Напоминание

"К вопросу о запуске речи у неговорящих детей"


Автор: Фарафонова Маргарита Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о запуске речи у неговорящих детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К вопросу о запуске речи у неговорящих детей.

М.И. Фарафонова - учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 70»,

г. Нижний Новгород.

Проблема неговорящих детей в наши дни, к сожалению, не перестаёт быть

актуальной. Напротив, безудержное увлечение гаджетами, занятость

родителей, экология и другие причины приводят к тому, что неговорящих и

плохо говорящих детей становится всё больше. Никого не удивляет и не

возмущает ситуация, когда малыш, который только недавно научился сидеть,

едет в коляске и держит в руках телефон любящих родителей.

Самое время вспомнить, что речь – это средство общения людей, форма

человеческого мышления. Речь не является врождённой функцией, как

дыхание, например. Для развития речи ребёнку нужна естественная языковая

среда, иначе говоря, чтобы ребёнок заговорил, с ним надо разговаривать,

разговаривать много и постоянно, создавая условия для ответной реакции

малыша на обращённую к нему речь.

Однако бывает, что ребёнку не хватает естественной языковой среды, и он

остается неговорящим к 2-3 годам, несмотря на все усилия близких людей.

Встаёт вопрос о запуске речи, и родители обращаются за помощью к

логопеду.

Специалисту важно выстроить стратегию помощи неговорящему ребёнку,

и стратегия запуска речи должна состоять из следующих важных и

обязательных действий – шагов.

ШАГ ПЕРВЫЙ. Важно распознать причину отсутствия речи у ребёнка:

изучить историю развития (анамнез), выявить наследственные особенности,

особенности естественной языковой среды малыша, учесть выводы других

специалистов.

ШАГ ВТОРОЙ. Четко представить себе особенности и различия развития и

функционирования речевой системы у детей с тяжёлыми нарушениями речи,

у детей с РАС, у детей с умственной отсталостью и другими возможными

синдромами развития.

ШАГ ТРЕТИЙ. Учитывая всё выше перечисленное, следует изучить

индивидуальные особенности конкретного малыша: каковы его интересы,

предпочтения, в какой ситуации он наиболее готов к взаимодействию, что

поможет ему проявить максимальную активность ( игрушки, конструкторы,

изобразительные средства, предметы для организации двигательной

активности и прочее).

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. Специалист должен однозначно понимать, что такое

запуск речи по своей сути? Это методика, приём или технология? С какого

момента мы можем считать, что речь запущена? Какова основная цель?

Научить ребёнка произвольно издавать звуки или произвольно повторять

звуки за взрослым, или произвольно произносить не только звуки, а простые

слоги, слова и даже фразы? Когда мы можем сказать, что речь запущена?

Важно дать правильный ответ на каждый из этих вопросов.

Первый звук или

способность повторять – ещё не запуск речи, а лишь способность

повторить…

Нам очень близка позиция Сизовой Ольги Борисовны (кандидат

филологических наук, логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ

№85 Центрального района СПб.), которая считает, что «запуск речи» это

всего лишь метафора, на самом же деле процесс преодоления нарушений и

развития речи –это сложная поэтапная коррекционная работа –

«строительство многоэтажного сложного здания языковой системы» с

фонетикой, фонематикой, лексикой, грамматикой, синтаксисом,

«в котором

ребёнок сможет жить самостоятельно и решать с помощью языка свои

проблемы».



В раздел образования