Автор: Крикунова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №46"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе, посвящённый 80-летию Кемеровской области
Тема: Однородные члены предложения
Раздел: начальное образование
Урок русского языка, проводимый в 3-б классе. Крикуновой О.В.
Тема: Однородные члены предложения
Тип урока: изучение нового материала.
Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков
препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; развить умение анализировать языковой материал, обобщать,
делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять
интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать.
Предметные:. Познакомить с понятием «однородные члены предложения. Научить находить в предложениях однородные подлежащие и
сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
предложения, чертить схемы предложения с однородными членами.
Метапредметные: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять
алгоритмы учебных действий на основании имеющихся; вступать в диалог с учителем; вносить необходимые дополнения по теме урока.
Ход урока
№
Учитель
Ученики
Слайды
I
I. Организационный момент
1. Этап организации начала урока.
2. Эмоциональное введение в урок.
- Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по - доброму начат,
Значит, день принесет и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
1
Языковая разминка.
(Чтение стихотворения учеником)
Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озёр,
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов…
(С. Торбоков, перевёл с шорского М.Небогатов)
- Как понимаете значение слов: вихрами, дыбятся, пронзают?
- Прочитайте значение слов в словаре. (Толковый)
- Подберите синоним к слову дыбятся. (Поднимаются, торчат)
- О какой области идёт речь? (О Кемеровской)
26 января 2023 года мы отметили юбилей Кемеровской области. (80 лет)
Сегодня наш урок русского языка мы посвящаем нашей области.
Работа в тетради
Правила посадки при письме.
-Откройте тетради,
запишите дату : двадцать третье ноября
Классная работа
Минутка Чистописания
С какого звука начинается название нашей области? (К)
Характеристика звука к?
Кк Кк Кк Ке Ку
- (К) Начинаем писать с верхнего элемента-штриха, ведём наклонную линию до
строки, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины
линии, плавно закругляем вправо. Затем отрываем руку и начинаем писать
элемент, чем-то напоминающий букву г. Он должен быть как «стульчик».
- (к)
!
Толковый словарь:
Вихор- клок, прядь торчащих
волос, шерсти.
Дыбом- торчком, поднявшись
вверх.
Пронзить – проколоть глубоко,
насквозь.
Согласный, глухой, парный г/к,
может быть твёрдым и мягким)
(Кузбасс, потому что в самом
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
2
- Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-
востоке Западно-Сибирской равнины. Наша область протянулась почти на 500 км
с севера на юг и на 300 км в самой её широкой части с запада на восток. Площадь
нашей области 95000 км
2
.
Словарная работа
Второе название нашей области?
Есть в России уголок особый
Где природа радует наш глаз.
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все Кузбасс!
- Обьясните, какие буквы пропущены?
Ку_ ба_ (кузнецкий бассейн)
Запишите:
Кемеровская область- Кузбасс
Введение в тему
(На экране)
Работа по рядам:
1 ряд:
1 ряд - В Кузба__е пр_ж_вают ру_кие, шорцы, телеуты.
Прочитайте. Объясните, какие буквы пропущены.
Что записано на экране?
-Докажите, что это предложение.Запишите.
Подчеркните члены предложения.
Сколько получилось подлежащих?
Каким членом предложения являются? Схемы -круги на доске
С каким членом предложения связаны?
Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому.
центре её расположен Кузнецкий
угольный бассейн).
Предложение.
Слова связаны между собой и
выражают законченную мысль.
(У кого-то вызывает удивление.)
- Так не бывает, подлежащее и
сказуемое может быть только
одно.
Да, над одним.
По-разному (осознание
противоречия)
Мы еще не встречались с такими
предложениями.
Слайд 6
Кузба____
Слайд 7
В Кузба__е
пр_ж_вают ру_кие,
шорцы, телеуты.
Слайд 8
В Кузбассе
проживают русские,
шорцы, телеуты.
Главные члены
подлежащие
Схема
3
- А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (предположение детей)
-Проверим наши предположения.
2 ряд- Я р_дился , ж_ву, учусь в _емеровской области.
-Объяснить, какие буквы пропущены.
Запишите предложение.
Найти грамматическую основу.
Подчеркните члены предложения.
- Сколько получилось сказуемых?
Значит, три сказуемых относятся к 1 подлежащему.
Мы работали с таким предложением?
Почему возникли затруднения?
Какая возникла проблема?
- На какой проблемный вопрос мы должны ответить?
Этот вопрос и будет проблемой нашего урока.
Актуализация знаний
А как же называются такие члены предложения в русском языке?
Откройте учебник стр. 117
Прочитайте определение (под ключиком-Тайны языка)
- Как вы думаете, какова тема урока?
Запишите в тетрадь тему.
О (род), и (жи пиши с и), К
(название области-
географические названия
пишутся с заглавной буквы)
Я родился , живу, учусь
Прогнозируют.
Несколько одинаковых членов
предложения.
Однородные члены предложения.
Запись темы в тетрадь.
Учебная задача: узнать, что
такое однородные члены
предложения.
(на доске открывается запись
темы урока и задачи)
Слайд 9
Я р_дился , ж_ву,
учусь в _емеровской
области.
Слайд 10
Я родился , живу,
учусь в Кемеровской
области.
Сказуемые
Схема
Однородные члены
предложения
4
Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу.
- Что нам надо сегодня узнать?
Однородные члены предложения.
- Кто попробует назвать все признаки однородных членов предложения?
(Учащиеся называют признаки. Каждая новая мысль фиксируется учителем и
добавляется в опорную схему)
1)отвечают на один и тот же вопрос
2)относятся к одному и тому же слову
3)являются одним членом предложения
- Ребята , а кто догадался почему эти группы слов назвали однородными членами
предложения?
( учащиеся высказывают предположения, учитель проецирует на экране значение
слова однородный из толкового словаря Ожегова)
- Почему же так назвали эти группы слов?
( они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос,
являются одним и тем же членом предложения)
-А могут быть однородными второстепенные члены предложения?
Прочитайте предложение.
3 ряд
Он является шахтёрским, металлургическим, машин_строительным краем.
Какая орфограмма пропущена?
Запишите предложение
Подчеркните члены предложения.
Каким членом предложения являются слова: шахтёрским, металлургическим,
машин_строительным ? (определением). На какие вопросы они отвечают?
(каким?). С каким слово они связаны? (краем)
Сколько получилось определений?
Толковый словарь
Однородный- относящийся к
тому же роду, разряду,
одинаковый
Соединительная гласная о.
Слайд 11
Что знать, что уметь
Признаки
-отвечают на один и
тот же вопрос
-относятся к одному и
тому же слову
-являются одним
членом предложения
Слайд 12
Однородный-
относящийся к тому
же роду, разряду,
одинаковый
Слайд 13
Он является
шахтёрским,
металлургическим,
машин_строительным
5
Вывод: однородными могут быть и главные и второстепенные члены
предложения.
Физминутка
- Предлагаю отдохнуть и прогуляться… по нашей области.
(Проводит ученица)
(Все) Если вместе соберёмся,
Да по области пройдёмся,
Мы любой осилим путь,
Нам с дороги не свернуть!
-А если дорога узкая?
- А мы ногами: топ-топ, топ-топ!
- А если речка встретится?
- А мы ее переплывём: плюх-плюх, плюх-плюх!
- А если мостовая широкая?
- А мы на машине: ж-ж-ж!
- А если дорога железная?
- А мы на поезде: чух-чух, чух-чух!
- А если парк попадётся?
- А мы на каруселях: у-у-х, у-у-х!
- А если комната классная?
- То мы за парты: тс-тс-тс! Отдохнули? Молодцы!
Работа в группах
Вспомним правила работы в группах.
-Составьте из нескольких предложений одно, так, чтобы слова не повторялись.
Подчеркните члены предложения.
Есть в России уголок особый
Где природа радует наш глаз.
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все Кузбасс!
Это-тонны угля и металла,
Это-реки, горы и леса.
И, конечно, замечательные люди,
Создающие земные чудеса.
краем.
Слайд 14
Он является
шахтёрским,
металлургическим,
машиностроительным
краем.
Второстепенные
схема
Слайд 15
Работа в группах
6
1группа
В области протекает Томь.
В области протекает Кия.
В области протекает Яя.
(В области протекают Томь, Кия, Яя.)
Какие однородны члены вы подчеркнули?
2 группа
В Кузбассе добывается уголь.
В Кузбассе добывается руда.
В Кузбассе добывается золото.
(В Кузбассе добывается уголь, руда, золото.)
Какие однородны члены вы подчеркнули?
3 группа
В тайге растёт кедр.
В тайге растёт сосна.
В тайге растёт пихта.
В тайге растут кедр, сосна, пихта.)
Какие однородны члены вы подчеркнули?
Обозначим их кругами.
С какой интонацией нужно читать предложения?
Прочитаем с интонацией перечисления. 3 человека
С какой трудностью столкнулись при записи предложения?
Что нужно узнать?
Какие знаки поставили между словами? (запятые)
Вывод на стр. 118 в учебнике.
Правильная расстановка запятых называется пунктограмма.
Тренировка памяти
Прочитайте предложение с однородными членами предложения с интонацией
перечисления.(5 человек выходят к доске и тянут карточку и читают)
Задача ребят оценить чтецов и запомнить предложения.
Однородные подлежащие
(с интонацией перечисления)
(что ставить между однородными
членами)
В Кузбассе находятся города:
Новокузнецк, Кемерово,
Междуреченск, Белово,
Прокопьевск.
7
Запишите понравившееся предложение.
Работа в парах по вариантам в тетради с трафаретной линейкой
Используя трафарет круга на линейке нарисуйте схемы в тетради.
Вариант1
Составьте схемы трёх однородных обстоятельств.
Вариант2
Составьте схемы трёх однородных дополнений.
- Обменяйтесь тетрадями. Возьмите простой карандаш. Поставьте плюс если в
схеме нет ошибок. Показ на доске.
Какие знаки поставили между кругами? (запятые)
Проверьте по образцу в учебнике на стр. 119..
Обменяйтесь тетрадями.
У кого +?
У кого -?
Какую ошибку допустили?
Оцените всю работу в тетради по «линеечке успеха»
Тест
В лесах Кемеровской области
живут лоси, маралы, медведи,
зайцы, рыси, бобры.
В реках Кузбасса водятся караси,
щуки, окуни, хариус, таймень.
Мать-и-мачеха, ландыш,
тысячелистник, зверобой,
душица, иван -чай лекарственные
растения Кузбасса. Кузбасса
Космонавты Алексей Архипович
Леонов , Борис Валентинович
Волынов жили в Кемеровской
области.
8
VI. Итог урока.
Решили мы поставленные задачи?
Какие признаки однородных членов мы узнали?
-Какие члены предложения могут быть однородными? (схема на доске)
-Как при чтении произносятся однородные члены предложения?(с интонацией
перечисления)
Что ставится между однородными членами? (запятые)
Что открыл?
Чем заинтересовался?
Что удивило?
Над чем надо поработать?
Мне интересно было…
Я затруднялся…
Я смогу различить…
Мне хочется…
VII. Домашнее задание.
Стр. 120, упр. 4. (Продолжите предложения, добавляя однородные члены. Рядом
записать схемы, обозначая однородные члены с помощью кружков).
Рефлексия.
Открыть доску (там контур Кемеровской области)
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в бурях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!
Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было
Слайд 16
Что открыл?
Слайд 17
Дом. Задание
Слайд 18
Спасибо за урок!
9
интересно и в ваших тетрадях чистота и порядок, то выберите цветок красного
цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в
тетради были недочеты, то выберите цветок желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберете
листочек зелёного цвета.
(Все цветки крепятся на доску в контур Кемеровской области.) Вывод.
Богата родная Россия,
Но прямо скажу, без прикрас,
Что края любого красивей -
Наш юный, могучий Кузбасс.
Подать дневники. Выставить отметки.
Сюрприз: календарик
Спасибо за урок!
Что надо знать?
Что надо уметь?
Признаки однородных членов
предложения
Находить в тексте однородные
члены предложения
Правильно расставлять знаки
препинания
10