Автор: Галина Викторовна Шевченко
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деловая игра - Самопрезентация при приеме на работу"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Красногорский колледж»
Волоколамский филиал отделение №2
Шевченко Галина Викторовна
Методическая разработка учебного занятия
На тему: «Деловая игра - Самопрезентация при приеме на работу»
учебная дисциплина: « Этические нормы в профессиональной
деятельности»
специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
специальность 20.02.04 «Пожарная безопасность»
специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Пояснительная записка
Каждому человеку в его жизни приходится искать работу. Для
выпускника
колледжа
это
особенно
актуально.
Как
подготовиться
к
собеседованию, как себя вести, как выглядеть, какие вопросы задавать, всему
этому необходимо научиться заранее.
Поэтому формой урока выбрана – деловая игра. Деловая игра позволяет
использовать разнообразные методы работы со студентами, способствующими
как закреплению пройденного материала, так изучению новых знаний и
приобретению необходимых навыков. Деловая игра представляет собой
конкретную ситуацию в ходе, которой студенты, имитируя поведение
специалиста на собеседовании, учатся правильно подать себя во время беседы с
потенциальным работодателем.
Данная методическая разработка является универсальной для четырех
специальностей: «Программирование в компьютерных системах», «Пожарная
безопасность», «Экономика и бухгалтерский учет», «Правоохранительная
деятельность» и может успешно трансформироваться для применения в разных
группах.
На
урок
по
каждой
специальности
приглашаются
представители
работодателей, которые и осуществляют экспертную оценку выступлений
студентов. Специалисты, являются представителями разных, по организации
деятельности, предприятий, от частных фирм до государственных структур и
крупных заводов. В связи с этим и требования к профессиональным качествам
кандидатов разные, все это должны почувствовать студенты во время
проведения собеседования.
Проведение деловой игры способствует приближению учебного процесса
к условиям реальной профессиональной деятельности. В процессе подготовки к
игре, студентам было дано задание, подготовить свое резюме.
В начале игры студенты повторяют основные правила поиска работы,
этапы подготовки к собеседованию, далее представляют подготовленное
заранее резюме, затем представитель работодателя (эксперт) анализирует само
презентацию студента при устройстве на работу. Эксперт имеет право задавать
вопросы к кандидатам на должность. Кандидаты рассказывают о себе, отвечают
на вопросы, задают свои вопросы.
Заканчивается игра отбором нескольких самых удачно прошедших
собеседование кандидатов на должность и анализом выступлений студентов
По итогам урока проводится синквейн.
Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина: Этические нормы профессиональной деятельности.
Специальность: специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных
системах»
20.02.04 «Пожарная безопасность»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Тема: Самопрезентация при приеме на работу
Вид занятия: деловая игра.
Формы проведения занятий: Индивидуальная, групповая.
Методы применяемые на занятии: репродуктивный, самостоятельная работа
учащихся,
беседа,
ролевая
игра,
критерии
оценки,
упражнение,
индивидуальный подход.
Мотивация темы и формы проведения занятия: Участие в собеседовании
это одна из неотъемлемых видов деятельности выпускника колледжа. Для того,
чтобы успешно пройти этот этап устройства на работу, рекомендуется
подготовиться и проиграть эту ситуацию. Получив необходимые знания,
умения и навыки в будущем можно успешно пройти собеседование.
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Цели занятия:
Дидактическая: познакомить студентов с особенностями, которые необходимо
учитывать при прохождении собеседования.
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру, поведения и общения.
Развивающая: развивать у студентов умение быстро формулировать ответ на
конкретный вопрос, используя деловой стиль общения.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
2
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, гражданами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности, правовой базы.
ОК 10. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения с гражданами, нормы и правила поведения.
Междисциплинарные связи: связь с дисциплиной «Делопроизводство».
Внутридисциплинарные связи: с темой «Подготовка к прохождению
собеседования»
Методическое обеспечение занятия: собственное резюме, перечень вопросов
используемых на собеседовании, критерии оценки поведения соискателя
вакансии, бюллетень для голосования.
Опережающие задания студентам: студентам на предыдущем уроке, дано
задание подготовить свое резюме и подготовиться к собеседованию с
работодателем.
Критерии и методы диагностики уровня готовности (обученности)
студентов к занятию: ответы на вопросы, участие в игре. Скорость и четкость
в ответе на вопросы, внешний вид.
Участники деловой игры:
1.
Преподаватель – организатор деловой игры
2.
Эксперты – специалист ГКУ МО Волоколамского центра занятости
населения, представители работодателей:
- для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных
системах» представитель технической группы компании ООО «КЭНПАК
ЗАВОД УПАКОВКИ» , директор Дизайн-студии А».
- для специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» начальник
территориального управления и старший эксперт по кадрам
Волоколамского территориального управления силами и средствами ГКУ
МО «Московская областная противопожарная служба Московской
области»
- для специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
сотрудник отдела кадров и начальник ОМВД России по Волоколамскому
району, генеральный директор юридической компании «Лекс».
- для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» главный
бухгалтер МУ «ЦБ Учреждений сферы культуры» города Волоколамска»,
главный бухгалтер «ИП Горбунова»
3. Студенты – соискатели на вакантные должности.
3
Технологическая карта занятия
этап
занят.
врем
я
содержание деятельности
преподавателя и студента
Методы и
приемы
обучения
Средст
ва
обучен
ия
Фор. и
мет.
контрол
я
кач.обуч
ения
1.
Орг.
момен
т
5
мин
Преподаватель, не объявляя
тему урока задает студентам
вопрос (проблемная задача)
Какие этапы необходимо
пройти человеку, чтобы найти
работу?
(среди всех ответов студентов
появится: пройти
собеседование)
Вопрос преподавателя: Какой
документ должен оформить
соискатель вакансии, чтобы
его пригласили на
собеседование? (резюме)
Вопрос преподавателя: «Как
вы думаете чем мы сегодня
будем заниматься на уроке?»
(учебное собеседование,
анализ резюме)
Преподаватель рассказывает
студентам как на уроке будет
строится деловая игра
«Учебное собеседование»
Поисков
ый
Метод
беседа
2.
2.2.
Контр
оль
знани
3
мин
15
мин
Студенты сдают свои резюме
экспертам
Пока эксперты знакомятся
выбирают самые успешно
оформленные резюме
преподаватель задает
Анализ
резюме
эксперта
ми
Конспе
Форма:
фронтал
ьный
опрос,
Метод:
беседа
4
й
студентам проблемные
вопросы:
Какие ситуации могут
послужить причиной отказа
соискателю при приеме на
работу?
Как необходимо готовиться к
собеседованию?
Как необходимо вести себя на
собеседовании?
кт
лекции
3
Делов
ая
игра
8
мин
Организуется 3 рабочих места
экспертов для проведения
собеседования с кандидатами
на должность, каждый из
которых представляет
определенную организацию.
Студенты имеют возможность
выбора наиболее подходящей
им вакансии. В задачи
организатора деловой игры
(преподавателя) входит
обеспечение равномерности
распределения студентов по
экспертам.
Разыгрываются ситуации
отбора персонала в разные
организации относительно
специальности:
20.02.04 «Пожарная
безопасность» 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский
учет»
40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
40.02.02 «Правоохранительная
деятельность»
Каждый эксперт получает
перечень примерных вопросов
(Приложение 1) и таблицу с
критериями оценки
претендентов (Приложение 2)
Информа
ционный
Образе
ц
оформ
ле-
ния
резюме
Анализ
информ
ации
Студенты разыгрывают роль
5
3.1
Прове
дение
Делов
ой
игры
40
мин
претендента на должность:
для специальности
Для специальности 09.02.03
«Программирование в
компьютерных системах»….
1) системного администратора,
2)техника программиста,
3)веб дизайнера.
Для специальности 20.02.04
«Пожарная безопасность»:
1)
Пожарный техник;
2)
Диспетчер пожарной
части
3)
Инженер по технике
безопасности….
Для специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский
учет»:
1)
Бухгалтер - кассир
2)
Бухгалтер по
начислению заработной
платы
3)
Бухгалтер материального
стола
4)
Бухгалтер
Для специальности 40.02.02
«Правоохранительная
деятельность»
1) сотрудник отдела
вневедомственной охраны
ФГКУ УВО ГУ МВД
России;
2) сотрудник уголовного
розыска МВД России;
3) сотрудник отделения по
делам несовершеннолетних
ОМВД по Волоколамскому
району.
Метод –
упражнен
ие,
прием:
оценка
работы
товарища
Матери
ал для
оценки
эксперт
ами
выступ
лений
соиска
телей
ваканс
ии,
инстру
кционн
ая
карта
учащег
ося
бюллет
ень для
голосо
вания
Форма:
анализ,
оценка,
самопре
зентаци
я
4
10
мин
Выступление экспертов:
объявление набранных баллов
Самоанал
из
Заполне
-
6
за резюме и собеседование,
которые и будут являться
оценкой за урок.
ние
эксперт-
ной
карты
5
Подве
дение
итогов
заняти
я
10
мин
Анализ урока, закрепление
знаний.
Рефлексия студентов
(Синквейн Приложение 3)
Преподаватель подводит итоги
занятия, выставляет оценки, с
учетом мнений экспертов.
Эксперт
ная
оценка
Литература:
Основная:
1.
Культура делового общения при трудоустройстве: учеб Пособие/
Шеламова Г.М. - 3- е изд, стер. - М.: Издательский центр "Академия",
2022, 130 стр - (Деловая культура)
2.
Технология поиска работы и трудоустройства: учеб. Пособие /
А.М.Корягин, Н.Ю.Бариева , И.В.Грибенюкова, А.И.Колпаков. – 2-е изд.
Перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 112 с.
3.
Самопрезентация при устройстве на работу: учебн. пособие /
А.М.Корягин, Н.Ю.Бариева, И.В.Волконская, И.В.Скоренцева. 2-е изд.,
переработанное. – М.: Издательский центр «Академия», 2023, - 128 с.
Приложение №1
Примерные вопросы экспертов к претенденту на собеседовании
1.
Почему мы должны взять именно Вас на работу в нашу организацию?
2.
Кем вы видите себя в нашей организации через 5 лет?
3.
Почему вы хотите работать именно у нас?
4.
Расскажите что нибудь о себе?
5.
Расскажите о ваших карьерных планах?
6.
Перечислите пять прилагательных, которые характеризуют Вас .
7.
Каковы ваши ожидания по зарплате?
8.
Назовите слабые стороны вашего характера?
9.
Что вам нравилось или не нравилось на предыдущем месте работы?
10.Что вы считаете важнейшим достижением в вашей жизни, на данный
момент?
11.Если бы мы позвонили вашему предыдущему работодателю, что он
сказал бы о вас?
12.Были ли у вас промахи или неудачи связанные с учебой или работой?
13.Есть ли у вас цель в жизни?
7
14.Есть ли у вас планы повышения квалификации? В каком направлении?
15.Как вы обычно проводите свободное время7
16.Как долго вы хотели бы у нас работать?
17.Какая работа вам более интересна: творческая исполнительская?
Приложение №2
Критерии оценки экспертами и студентами самопрезентации
№
ФИО
Оценка
резюме
1 балл
Рассказ
о себе
1 балл
Ответы
на
вопросы
1 балл
Внешн
ий вид
1 балл
Умение
себя вести
1 балл
оценк
а
1
2
3
4
5
Приложение №3
Синквейн:
– короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Одно существительное, выражающее главную тему cинквейна______________
Два прилагательных, выражающих главную мысль________________________
Три глагола, описывающие действия в рамках темы _______________________
Фраза, несущая определенный смысл____________________________________
Заключение – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего
рода резюме _______
8