Напоминание

Однородные члены предложения


Автор: Крикунова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №46"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе, посвящённый 80-летию Кемеровской области
Тема: Однородные члены предложения
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка, проводимый в 3-б классе. Крикуновой О.В.

Тема: Однородные члены предложения

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков

препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; развить умение анализировать языковой материал, обобщать,

делать выводы.

Планируемые результаты

Личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять

интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать.

Предметные:. Познакомить с понятием «однородные члены предложения. Научить находить в предложениях однородные подлежащие и

сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

предложения, чертить схемы предложения с однородными членами.

Метапредметные: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять

алгоритмы учебных действий на основании имеющихся; вступать в диалог с учителем; вносить необходимые дополнения по теме урока.

Ход урока

Учитель

Ученики

Слайды

I

I. Организационный момент

1. Этап организации начала урока.

2. Эмоциональное введение в урок.

- Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по - доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем!

1

Языковая разминка.

(Чтение стихотворения учеником)

Среди высоких гордых гор –

Простор Кузнецкой котловины.

Синеют блюдечки озёр,

Пестрят коврами луговины.

Вихрами дыбятся леса,

Пронзают небо стрелы кранов,

И заводские корпуса

Дымят, как трубки великанов…

(С. Торбоков, перевёл с шорского М.Небогатов)

- Как понимаете значение слов: вихрами, дыбятся, пронзают?

- Прочитайте значение слов в словаре. (Толковый)

- Подберите синоним к слову дыбятся. (Поднимаются, торчат)

- О какой области идёт речь? (О Кемеровской)

26 января 2023 года мы отметили юбилей Кемеровской области. (80 лет)

Сегодня наш урок русского языка мы посвящаем нашей области.

Работа в тетради

Правила посадки при письме.

-Откройте тетради,

запишите дату : двадцать третье ноября

Классная работа

Минутка Чистописания

С какого звука начинается название нашей области? (К)

Характеристика звука к?

Кк Кк Кк Ке Ку

- (К) Начинаем писать с верхнего элемента-штриха, ведём наклонную линию до

строки, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины

линии, плавно закругляем вправо. Затем отрываем руку и начинаем писать

элемент, чем-то напоминающий букву г. Он должен быть как «стульчик».

- (к)

!

Толковый словарь:

Вихор- клок, прядь торчащих

волос, шерсти.

Дыбом- торчком, поднявшись

вверх.

Пронзить – проколоть глубоко,

насквозь.

Согласный, глухой, парный г/к,

может быть твёрдым и мягким)

(Кузбасс, потому что в самом

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

2

- Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-

востоке Западно-Сибирской равнины. Наша область протянулась почти на 500 км

с севера на юг и на 300 км в самой её широкой части с запада на восток. Площадь

нашей области 95000 км

2

.

Словарная работа

Второе название нашей области?

Есть в России уголок особый

Где природа радует наш глаз.

Имя носит гордое и звучное.

Знают в мире все Кузбасс!

- Обьясните, какие буквы пропущены?

Ку_ ба_ (кузнецкий бассейн)

Запишите:

Кемеровская область- Кузбасс

Введение в тему

(На экране)

Работа по рядам:

1 ряд:

1 ряд - В Кузба__е пр_ж_вают ру_кие, шорцы, телеуты.

Прочитайте. Объясните, какие буквы пропущены.

Что записано на экране?

-Докажите, что это предложение.Запишите.

Подчеркните члены предложения.

Сколько получилось подлежащих?

Каким членом предложения являются? Схемы -круги на доске

С каким членом предложения связаны?

Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому.

центре её расположен Кузнецкий

угольный бассейн).

Предложение.

Слова связаны между собой и

выражают законченную мысль.

(У кого-то вызывает удивление.)

- Так не бывает, подлежащее и

сказуемое может быть только

одно.

Да, над одним.

По-разному (осознание

противоречия)

Мы еще не встречались с такими

предложениями.

Слайд 6

Кузба____

Слайд 7

В Кузба__е

пр_ж_вают ру_кие,

шорцы, телеуты.

Слайд 8

В Кузбассе

проживают русские,

шорцы, телеуты.

Главные члены

подлежащие

Схема

3

- А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (предположение детей)

-Проверим наши предположения.

2 ряд- Я р_дился , ж_ву, учусь в _емеровской области.

-Объяснить, какие буквы пропущены.

Запишите предложение.

Найти грамматическую основу.

Подчеркните члены предложения.

- Сколько получилось сказуемых?

Значит, три сказуемых относятся к 1 подлежащему.

Мы работали с таким предложением?

Почему возникли затруднения?

Какая возникла проблема?

- На какой проблемный вопрос мы должны ответить?

Этот вопрос и будет проблемой нашего урока.

Актуализация знаний

А как же называются такие члены предложения в русском языке?

Откройте учебник стр. 117

Прочитайте определение (под ключиком-Тайны языка)

- Как вы думаете, какова тема урока?

Запишите в тетрадь тему.

О (род), и (жи пиши с и), К

(название области-

географические названия

пишутся с заглавной буквы)

Я родился , живу, учусь

Прогнозируют.

Несколько одинаковых членов

предложения.

Однородные члены предложения.

Запись темы в тетрадь.

Учебная задача: узнать, что

такое однородные члены

предложения.

(на доске открывается запись

темы урока и задачи)

Слайд 9

Я р_дился , ж_ву,

учусь в _емеровской

области.

Слайд 10

Я родился , живу,

учусь в Кемеровской

области.

Сказуемые

Схема

Однородные члены

предложения

4

Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу.

- Что нам надо сегодня узнать?

Однородные члены предложения.

- Кто попробует назвать все признаки однородных членов предложения?

(Учащиеся называют признаки. Каждая новая мысль фиксируется учителем и

добавляется в опорную схему)

1)отвечают на один и тот же вопрос

2)относятся к одному и тому же слову

3)являются одним членом предложения

- Ребята , а кто догадался почему эти группы слов назвали однородными членами

предложения?

( учащиеся высказывают предположения, учитель проецирует на экране значение

слова однородный из толкового словаря Ожегова)

- Почему же так назвали эти группы слов?

( они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос,

являются одним и тем же членом предложения)

-А могут быть однородными второстепенные члены предложения?

Прочитайте предложение.

3 ряд

Он является шахтёрским, металлургическим, машин_строительным краем.

Какая орфограмма пропущена?

Запишите предложение

Подчеркните члены предложения.

Каким членом предложения являются слова: шахтёрским, металлургическим,

машин_строительным ? (определением). На какие вопросы они отвечают?

(каким?). С каким слово они связаны? (краем)

Сколько получилось определений?

Толковый словарь

Однородный- относящийся к

тому же роду, разряду,

одинаковый

Соединительная гласная о.

Слайд 11

Что знать, что уметь

Признаки

-отвечают на один и

тот же вопрос

-относятся к одному и

тому же слову

-являются одним

членом предложения

Слайд 12

Однородный-

относящийся к тому

же роду, разряду,

одинаковый

Слайд 13

Он является

шахтёрским,

металлургическим,

машин_строительным

5

Вывод: однородными могут быть и главные и второстепенные члены

предложения.

Физминутка

- Предлагаю отдохнуть и прогуляться… по нашей области.

(Проводит ученица)

(Все) Если вместе соберёмся,

Да по области пройдёмся,

Мы любой осилим путь,

Нам с дороги не свернуть!

-А если дорога узкая?

- А мы ногами: топ-топ, топ-топ!

- А если речка встретится?

- А мы ее переплывём: плюх-плюх, плюх-плюх!

- А если мостовая широкая?

- А мы на машине: ж-ж-ж!

- А если дорога железная?

- А мы на поезде: чух-чух, чух-чух!

- А если парк попадётся?

- А мы на каруселях: у-у-х, у-у-х!

- А если комната классная?

- То мы за парты: тс-тс-тс! Отдохнули? Молодцы!

Работа в группах

Вспомним правила работы в группах.

-Составьте из нескольких предложений одно, так, чтобы слова не повторялись.

Подчеркните члены предложения.

Есть в России уголок особый

Где природа радует наш глаз.

Имя носит гордое и звучное.

Знают в мире все Кузбасс!

Это-тонны угля и металла,

Это-реки, горы и леса.

И, конечно, замечательные люди,

Создающие земные чудеса.

краем.

Слайд 14

Он является

шахтёрским,

металлургическим,

машиностроительным

краем.

Второстепенные

схема

Слайд 15

Работа в группах

6

1группа

В области протекает Томь.

В области протекает Кия.

В области протекает Яя.

(В области протекают Томь, Кия, Яя.)

Какие однородны члены вы подчеркнули?

2 группа

В Кузбассе добывается уголь.

В Кузбассе добывается руда.

В Кузбассе добывается золото.

(В Кузбассе добывается уголь, руда, золото.)

Какие однородны члены вы подчеркнули?

3 группа

В тайге растёт кедр.

В тайге растёт сосна.

В тайге растёт пихта.

В тайге растут кедр, сосна, пихта.)

Какие однородны члены вы подчеркнули?

Обозначим их кругами.

С какой интонацией нужно читать предложения?

Прочитаем с интонацией перечисления. 3 человека

С какой трудностью столкнулись при записи предложения?

Что нужно узнать?

Какие знаки поставили между словами? (запятые)

Вывод на стр. 118 в учебнике.

Правильная расстановка запятых называется пунктограмма.

Тренировка памяти

Прочитайте предложение с однородными членами предложения с интонацией

перечисления.(5 человек выходят к доске и тянут карточку и читают)

Задача ребят оценить чтецов и запомнить предложения.

Однородные подлежащие

(с интонацией перечисления)

(что ставить между однородными

членами)

В Кузбассе находятся города:

Новокузнецк, Кемерово,

Междуреченск, Белово,

Прокопьевск.

7

Запишите понравившееся предложение.

Работа в парах по вариантам в тетради с трафаретной линейкой

Используя трафарет круга на линейке нарисуйте схемы в тетради.

Вариант1

Составьте схемы трёх однородных обстоятельств.

Вариант2

Составьте схемы трёх однородных дополнений.

- Обменяйтесь тетрадями. Возьмите простой карандаш. Поставьте плюс если в

схеме нет ошибок. Показ на доске.

Какие знаки поставили между кругами? (запятые)

Проверьте по образцу в учебнике на стр. 119..

Обменяйтесь тетрадями.

У кого +?

У кого -?

Какую ошибку допустили?

Оцените всю работу в тетради по «линеечке успеха»

Тест

В лесах Кемеровской области

живут лоси, маралы, медведи,

зайцы, рыси, бобры.

В реках Кузбасса водятся караси,

щуки, окуни, хариус, таймень.

Мать-и-мачеха, ландыш,

тысячелистник, зверобой,

душица, иван -чай лекарственные

растения Кузбасса. Кузбасса

Космонавты Алексей Архипович

Леонов , Борис Валентинович

Волынов жили в Кемеровской

области.

8

VI. Итог урока.

Решили мы поставленные задачи?

Какие признаки однородных членов мы узнали?

-Какие члены предложения могут быть однородными? (схема на доске)

-Как при чтении произносятся однородные члены предложения?(с интонацией

перечисления)

Что ставится между однородными членами? (запятые)

Что открыл?

Чем заинтересовался?

Что удивило?

Над чем надо поработать?

Мне интересно было…

Я затруднялся…

Я смогу различить…

Мне хочется…

VII. Домашнее задание.

Стр. 120, упр. 4. (Продолжите предложения, добавляя однородные члены. Рядом

записать схемы, обозначая однородные члены с помощью кружков).

Рефлексия.

Открыть доску (там контур Кемеровской области)

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно, и Отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в бурях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс!

Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было

Слайд 16

Что открыл?

Слайд 17

Дом. Задание

Слайд 18

Спасибо за урок!

9

интересно и в ваших тетрадях чистота и порядок, то выберите цветок красного

цвета.

Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в

тетради были недочеты, то выберите цветок желтого цвета.

Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберете

листочек зелёного цвета.

(Все цветки крепятся на доску в контур Кемеровской области.) Вывод.

Богата родная Россия,

Но прямо скажу, без прикрас,

Что края любого красивей -

Наш юный, могучий Кузбасс.

Подать дневники. Выставить отметки.

Сюрприз: календарик

Спасибо за урок!

Что надо знать?

Что надо уметь?

Признаки однородных членов

предложения

Находить в тексте однородные

члены предложения

Правильно расставлять знаки

препинания

10



В раздел образования