Напоминание

Роль курса ОРКСЭ в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в рамках ФГОС.


Автор: Данилова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль курса ОРКСЭ в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в рамках ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Роль курса ОРКСЭ в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в

рамках ФГОС.

Учитель начальных классов,

Данилова С.А.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач

общества

и

государства

является

воспитание

нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России.

В

новом

федеральном

государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования

понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,

составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как

процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и

других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное

воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к

другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что

подразумевает

овладение

знаниями

об

особенностях

национальных

культур,

культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное

воспитание

направлено

на

усвоение

подрастающим

поколением

нравственных

ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков,

ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель курса – формирование у младших школьников основ российской

гражданской идентичности; мотиваций к осознанному нравственному поведению,

основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и

уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации

являются базовые

национальные

ценности —

основные

моральные

ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,

семейных,

социально-исторических,

религиозных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации,

передаваемые

от

поколения

к

поколению

и

обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Культура как

регулятор социальных отношений есть дух народа, его ценностные образцы и

ориентиры, его цели и идеалы. Кризис и утрата культуры есть кризис и утрата

идентичности. Традиция – это проявление универсалий бытия, иммунная система

общества, фундамент и субстанция культуры. Человек, оторванный от своих культурных

и духовных традиций, как дерево без корней.

Проблема духовно-нравственного развития школьников на сегодняшний день стоит

в обществе как никогда остро. Ценности прошлых лет сменились иными духовными

ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на задний план.

Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали

серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к

изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших

убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность»,

«патриотизм». Поэтому необходим комплексный, системный подход и программная

форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Соответственно, ФГОС определяет духовно-нравственное развитие и воспитание

учащихся

первостепенной

задачей

современной

образовательной

системы.

В

Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве

важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы

духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость,

толерантность, мобильность. Введение курса «Основы религиозных культур и светской

этики» – это воссоединение обучения и воспитания, когда светская и религиозная этика

не противопоставляются, а дополняют друг друга. В светском и религиозном подходах к

воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести,

справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. В данной программе

есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и

организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и

ценностей, совместной деятельности школы, семьи и церкви. Школа является основным

звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана со

следующими положениями:

1.

Наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных

людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством

разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и

негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший

интеллект

и

чувства

ребенка,

на

еще

только

формирующуюся

сферу

нравственности.

3.

Само

по

себе

образование

не

гарантирует

высокого

уровня

духовно-

нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4.

Вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не

только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых

в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного

воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-

нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной

общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного

развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия - наша

Родина». Главными педагогическими технологиями, которые используют педагоги в

преподавании курса ОРКСЭ,

являются личностно-ориентированные и предметно-

деятельностные. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить

учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню

сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной

школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его

мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может

происходить только в деятельности.

Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости,

патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках

ОРКСЭ. Очень важно для выполнения основных задач курса сделать родителей и членов

семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без

эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы

религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно

эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый

неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка

подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на

желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При

выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на

итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения

информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится

организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и

взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает

социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке, о самом себе,

о своих возможностях и способностях.

Каждая тема решает определённые воспитательные задачи:

укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою

Родину;

формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и

уважения к истории;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Таким образом, духовно-нравственные качества человека должны закладываться

уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести,

справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Решение проблем

духовно-нравственного воспитания заключается в формировании духовно-нравственной

культуры учащихся, в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе,

которая бы способствовала духовному становлению ребёнка, пробуждала желание

совершать добрые поступки.



В раздел образования