Напоминание

Учимся создавать проект


Автор: Ирина Агвановна Сваткова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №2
Населённый пункт: р.п.Солнечный Хабаровского края
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Учимся создавать проект
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа №2 р.п.Солнечный

Солнечного муниципального района Хабаровского края

Согласовано

Заместитель директора по ВР

__________________/_А.С.Вокина__

___ ______ 20___г.

Утверждаю

Директор школы

____________ / __О.В.Зверева_ /

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по общеразвивающему направлению

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

3 класс

Общее количество часов за год: 34часа

Составитель:

Сваткова И.А.

учитель

ВКК

р.п.Солнечный, 2024-2025 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» для

3 класса составлена на основе ФГОС НОО, авторской программы курса для младших

школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие

познавательных способностей. Наша новая школа. Юным умникам и умницам.

Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное,

прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов,

потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».

Развитие познавательных способностей. Наша новая школа. Юным умникам и

умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём отводится135 часов по 1

занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе, 34 занятия со 2 по 4 классы и резервные

занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект»

представляет

систему

обучающих

и

развивающих

занятий

по

проектно-

исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.

Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это

инновационные

пособия,

которые

помогают

решить

задачу

формирования

самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они

помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники

информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении

последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и

дипломантами

окружных,

городских

Всесоюзных

конкурсов

проектно-

исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания

собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения

проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми

понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие

рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о

сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и

интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего

исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с

первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети

пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у

ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,

которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки

автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление

и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт

работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам

создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и

продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности,

готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и

саморазвитию.

Цель курса

Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через

проектную деятельность.

Задачи

1.

Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать,

сравнивать, обобщать собранный материал.

2.

Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их

применением в собственном исследовании.

3.

Обучить основам оформления работ.

4.

Познакомить

с

основами

применения

информационных

технологий

в

исследовательской деятельности.

5.

Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию

культуры речи.

Общая характеристика курса

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового

поколения

требует

использования

в

образовательном

процессе

технологий

деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены

как одно из условий реализации основной образовательной программы начального

общего образования. Современные развивающие программы начального образования

включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной

деятельности.

Актуальность

курса также обусловлена его методологической

значимостью.

Знания

и

умения,

необходимые

для

организации

проектной

и

исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-

исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью

данного

курса

является

реализация

педагогической

идеи

формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов:

непрерывность

внеурочной

деятельности

как

механизма

полноты

и

целостности образования в целом;

развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка

нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные

технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших

школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса

Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом

Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют

развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного

мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради

курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия,

которые

помогают

решить

задачу

формирования

самостоятельности

ребёнка,

способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться

видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать

навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Место курса в плане внеурочной деятельности

В 3 классе на изучение курса отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры

Программа

позволяет

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма

полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого

ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и

поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты освоения курса

Ученик получит возможность научиться:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои

идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,

почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целеполагать (ставить и удерживать цели);

-Планировать (составлять план своей деятельности);

-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою

позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей

этнической принадлежности;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и

отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень

результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение

первоклассниками новых

знаний, опыта решения

проектных задач по

различным направлениям.

Результат выражается в

понимании детьми сути

проектной деятельности,

умении поэтапно решать

проектные задачи.

предполагает позитивное

отношение детей к базовым

ценностям общества, в

частности к образованию и

самообразованию.

Результат проявляется в

активном использовании

школьниками метода

проектов, самостоятельном

выборе тем (подтем)

проекта, приобретении

опыта самостоятельного

поиска, систематизации и

оформлении интересующей

информации.

предполагает получение

школьниками

самостоятельного

социального опыта.

Проявляется в участии

школьников в реализации

социальных проектов по

самостоятельно

выбранному направлению.

Итоги реализации

программы могут быть

представлены через

презентации проектов,

участие в конкурсах и

олимпиадах по разным

направлениям, выставки,

конференции, фестивали,

чемпионаты и пр.

Содержание курса

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение

проблемы.

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.

Работа с первоисточниками.

Подготовка сообщения по своему проекту.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

Создание мини-постера.

Изучение и освоение возможностей компьютерных программ. Вставка.

Анимация.

Дизайн.

Фотография на слайдах.

Требования к компьютерной презентации.

Закрепление работ с программами.

Составление презентации по заданному тексту.

Подготовка проектной документации.

Самоанализ. Рефлексия.

Обсуждение проектов.

Пожелания будущим проектантам.

Страница благодарности. Советы Мудрого Дельфина.

Тематическое планирование

3 класс

№п/

п

Тема занятия

Основные виды деятельности

1

Круг твоих интересов.

Хобби. Увлечения. Этапы

работы над проектом.

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать

значение слова «хобби»

2

Выбор темы твоего

проекта. Подбор

материала для проекта.

Проблема. Решение

проблемы.

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи

проекта «Дети и компьютерные игры»

3

Выбор темы твоего

исследования.

Предположение. Гипотеза.

Решение задачи.

Понимать значение слова «формулировка».

Правильно формулировать вопросы по теме.

Выступать с сообщениями на тему «Интересные

растения из энциклопедии»

4

5

Требования к паспорту

проекта. Составление

паспорта проекта.

Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для

чего проектанту знать ответ на данный вопрос.

Учиться работать с реальными объектами как с

источниками информации, выдвигает гипотезы,

делает выводы и обобщения

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и

различие выдвигает гипотезы, делает выводы и

обобщения, классифицирует, рассуждает,

анализирует, учится работать с реальными

объектами как с источниками информации

6

7

Работа с

первоисточниками.

Подготовка сообщения по

своему проекту.

Придумать и записать творческое название проекта,

выбрать помощников. Определить направление

поиска ответа на вопрос (предположения)

8

Постер. Требования к

созданию постера.

Условия размещения

материала на постере.

Разработать эмблему и карту проекта Создавать

постер со ссылками и иллюстрациями,

графическими схемами планами под руководством

учителя

9

10

Создание мини-постера.

Выдвигать общую цель и личную цель (цели) в

работе над проектом. Участвовать в составлении

общего плана работы над проектом. Составлять свой

план

11

Изучение и освоение

Составлять паспорт проекта, готовиться к защите

12

13

возможностей

компьютерных программ.

Вставка.

проекта (семиминутное выступление перед

аудиторией)

14

15

16

Анимация.

Запоминать толкование новых понятий.

Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов

работы над учебным проектом, разбор каждого этапа

под руководством учителя

17

18

19

Дизайн.

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям

тетради. Выполнять исследование и работать над

проектом, анализируя информацию, создавать

собственные творческие замыслы и доводить их до

воплощения в творческом продукте.

20

21

Фотография на слайдах.

Запоминать толкование новых понятий. Находить

важные, существенные признаки в любом

начинании, в любом процессе. Составлять вопросы

для анкет

22

23

Требования к

компьютерной

презентации.

Изучать и осваивать возможности программы МРР.

Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры,

диаграммы

24

25

Закрепление работ с

программами.

Составлять паспорт проекта под руководством

учителя

26

27

28

Составление презентации

по заданному тексту.

Работать в программе МРР. Настраивать анимацию

на слайде

29

30

Подготовка проектной

документации.

Составлять паспорт проекта под руководством

учителя

31

Самоанализ. Рефлексия.

Создавать устные и письменные сообщения.

32

Обсуждение проектов.

создавать собственные творческие замыслы и

доводить их до воплощения в творческом продукте.

33

Пожелания будущим

проектантам.

Выступать с сообщениями

34

Страница благодарности.

Советы Мудрого

Дельфина.

Выступать с сообщениями

Календарно - тематическое планирование

№п/

п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Дата

Примечание

1

Круг твоих интересов. Хобби.

Увлечения. Этапы работы над проектом.

Беседа-обсуждение

вопросов

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор

материала для проекта. Проблема.

Решение проблемы.

Диалог

3

Выбор темы твоего исследования.

Предположение. Гипотеза. Решение

задачи.

Наблюдение, практикум

4

5

Требования к паспорту проекта.

Составление паспорта проекта.

Практикум

6

7

Работа с первоисточниками.

Подготовка сообщения по своему

проекту.

Работа с информацией

8

Постер. Требования к созданию постера.

Условия размещения материала на

постере.

Практикум

9

10

Создание мини-постера.

Практикум

11

12

13

Изучение и освоение возможностей

компьютерных программ. Вставка.

Работа с текстовой

информацией

14

15

16

Анимация.

Практикум

17

18

19

Дизайн.

Практикум

20

21

Фотография на слайдах.

Практикум

22

23

Требования к компьютерной

презентации.

Беседа, практикум

24

25

Закрепление работ с программами.

26

27

28

Составление презентации по заданному

тексту.

Практикум

29

30

Подготовка проектной документации.

Практикум

31

Самоанализ. Рефлексия.

32

Обсуждение проектов.

Диалог

33

Пожелания будущим проектантам.

Составление памятки

34

Страница благодарности. Советы

Мудрого Дельфина.

Материально-техническое обеспечение

Для учителя:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие

для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ Юным умникам и умницам. Исследуем,

доказываем, проектируем, создаём.

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект» рабочая тетрадь для 3

класса. – М.: Издательство РОСТ, Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,

проектируем, создаём.

Для ученика:

А.И. Савенков. Я – исследователь. Рабочая тетрадь. Издательство «Учебная

литература» 2013г



В раздел образования