Автор: Фарафонова Маргарита Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о запуске речи у неговорящих детей"
Раздел: среднее профессиональное
К вопросу о запуске речи у неговорящих детей.
М.И. Фарафонова - учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 70»,
г. Нижний Новгород.
Проблема неговорящих детей в наши дни, к сожалению, не перестаёт быть
актуальной. Напротив, безудержное увлечение гаджетами, занятость
родителей, экология и другие причины приводят к тому, что неговорящих и
плохо говорящих детей становится всё больше. Никого не удивляет и не
возмущает ситуация, когда малыш, который только недавно научился сидеть,
едет в коляске и держит в руках телефон любящих родителей.
Самое время вспомнить, что речь – это средство общения людей, форма
человеческого мышления. Речь не является врождённой функцией, как
дыхание, например. Для развития речи ребёнку нужна естественная языковая
среда, иначе говоря, чтобы ребёнок заговорил, с ним надо разговаривать,
разговаривать много и постоянно, создавая условия для ответной реакции
малыша на обращённую к нему речь.
Однако бывает, что ребёнку не хватает естественной языковой среды, и он
остается неговорящим к 2-3 годам, несмотря на все усилия близких людей.
Встаёт вопрос о запуске речи, и родители обращаются за помощью к
логопеду.
Специалисту важно выстроить стратегию помощи неговорящему ребёнку,
и стратегия запуска речи должна состоять из следующих важных и
обязательных действий – шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Важно распознать причину отсутствия речи у ребёнка:
изучить историю развития (анамнез), выявить наследственные особенности,
особенности естественной языковой среды малыша, учесть выводы других
специалистов.
ШАГ ВТОРОЙ. Четко представить себе особенности и различия развития и
функционирования речевой системы у детей с тяжёлыми нарушениями речи,
у детей с РАС, у детей с умственной отсталостью и другими возможными
синдромами развития.
ШАГ ТРЕТИЙ. Учитывая всё выше перечисленное, следует изучить
индивидуальные особенности конкретного малыша: каковы его интересы,
предпочтения, в какой ситуации он наиболее готов к взаимодействию, что
поможет ему проявить максимальную активность ( игрушки, конструкторы,
изобразительные средства, предметы для организации двигательной
активности и прочее).
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. Специалист должен однозначно понимать, что такое
запуск речи по своей сути? Это методика, приём или технология? С какого
момента мы можем считать, что речь запущена? Какова основная цель?
Научить ребёнка произвольно издавать звуки или произвольно повторять
звуки за взрослым, или произвольно произносить не только звуки, а простые
слоги, слова и даже фразы? Когда мы можем сказать, что речь запущена?
Важно дать правильный ответ на каждый из этих вопросов.
Первый звук или
способность повторять – ещё не запуск речи, а лишь способность
повторить…
Нам очень близка позиция Сизовой Ольги Борисовны (кандидат
филологических наук, логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ
№85 Центрального района СПб.), которая считает, что «запуск речи» это
всего лишь метафора, на самом же деле процесс преодоления нарушений и
развития речи –это сложная поэтапная коррекционная работа –
«строительство многоэтажного сложного здания языковой системы» с
фонетикой, фонематикой, лексикой, грамматикой, синтаксисом,
«в котором
ребёнок сможет жить самостоятельно и решать с помощью языка свои
проблемы».