Автор: Прудченко Наталья Павловна
Должность: старший методист
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж филиал ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск
Наименование материала: статья
Тема: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Раздел: среднее профессиональное
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наталья Павловна Прудченко
Старший методист,
Харцызский технологический колледж
(филиал) ДонНТУ
Аннотация. В статье определены содержательные отличия понятий
«методическая работа» и «методическая деятельность». Акцентируется
значение методической деятельности преподавателя в современных условиях
профессионального образования, в процессе реализации стандарта.
Ключевые слова: деятельностный подход, методическая деятельность,
методическое обеспечение, методическая система обучения.
В условиях перехода образовательных учреждений профессионального
образования на реализацию Государственных образовательных стандартов
(ГОС)
изменяется
деятельность
всего
педагогического
коллектива,
преподавателей, мастеров производственного обучения.
Особая роль в этом случае отводится методической деятельности
преподавателя, одному из видов профессионально-педагогической деятельности.
Методическая деятельность как целостный вид профессионально-
педагогической деятельности преподавателя практически не исследовалась.
В основном исследовались следующие виды педагогической деятельности:
обучающая,
развивающая
и
воспитывающая
деятельность
педагога,
деятельность педагога по самообразованию и самовоспитанию, по изучению
современных
достижений
психолого-педагогической
науки
и
передового
педагогического
опыта,
повышения
уровня
квалификаций.
Методическая
деятельность в этих исследованиях лишь косвенно отражается как составляющая
или обеспечивающая указанные виды педагогической деятельности.
На современном этапе нет однозначного и устоявшегося в педагогической
науке определения методической деятельности. Анализ источников показал, что
существует две точки зрения на определение методической деятельности.
Первая состоит в том, что методическая деятельность рассматривается как
организационно-управленческая деятельность образовательного учреждения
(деятельность методистов), т.е. методическая работа, которая по отношению к
педагогу выполняет курирующую, контролирующую функции [5].
Вторая –
методической деятельностью занимаются педагоги в рамках профессиональной
деятельности.
В научных исследованиях конца 90-х годов прошлого века и начала этого
века методическая деятельность рассматривается как одно из направлений
управленческой
деятельности
образовательного
учреждения,
связанное
с
повышением
квалификации
и
профессионального
мастерства
педагогов
образовательного учреждения, то есть определяется как методическая работа
образовательного учреждения. Методическая работа – это деятельность по
обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению,
наиболее ценного опыта, целостная система, направленная на повышение
квалификации,
творческого
потенциала
и
профессионального
мастерства
педагогического
коллектива,
совершенствование
учебно-воспитательного
процесса, это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного
заведения. Тем не менее, педагоги являются непосредственными участниками
методической работы в образовательном учреждении, поскольку она направлена
на: совершенствование содержания образования; совершенствование методики
обучения, воспитания; комплексное обеспечение учебных дисциплин; изучение
и распространение передового педагогического опыта [5].
Вместе с тем методическая работа воспринимается педагогом как
контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с
внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью,
разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и т.д. [2]. То
есть педагог не рассматривает себя субъектом методической деятельности, редко
проявляет личную инициативу исследовательской работе, в самостоятельной
апробации
современных
методов
обучения,
в
разработке
методической
документации (указаний, рекомендаций, пособий).
Рассмотрим более подробно на содержательном отличии понятий
«методическая работа» и «методическая деятельность». Как уже отмечалось
выше, «методическая работа» является одной из составляющих организационной
деятельности образовательных учреждений, она носит управленческий характер
и осуществляется методистами в рамках деятельности методической службы,
т.е. структурного подразделения образовательного учреждения. В данном случае
субъектами данного вида деятельности чаще всего выступают – методические
работники, а объектом, на который направлена методическая работа, являются
педагоги образовательного учреждения.
«Методическая деятельность» осуществляется преподавателями в рамках
профессионально-педагогической
деятельности
и
нацелена
на
разработку
методического
инструментария
для
преподавания
дисциплин,
модулей,
результатом
которой
является
методическое
обеспечение
(пособия,
рекомендации, инструкции, указания и т.д.) образовательного и воспитательного
процесса.
С введением стандарта профессионального образования, который
характеризуется
модульно-компетентностным
подходом,
возможностью
использования дополнительных часов вариативной части, роль методической
деятельности в профессиональной деятельности преподавателя становится
одной из самых значимых.
В данных условиях от преподавателей требуется:
- освоение соответствующих образовательных технологий, которые направлены
на формирование умений обучающихся добывать информацию, анализировать и
структурировать;
- выстраивание образовательного процесса на основе модульного обучения;
- создание принципиально нового интеллектуального продукта в форме
комплексного
учебно-методического
обеспечения
дисциплин,
профессиональных модулей (включающего планирование, разработку курсов
лекций,
методических
рекомендаций
к
выполнению
практических
и
лабораторных работ, методических указаний к выполнению курсовых проектов
и работ и др.), основанного на междисциплинарных и межпредметных связей;
- освоение новых функций: педагог должен быть не только специалистом в
педагогической области, но и хорошим менеджером, конструктором, владеть
навыками
рабочего
по
профессии
(специальности),
так
как
область
профессиональной деятельности выпускников включает такие направления
подготовки,
как:
разработку
и
внедрение
технологических
процессов
производства
продукции;
внедрение
технологических
процессов
и
осуществление
технического
контроля.
Перечисленное
потребует
от
преподавателя
умения
самоподготовки,
самостоятельного
обучения
и
повышения уровня квалификации, а также обобщения имеющегося собственного
опыта в виде методических пособий, рекомендаций и предъявления его
педагогической общественности.
В связи с этим большую актуальность приобретают исследования, согласно
которым методическая деятельность определяется и исследуется как часть
профессионально-педагогической деятельности самого преподавателя.
Анализ источников (С.Ж. Гончарова, Т.А.Загривная, Н.Е. Эрганова и др.)
показал, что существуют три точки зрения, определяющие методическую
деятельность
как
одно
из
направлений
профессионально-педагогической
деятельности преподавателя.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к
самообразованию педагога, работе с дидактическими средствами, повышению
квалификации в предметной области. В этом случае авторы, занимающиеся
проблемами педагога и его подготовки, используют целый ряд понятий:
«профессиональное
самообразование»,
«педагогическое
самообразование»,
«психолого-педагогическое самообразование». Широко используются понятия:
«самообразование
педагога»,
«самообразование
педагогических
кадров».
Самообразование для педагога является возможностью совершенствования
педагогической деятельности для эффективной подготовки студентов. «Под
педагогическим
самообразованием
понимается
целенаправленная
самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и
приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их
творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы».
Самообразование педагога всегда способствует повышению качества учебно-
воспитательной работы и дальнейшему совершенствованию квалификации
педагога [1].
Вторая - заключается в том, что к методической относят деятельность,
связанную с усовершенствованием методов обучения конкретному предмету.
Методическая
деятельность
представляет
собой
специфический
тип
образовательной
деятельности,
содержанием
которой
является
системное
единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение
методик), применение методик [2].
Методическую деятельность некоторые исследователи рассматривают как
одну
из
обязанностей
преподавателя,
направленную
на
разработку
и
совершенствование
методики
преподавания
дисциплины.
Ее
результатом
является создание комплектов заданий по предмету, дидактических материалов,
учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях [4].
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения,
методическую деятельность представляют как совокупность относительно
самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре
профессионально- педагогической деятельности по проектированию, разработке
и
конструированию,
исследованию
средств
обучения,
позволяющих
осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному
предмету или циклу учебных дисциплин.
Целью методической деятельности является обслуживание практики
обучения. Выделяются такие функции методической деятельности, как:
- аналитическая, связанная с анализом образовательного процесса, влиянием со
стороны рынка труда и др.;
- проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой
содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием
предстоящего
занятия
(отбором,
оформлением
учебной
информации),
представление
форм
предъявления
учебного
материала,
ведущих
к
взаимодействию педагога и студентов в процессе формирования новых знаний и
профессиональных умений и навыков;
- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов,
требований учебных программ, условий осуществления образовательного
процесса в данном типе учебного заведения;
- исследовательская, связанная с проводимыми прикладными исследованиями.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно.
Анализу,
наблюдению
поддается
обучающая
деятельность
педагога.
Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный
мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его
составляющую методическую деятельность необходимо определить отличия в
их предмете деятельности.
Предметом педагогической деятельности обозначим образовательно-
воспитательный процесс, а методическое обеспечение этого процесса –
предметом методической деятельности.
Мотивацией для осуществления методической деятельности может
являться стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию, достижению
высоких результатов в профессиональной деятельности и другое.
К действиям, составляющим методическую деятельность, можно отнести
планирование и использование различных способов и методов обучения,
воспитания (разработку программ, рекомендаций, методических комплексов и
т.д.),
направленное
на
повышение
профессиональной
квалификации
и
педагогического мастерства и тем самым способствующее более высокому
уровню подготовки молодых специалистов. Конечной целью методической
деятельности преподавателя является повышение качества образования для
обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Методическая деятельность преподавателя предполагает конкретный
материальный результат – продукт.
Продуктами методической деятельности являются: методически
переработанный,
отобранный
учебный
материал
в
различных
формах
представления информации; методическое обеспечение учебной дисциплины,
профессионального модуля, методические указания, рекомендации, учебные
программы, обучающие программы и другое.
В современных исследованиях методическая деятельность расширяется
научно-методической
деятельностью:
«в
настоящее
время
в
условиях
модернизации
образования
происходит
пересмотр
концепций
совершенствования методической работы и перевод ее на качественно новый
уровень – научно-методический – с изменением понимания ее сущности,
основного
назначения,
обновления
решаемых
ею
задач,
изменения
соответствующих требований к ее организации и осуществлению научно-
исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения» [3].
Таким образом, рассматривая различные взгляды на определение
методической
деятельности,
определили
отличия
понятий
«методической
работы» и «методической деятельности» преподавателя, рассмотрели различные
позиции на содержание методической деятельности преподавателя. С точки
зрения деятельностного подхода определили основные компоненты данной
деятельности и перспективы в процессе модернизации образования.
Список использованных источников
1. Ганченко, И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного
профессионального самообразования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.О.
Ганченко. – 2004. – 342 с.
2. Гончарова, С.Ж. Содержание и структура методической деятельности в
педагогической системе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Ж. Гончарова. –
1997. – 136 с.
3. Загривная, Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов
в процессе профессиональной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Т.А. Загривная. –2006. – 256 с.
4. Нагрелли, Е.А. Структурно-функциональная модель формирования
методической компетентности учителей в системе повышения квалификации /
Е.А. Нагрелли // Научное обеспечение системы повышения квалификации
кадров. – 2009. - № 2. – С. 84-92.
5. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных
учебных заведениях: учеб. пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – 2001. –
272 с.