

другим

дисциплинам. Однако наблюдается неудовлетворенность учителей и

методистов практикой изучения младшими школьниками русского

языка

недостаточным

уровнем

освоения

дисциплины,

познавательной

активности

и

самостоятельности,

формализацией

процессом обучения (заучивание правил и понятий, без осознания

отражаемых ими явлений и закономерностей).

Поэтому в настоящее время перед образовательными организациями

остро

стоит

проблема

формирования,

развития

и

поддержания

познавательного интереса, обучающихся к изучению русского языка,

особенно на этапе начала обучения – в начальном звене.

В ходе поиска я нашла особое дидактическое средство, которое

обладает педагогическим потенциалом в решении указанной проблемы

– интерактивная тетрадь. Именно интерактивная тетрадь (ИТ) является

современным педагогическим средством, учитывающим особенности

познавательной сферы детей

данного поколения и организующим

коммуникацию обучающихся друг с другом, с учебным материалом.

Цель современного учителя— сделать урок не только познавательным,

но

и

интересным, поддерживать

и

стимулировать

интерес

обучающихся к получению знаний. Несомненно, каждый учитель

использует в своей работе целый арсенал новых идей и методик, ищет

способ удержать внимание детей, повысить мотивацию к обучению и

интерес к учёбе целом. Среди передовых методов в современном

учебном

процессе

изучения

большое

внимание

уделяется

интерактивным методам, основанным на личностно-ориентированном

подходе к учащимся, направленным на развитие не только творческого

потенциала учащегося, но и умение самостоятельно мыслить, полнее

реализовывать

потребности,

повышать

мотивацию

к

изучению

предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Одной

из

таких

современных

методик

является

методика интерактивного обучения. Суть интерактивного обучения

состоит в том, что учебный процесс строится таким образом, что

практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс

познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по

поводу того, что они знают и думают. Интерактивная методика

позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для

ученика.

Что такое интерактивная тетрадь?

Интерактивная

тетрадь

это

современная

форма

ведения

дополнительной

ученической

тетради,

которая

позволяет

обучающимся активно участвовать, анализировать новую информацию

на уроках, повторять изученный материал.

Можно использовать эти тетради:

- для введения материала

- для отработки материала

- повторение темы

- демонстрационный материал

Тетрадь отвечает требованиям:

информативна;

полифункциональна: способствует развитию творчества, воображения,

мышления, логики, памяти, внимания;

пригодна к использованию одновременно группой ребят;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка,

приобщает его к миру искусства;

вариативна (есть несколько вариантов использования каждой его

части);

его структура и содержание доступны возрасту;

обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую активность обучающихся.

Сюда очень удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на

уроках. Эта необыкновенная тетрадь помогает оживить уроки, создать

условия для практического использования теоретической информации,

собрать изученные темы и конструкции в одном месте. Постоянно

просматривая эту тетрадь, ребята многократно возвращаются к изученным

темам. Ведь известно, что лучше запоминается то, что интересно, чему

научился сам.

В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет своя интерактивная

тетрадь-

справочник,

с которым

интересно

работать,

которое

легко

в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по

разным темам. Ее можно будет использовать и в среднем звене.

Интерактивные

тетради

делают

обучение

школьников

радостным

и

интересным процессом и способны мотивировать даже самого нерадивого

ученика!

Таким образом, соблюдая все педагогические условия, и применяя в

системе ИТ, можно повысить познавательный интерес к урокам русского

языка младшими школьниками, а значит и мотивацию к обучению.



В раздел образования