Автор: Данилова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль курса ОРКСЭ в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в рамках ФГОС.
Раздел: начальное образование
Роль курса ОРКСЭ в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в
рамках ФГОС.
Учитель начальных классов,
Данилова С.А.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества
и
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России.
В
новом
федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное
воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к
другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает
овладение
знаниями
об
особенностях
национальных
культур,
культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное
воспитание
направлено
на
усвоение
подрастающим
поколением
нравственных
ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков,
ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель курса – формирование у младших школьников основ российской
гражданской идентичности; мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и
уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации
являются базовые
национальные
ценности —
основные
моральные
ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,
семейных,
социально-исторических,
религиозных
традициях
многонационального
народа
Российской
Федерации,
передаваемые
от
поколения
к
поколению
и
обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Культура как
регулятор социальных отношений есть дух народа, его ценностные образцы и
ориентиры, его цели и идеалы. Кризис и утрата культуры есть кризис и утрата
идентичности. Традиция – это проявление универсалий бытия, иммунная система
общества, фундамент и субстанция культуры. Человек, оторванный от своих культурных
и духовных традиций, как дерево без корней.
Проблема духовно-нравственного развития школьников на сегодняшний день стоит
в обществе как никогда остро. Ценности прошлых лет сменились иными духовными
ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на задний план.
Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали
серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к
изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших
убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность»,
«патриотизм». Поэтому необходим комплексный, системный подход и программная
форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Соответственно, ФГОС определяет духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся
первостепенной
задачей
современной
образовательной
системы.
В
Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве
важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы
духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость,
толерантность, мобильность. Введение курса «Основы религиозных культур и светской
этики» – это воссоединение обучения и воспитания, когда светская и религиозная этика
не противопоставляются, а дополняют друг друга. В светском и религиозном подходах к
воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести,
справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. В данной программе
есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и
организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и
ценностей, совместной деятельности школы, семьи и церкви. Школа является основным
звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана со
следующими положениями:
1.
Наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2.
В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект
и
чувства
ребенка,
на
еще
только
формирующуюся
сферу
нравственности.
3.
Само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
духовно-
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
4.
Вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не
только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых
в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного
воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-
нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной
общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного
развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия - наша
Родина». Главными педагогическими технологиями, которые используют педагоги в
преподавании курса ОРКСЭ,
являются личностно-ориентированные и предметно-
деятельностные. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить
учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню
сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной
школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его
мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может
происходить только в деятельности.
Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости,
патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках
ОРКСЭ. Очень важно для выполнения основных задач курса сделать родителей и членов
семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без
эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно
эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый
неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка
подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на
желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При
выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на
итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения
информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится
организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и
взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает
социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке, о самом себе,
о своих возможностях и способностях.
Каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою
Родину;
формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и
уважения к истории;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Таким образом, духовно-нравственные качества человека должны закладываться
уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести,
справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Решение проблем
духовно-нравственного воспитания заключается в формировании духовно-нравственной
культуры учащихся, в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе,
которая бы способствовала духовному становлению ребёнка, пробуждала желание
совершать добрые поступки.