Автор: Ксения Викторовна Пензина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей №133"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыка самоконтроля младших школьников посредством работы с бумагой на уроках технологии
Раздел: начальное образование
Статья на тему:
Формирование навыка самоконтроля младших школьников посредством
работы с бумагой на уроках технологии
Автор работы:
Учитель начальных классов
Пензина Ксения Викторовна
Г. Казань, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Теоретические и методические основы формирования самоконтроля УУД
посредством работы с бумагой на уроках технологии........................................6
1.1
Психолого-педагогические аспекты самоконтроля УУД..........................6
1.2. Критерии оценки сформированности самоконтроля УУД........................12
1.3. Работа с бумагой на уроках технологии......................................................12
Введение
Задача современной начальной школы состоит не только в том, чтобы
подготовить школьников к дальнейшему развитию и самообразованию,
развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения,
определять
содержание
своей
деятельности
и
находить
способы
ее
реализации,
но
и
в
том,
чтобы
развивать
у
них
универсальную
интеллектуальную способность человека – самоконтроль. Самоконтроль это
психологический термин, который подразумевает умение контролировать
собственные действия и эмоции.
На сегодняшний день формирование
самоконтроля
у
обучающихся
младших
классов
является
одним
из
необходимых
условий
достижения
результатов,
предъявляемых
в
соответствии с ФГОС НОО второго поколения к «портрету выпускника
начальной школы». Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного
вопроса психологии, интерес как к проблеме расширяется, требует решения в
различных областях психологической науки.
Теоретические и методические основы формирования самоконтроля УУД
посредством работы с бумагой на уроках технологии
1.1 Психолого-педагогические аспекты самоконтроля УУД
Формирование
учебной
деятельности
является
самостоятельной
задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем
приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью
происходит особенно интенсивно впервые годы школьной жизни. Именно в
этот период закладываются основы
умения учиться. По существу, в
младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это
умение остается с ним на всю жизнь. Понимание того, что самоконтроль
нужно формировать в учебной деятельности возникло из необходимости
решения следующих проблем:
1.
Учащиеся представляют себе учебную деятельность несамостоятельной,
непланируемой, нерасчлененной.
2.
Учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими
учениками.
3.
Допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
4.
Отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля
учебной деятельности.
Именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность
как управляемый самим ребенком процесс.
Значительный
вклад
в
разработку
проблемы
формирования
самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги. Н.И. Пирогов
считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости
от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет
устоявшихся рецептов и шаблонов
[7].
В то же время он подчеркивал, что
деятельности педагога и обучающихся не могут быть противоположными,
поскольку определяются единой целью педагогического процесса.
Большой глубиной и оригинальностью отличились взгляды К.Д.
Ушинского. В своих трудах он делал упор на развитие у обучающихся
умения самостоятельно работать. При этом известный педагог указывал, что
нельзя учеников оставлять один на один с учебной задачей, пока они не
овладеют правильными навыками самоконтроля в процессе обучения. К.Д.
Ушинский
считал,
что
процесс
учебной
деятельности
обучающихся
представляет собой переходы от конкретного к абстрактному, отвлеченному,
от представлений к мысли, и это полностью соответствует требованиям
человеческой природы.
Формирование
навыков
самоконтроля
в
учебной
деятельности
младших
школьников
представляет
собой
систему
специально
организованных
взаимодействий
между
учителем
и
учениками.
Она
обеспечивает
развитие
у
обучающихся
постоянного
стремления
к
самопроверке и выработку для этого необходимых структурных компонентов
учебной деятельности.
Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой,
трудовой, учебной деятельности под влиянием взрослых и коллектива, и
воспитывать
эти
навыки
необходимо
уже
с
детства,
постепенно
совершенствуя, усложняя их в процессе возрастного развития. Следует
настойчиво учить детей контролировать свои действия, следить за собой,
отдавать себе отчёт в том, что и как они делают, предвидеть результаты
своих действий и соотносить их с тем, что требуется.
Контроль - наблюдение, надсмотр над чем-нибудь или на кем-нибудь с
целью проверки
[9]
. Контролировать можно цели, ход выполнения плана,
прогнозы, развитие процесса. Самоконтроль - контроль над самим собою,
своим поведением, состоянием, своей работой (словарь Ефремовой).
А.Г.
Пачина
выделяет
три
вида
самоконтроля:
планирующий,
пооперационный, итоговый.
Формирование планирующего самоконтроля учащихся - анализ работы
над заданием ещё до фактического его выполнения, прогнозирование
результата. Ученики сознательно строят свою деятельность, предвидят
возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают
меры по их предупреждению.
При
пооперационном
самоконтроле
внимание
учеников
концентрируется на самом процессе деятельности, устанавливаются связи
между каждым этапом деятельности.
Итоговый самоконтроль заключается в умении контролировать свой
результат. При организации учебной деятельности важно, чтобы ученики
хорошо представляли себе конечный продукт своего труда.
Формирование контроля происходит в процессе четырехлетнего
обучения в начальной школе.
На практике обучение приёмам самоконтроля происходит стихийно.
Учителя нередко стремятся объяснить неумение детей контролировать свои
возможности и действия их возрастными особенностями. Однако, чем
раньше учащиеся научатся планировать свою деятельность и самостоятельно
контролировать её, тем легче им будет даваться трудовая и любая другая
деятельность.
Успех формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у
младших
школьников
повышается,
если
учитываются:
характерные
особенности развития самоконтроля в начальной школе и психологического
развития детей в данном возрасте.
Во-первых, в начале обучения в школе овладение самоконтролем
выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по
отношению к основным учебным задачам. И только к концу второго класса
или третьего, а часто и четвертого класса, самоконтроль начинает
превращаться в обобщенное и сокращенное умственное действие, а
мыслительные
операции,
необходимые
для
самоконтроля,
начинают
выступать в свернутой форме.
Во-вторых, на овладение навыков самоконтроля влияет сложность
перехода от одной ведущей формы деятельности (игры) к другой (учебной
деятельности).
Таким образом,
самоконтроль является важнейшим компонентом
учебной
деятельности.
Самоконтроль
нацелен
на
своевременное
предотвращение или обнаружение уже совершенных ошибок.
Очень
важна
для
младшего
школьника
доступность
цели.
С
доступностью
цели
непосредственно
связана
разрешимость
задачи.
Деятельность, направленная на решение учебных задач, приобретает
целенаправленность, когда задачи разрешимы. Разрешимая задача, создавая
объективную вероятность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для
достижения цели, проявлять организованность, терпение, настойчивость.
Одним из важных педагогических условий развития самоконтроля у
младших школьников в учебной деятельности считается формирование
положительной мотивации к самоконтролю.
При формировании положительной мотивации к самоконтролю у
младших школьников необходимо учитывать все потребности, способности,
стремления,
уровень
активности,
внешние
и
внутренние
условия,
определяющие поведение ребенка и побуждающие его к деятельности.
Понимание школьником своих возможностей происходит при активном
включении в самостоятельную деятельность. Это позволяет ему ставить
перед собой новые цели, осуществлять саморегуляцию.
Поскольку самоконтроль является одним из основных компонентов
учебной
деятельности,
факторами,
влияющими
на
формирование
положительной мотивации к самоконтролю, также как и к учебной
деятельности, являются:
-
содержание
учебного
материала,
направленного
на
развитие
самоконтроля;
- организация работы, направленной на развитие самоконтроля;
- коллективные формы учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.
Очень важным условием формирования навыка самоконтроля является,
по мнению Н.М. Конышевой, систематический показ учителем в ходе работы
приёмов контроля каждой операции и обучение детей их выполнению.
Например: качество разметки характеризуется точностью и чистотой ее
выполнения (тонкими сплошными линиями). Разные способы выполнения
этой
операции
могут
быть
проконтролированы
разными
приемами.
Например:
- при разметке по шаблону учитель может предложить учащимся ещё
раз приложить шаблон к размеченной детали и проверить, на равном ли
расстоянии от его края проведена линия; э
- при разметке по клетчатой бумаге, где ошибки допускаются при счёте
клеток, можно предложить детям пересчитать клетки парами или измерить
деталь с помощью линейки, вычислив предварительно нужный размер в
сантиметрах;
- при разметке по линейке контролю может быть подвергнут и размер
детали,
и
количество
оставшегося
материала,
если
заготовки
были
одинаковы.
[6]
Немаловажное
педагогическое
условие
формирования
навыка
самоконтроля – учить детей осмысленно пользоваться памятками.
Важными
педагогическими
условиями
формирования
навыка
самоконтроля на уроках технологии являются следующие:
- формирование положительной мотивации к самоконтролю;
- объяснение и показ приемов выполнения трудовых операций в
процессе изготовления изделий;
- систематический контроль учителя за выполнением операций;
- систематический показ учителем в ходе работы приёмов контроля
каждой операции и обучение детей их выполнению;
– использование взаимоконтроля;
- учет уровней сформированности у учащихся навыка самоконтроля
над выполнением практических действий.
Таким образом, учителю очень важно знать психологические аспекты
самоконтроля младшего школьного возраста и на их основе создавать
педагогические условия для формирования навыка самоконтроля у младших
школьников на разных этапах урока технологии.
1.2. Критерии оценки сформированности самоконтроля УУД
Самоконтроль - сопоставление собственного действия - его хода, или
его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом.
Самоконтроль
как
часть
регулятивных
универсальных
учебных
действий способствует формированию умений:
- устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий;
- корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников
подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе
овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма
деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно,
благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль
превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в
процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием
самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту
учебной
деятельности,
то
постепенно
изменяется
и
уровень
его
сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие
критерии:
1)
Среднее
количество
допущенных
учащимися
ошибок
при
выполнении учебного задания и их частота;
2) Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы
товарища и своей собственной и частоту их пропуска.
Можно пользоваться также дополнительными критериями:
1) Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при
проверке работы товарища и своей собственной;
2) Оценка в баллах за выполненное задание.
Психологи
Г.В.
Репкина
и
Е.В.
Заика
разработали
уровни
сформированности действия самоконтроля, которые помогут учителю в
обобщении
накапливающихся
у
него
сведений
о
каждом
ученике,
получаемых во время проведения различных по содержанию и сложности
уроков, в результате анализа выполняемых учеником самостоятельных видов
работ и т.д.
Первый уровень – отсутствие контроля. Совершаемые учеником
действия
и
операции
никак
не
контролируются,
часто
оказываются
неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания.
Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит
неосознаваемая или плохо осознаваемая учеником схема действия, которая
зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного
выполнения одного и того же действия.
Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного
внимания. Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку,
однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и
исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может
при этом объяснить свои действия.
Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного
внимания. В процессе выполнения действия ученик ориентируется на
хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно
соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия
выполняются,
как
правило,
безошибочно.
Допущенные
ошибки
обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения
одних и тех же ошибок крайне редки. Может правильно объяснить свои
действия.
Пятый
уровень
–
потенциальный
рефлексивный
контроль.
Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее,
ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой,
не замечая того, что схема оказывается неадекватной новым условиям.
Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на
его наводящие вопросы, может объяснить их источник – несоответствие
примененного действия новым условиям задачи.
Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль. Решая новую
задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно
обнаружить ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им
обобщенного способа действия новым условиям задачи и в связи с этим
самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет
поиска и выявления еще более общих оснований действия.
Таким образом, учителю важно знать, что формирование самоконтроля
у младших школьников – длительный процесс, который проходит несколько
этапов.
Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели
сформированности самоконтроля:
· умение перед началом работы спланировать ее;
· умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности;
· умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля;
· умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его
знаково-символическим изображением.
· умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Можно сделать вывод, что при проведении специальной работы по
формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к
шестому.
1.3. Работа с бумагой на уроках технологии
Проанализируем УМК «Школа России» Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева по
предмету «Технология» 1-4 класс в рамках работы с бумагой.
Таблица 1
№
класс
Техника
тема работы
1
1 класс
Аппликация
«Новогодние
поделки
из
бумаги», «Портрет», «Праздник
цветов»,
«Орнамент»,
«Открытка «Весенние цветы»,
Изготовление рамочек
Оригами
«Фигурки
оригами»,
«Бумажный
зоопарк»,
«Корабль», «Обители пруда»,
«Животные
в
зоопарке»,
«Бабочка».
Мозаика
«Кто живет в пруду?»
Коллаж
«Праздничное яйцо»
2
2 класс
Оригами
Аппликация
Конструирование
«Мастер-бобёр»
«Поздравительная
открытка»,
цветная
композиция»,
«Как
увидеть
белое
на
белом?»
«Орнамент,
симметрия»,
«Аппликация с плетением»
«Объемные
животные
из
картона»,
«Как
плоское
превратить
в
объемное?»,
«Подвижные игрушки», «Что
такое чертеж», «Открытка с
сюрпризом», «Как изготовить
несколько
одинаковых
прямоугольников», «Блокнотик
для
записей»,
«Игрушки
из
конусов»,
«Игрушка-качели»,
«Пропеллер»,
3
3
класс
Оригами
Квиллинг
Аппликация
Бумагопластика
Торцевание
«Звезда»; «Цветок к 8 марта»;
«Марионетка»; Аппликация
«Львенок»; Объемная
аппликация «Солнышко»;
Цветок «Ромашка»; Игрушки –
гармошки; Композиция
«Колобок»; Композиция «Жар-
птица»;
4
4 класс
Декупаж
Гофротрубочки
Торцевание
«Декорирование
предметов»;
«Цветы»;
«Цыпленок»;
аппликации
«Лунная
ночь»;
базовые
формы
оригами:
«треугольник»,
«воздушный
змей»,
«палатка»,
«рыба»,
«двойной квадрат»; Открытка
«С днём рождения!» в технике
3D;
Изучив содержание программы, было отмечено, что в УМК «Школа
России», внимание уделяется формированию и развитию конструкторских
умений во всех разделах.
В работе с бумагой учитывается соблюдение
правил безопасности работы с ножницами, бумагой. Организация рабочего
места и выполнение требований личной гигиены.
Анализируя образовательную программу, можно сделать вывод, что
существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги,
поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и
ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать
интерес к работе с бумагой.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу
воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов
деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими
навыками:
обрыванием,
сминанием,
скатыванием,
скручиванием
и
складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными
эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности;
усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению
друг с другом и учителем, стимулированию творческого отношения к работе.
Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании
соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и
развивающий эффект.
Заключение
В последние годы проблема формирования самоконтроля становиться
предметом психологических и педагогических исследований. По моему
мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших
факторов,
обеспечивающих
самостоятельную
деятельность
учащихся.
Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с
формирования самостоятельного контроля.
В
начале
была
сформулирована
проблема
исследования:
каковы
педагогические условия формирования навыка самоконтроля посредством
работы с бумагой у младших школьников на уроках технологии.
Была
выдвинута
гипотеза
исследования:
если
систематически
использовать разнообразные методы и примы работы с учащимися,
направленные на формирование навыка самоконтроля в процессе трудового
обучения младших школьников при работе c бумагой, то данный процесс
будет более эффективным.
При решении данной проблемы были решены все поставленные задачи.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили
сделать вывод, что действие самоконтроля является важным компонентом
учебной деятельности ученика. В отличие от контроля, осуществляемого
учителем с целью проверки знаний и представления о возможности
дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на
протяжении всей учебной деятельности.