Напоминание

"ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Гаркавенко Евгения Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Донецкий профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Гаркавенко Евгения Валериевна,

преподаватель экономических дисциплин

ГБПОУ

«Донецкий профессионально-педагогический колледж»,

Российская Федерация, Донецкая Народная Республика, г. Донецк

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В

УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация.

В

статье

рассмотрено

применение

элементов

инновационных технологий на занятиях по экономическим дисциплинам в

условиях дистанционного обучения.

Актуальность

темы

исследования.

Актуальность

исследования

применения инновационных технологий в учебном процессе обусловлена

стремительными изменениями в экономической среде и необходимостью

подготовки

специалистов,

способных

эффективно

адаптироваться

к

современным вызовам. Инновационные технологии, такие как аналитические

инструменты, программное обеспечение для моделирования и визуализации

данных, а также образовательные платформы, предлагают уникальные

возможности для повышения качества обучения и понимания сложных

экономических процессов.

Современные

студенты

требуют

интерактивных

и

практикоориентированных подходов к обучению, что подчеркивает важность

введения элементов дистанционного и гибридного обучения, а также

интеграции реальных бизнес-сценариев в учебный процесс. Это позволяет не

только повысить мотивацию учащихся, но и улучшить их навыки анализа и

принятия решений, что особенно важно в условиях нестабильного рынка.

Внедрение инновационных технологий в обучение дисциплине также

способствует развитию междисциплинарных связей, позволяя студентам

применять знания из смежных областей, таких как информационные

технологии и управление. Это, в свою очередь, готовит их к комплексным

задачам,

с

которыми

они

столкнутся

в

будущей

профессиональной

деятельности.

Степень изученности проблемы.

Моей педагогической позицией

является активизация познавательной деятельности студентов на основе

использования

инновационных

технологий.

В

моей

методической

деятельности есть опыт применения следующих технологий: элементы

проблемного

обучения,

технология

портфолио

студента,

развитие

критического мышления, дифференцированный подход, создание ситуации

успеха и, конечно же, информационно-коммуникационные технологии.

Назову несколько приемов, успешно применяемых мной на занятиях

экономических дисциплин: логическая цепочка, мозговая атака, опорный

конспект,

эссе,

дидактические

игры,

задания

поискового

характера,

нетрадиционные формы домашнего задания и др.

Работая

преподавателем

экономических

дисциплин

в

колледже,

основной своей целью считаю добиваться такого уровня подготовки своих

студентов, чтобы они могли успешно найти свое место по выбранной

специальности. Следовательно, они должны выходить из стен учебного

заведения

с

достаточно

сформированным

уровнем

профессиональной

компетентности, то есть иметь не только определенную сумму знаний, но и

на ее основе адекватно действовать в самых различных ситуациях.

Актуальность полученных результатов. Хочется отметить, что

инновационными являются не только нестандартные формы организации

учебной деятельности такие, например, как занятия - деловые игры, занятия-

конференции, занятия-презентации и т. д., но и такие занятия на которых

инновационная деятельность преподавателя раскрывается в конструкции

урока,

в

разнообразных

необычных

заданиях,

в

умелом

создании

проблемных ситуаций, в дифференцированном подборе дидактического

материала, в организации творческой работы студентов, в создании

положительного эмоционального настроя.

В

своей

работе

я

широко

использую

информационно-

коммуникационные технологии, так как они, с точки зрения методики

обучения,

являются

эффективным

средством

оптимизации

учебного

процесса. Поэтому уже с первого этапа урока я использую онлайн-доску и

компьютеры.

1. Вводно-мотивационный этап.

При проведении вводно-мотивационного этапа я настраиваю учащихся

на продуктивную деятельность в ходе всего занятия, как говорят: «Любой

конец зависит от начала!». На данном этапе озвучивается тема занятия, четко

ставятся его цель и задачи, предлагается план занятия.

2. Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации опорных знаний не только проводится проверка

знаний, но и также создается условие для активности и самостоятельности

студентов на протяжении всего занятия. Для более продуктивного контроля

знаний я предлагаю следующие задания:

А)

Индивидуальная

работа

за

компьютерами

в

программе

«Тестировщик». При этом используются дифференцированные задания. Для

сильных студентов я предлагаю тестовые задания открытого типа, которые

не включают в себя готовые варианты ответов, например:

1. Основные фонды предприятия представляют собой...(продолжить

предложение).

2. Виды основных фондов по праву собственности.

Для более слабых студентов предлагаются тесты закрытого типа,

например:

1. Основные фонды участвуют в производственном процессе

a) неоднократно; б) однократно;

в) не менее 10 раз; г) они не участвуют.

2.Основные

фонды,

которые

непосредственно

не

участвуют

в

производственном процессе:

а) производственные; б) действующие;

в) бездействующие; г) непроизводственные.

Б) Мини-игра «Найди соответствие». Для каждого из приведённых

терминов и понятий подберите соответствующее ему определение. Здесь

осуществляется

работа

с

использованием

онлайн-доски,

при

этом

используется функция перетаскивания объектов.

В) Составить схему «Классификация основных фондов». Студенты

самостоятельно выполняют данные задания на компьютерах, а для проверки,

выполненные задания выводятся на онлайн-доску.

3. Этап усвоения нового материала.

Для развития творческой активности и самостоятельности студентов и

показа

практической

значимости

изучаемого

материала

было

дано

опережающее задание: посетить некоторые предприятия города и выяснить,

как используются основные фонды на производстве, создать фотоальбом в

форме презентации или снять видеоролик. На занятии студентами были

показаны результаты их работы.

Основываясь на работах студентов, была сформулирована основная

проблема

содержания

учебного

материала:

как

влияют

основные

производственные фонды на получение прибыли предприятия?

Объяснение нового материала ведется с помощью презентаций,

которые повышают роль наглядности в учебном процессе, помогают

рационально использовать время занятия, повышают активность студентов за

счет новизны деятельности. На этом занятии я использовала: иллюстрации,

фотографии, таблицы, графики, проектируя их на онлайн-доске.

Презентация облегчает усвоение материала студентами, помогает

преподавателю

контролировать

аудиторию;

в

процессе

обучения

одновременно педагога и компьютера значительно улучшается качество

образования.

4. Этап закрепления нового материала.

Главная

задача

этапа

добиться

глубины

понимания

учебного

материала, его осмысления и на этой основе выработать необходимые

умения и навыки для применения их в решении производственных ситуаций

по теме.

Чтобы активизировать самостоятельность студентов, предлагаю им

раздаточный материал, который содержит производственные ситуации по

новой теме.

Далее я использую элементы развития критического мышления, для

этого группа делиться на две подгруппы и каждой из них необходимо

придумать вопросы по новой теме, затем студенты задают друг другу эти

вопросы. При выполнении этого задания осуществляется взаимоконтроль

знаний. По содержанию вопросов и ответов можно сделать вывод о том,

насколько новый материал был усвоен студентами.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

На этапе рефлексии студенты с одной стороны отбирают информацию

наиболее значимую для понимания изучаемого материала, с другой стороны

они выражают эту информацию своими словами, а значит, лучше ее

запоминают. На онлайн-доске выводится следующий текст:

Продолжи предложение:

• Сегодня я узнал....

• Было трудно....

• Теперь я умею....

• Было интересно....

Таким образом, каждый из студентов оценивает свой вклад в

достижение цели занятия, и, как правило, пассивных при этом нет.

6. Домашнее задание.

Задачей этапа является сообщение о домашнем задании и методики его

выполнения, при этом очень важно создать положительную мотивацию.

Большую

роль

в

решении

воспитательной

и

развивающей

функции

домашнего задания имеют нетрадиционные формы домашних заданий. На

этом уроке я использовала такую форму домашнего задания как эссе на тему

«Роль основных фондов в деятельности предприятия», а также презентацию

по новой теме. Из предложенных заданий студенты по желанию выбирают

одно. В этом тоже проявляется дифференцированный подход и создается

ситуация успеха.

Основные выводы. В ходе применения элементов инновационных

технологий на занятиях можно выделить несколько ключевых выводов. Во-

первых, внедрение современных цифровых инструментов, таких как

аналитические программы и онлайн-платформы для учета, значительно

облегчает процесс обучения и позволяет студентам более эффективно

усваивать

теоретические

концепции.

Это

повышает

уровень

их

вовлеченности и интереса к предмету.

Во-вторых, использование инновационных технологий способствует

развитию аналитических навыков. Студенты учатся работать с большими

объемами данных, что позволяет им проводить более глубокий финансовый

анализ и делать обоснованные выводы. Это особенно важно в условиях

стремительно

меняющегося

экономического

окружения,

где

быстрое

принятие решений становится критически актуальным.

Наконец, внедрение практических кейсов и симуляций, основанных на

реальных сценариях бизнеса, помогает студентам лучше осознать связь

между теорией и практикой. Таким образом, применение инновационных

технологий не только улучшает качество обучения, но и формирует у

будущих

специалистов

необходимые

компетенции

для

успешной

профессиональной деятельности в сфере экономики.



В раздел образования