Напоминание

"Наброски животныхс последующим их применением в композиции"


Автор: Пантелеева Любовь Михайловна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" с. Михайловка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наброски животныхс последующим их применением в композиции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тема:

Наброски животных

(с последующим их применением в

композиции)

Выполнила: Пантелеева Любовь

Михайловна

Преподаватель Детской школы

искусств

с. Михайловка

2024 год

1

Оглавление:

1.Введение………………………………………………………………………....3

2.Общее понятие об анималистике…………………………………..…….….…4

3.Художники анималисты и дети………………………………………………...5

4.Техника исполнения графическими материалами…………………...……….7

5.Практическая работа………………………………………………..…….….....9

6.Заключение………………………………………………………..…..………..11

7Фотографии работ учащихся…………………………………...………...……12

8.Список литературы………………………………………………………….....16

2

Введение

Целью

моей

методической

разработки

является

развитие

художественно-творческих способностей детей, освоение ими методов и

способов эстетического и художественного познания мира средствами

изобразительного

искусства.

Воспитание

нравственных

качеств,

обеспечивающих успех в познании материальных и духовных ценностей.

Наброски и зарисовки - эффективное средство изучения объекта, познания

особенностей

конструктивного

строения,

формы,

пространственных

отношений

предметов

и

их

частей,

закономерностей.

светотени,

перспективы,

композиции,

движений

фигуры

человека

и

животных,

эстетического содержания в объектах - плавности и гибкости линий,

контуров, соразмерности пропорций, строгой симметричности формы.

Познавательно-творческая активность будущего художника основана на его

наблюдениях. Привычка наблюдать за окружающим миром, анализировать

увиденное, выполнять быстрые наброски и зарисовки с натуры помогут

правильно передать в рисунке форму, пропорции, очертание, конструктивное

строение, пространственное положение, светотень изображаемых объектов и

явлений.

Происходит

привыкание

к

необычным

пропорциям,

изучение

взаимосвязи

видимого

и

изображаемого,

понимание

особенностей

композиции.

Изобразительные

средства

при

этом

могут

быть

разнообразными. Дети постигают визуальное богатство окружающего мира,

гармонию,

присущую

природе,

развивают

наблюдательность

и

художественный вкус.

3

1.

Общее понятие об анималистике.

Как жанр изобразительного искусства анималистика существует давно.

Еще в эпоху палеолита, когда древние люди одевались в шкуры зверей, на

которых они охотились и которые играли очень важную роль в жизни наших

далеких предков, существовало много видов животных. И из глубины веков

до нас дошли их точные изображения в виде рисунков на поверхности, на

стенах пещер. Тогда-то стихийно родилась анималистика.

Это

необычайно

интересный

жанр

изобразительного

искусства,

требующий определенных способностей, навыков и знаний, называется

анимализмом (от латинского слова «animal» - животное), а художники,

посвятившие ему свое творчество, - анималисты.

4

2.

Художники анималисты и дети.

Сегодня этот жанр занял прочное место в панораме искусства.

Почему это искусство так современно сегодня? Не потому ли, что выражает

добросердечие, сострадание к нашим братьям меньшим? Охрана природы

стала одной из острейших проблем нашего времени. Защита природы... От

кого? Оказывается от властелина всего живого - человека. От самих себя

приходится защищать то, что дано изначально: леса и реки, животный мир,

даже воздух. Речь идет о новой этике, понятии добра и зла в отношении

природы. Но ее не может быть без экологической азбуки. А всякая азбука

начинается с азов и входит в сознание в самые первые годы жизни человека.

И первым проводником подобных знаний, представлений служат издания,

увиденные и прочитанные в детстве - книжки Евгения Чарушина. Чарушин -

единственный в своем роде писатель-анималист для самых маленьких, он

соединил в себе дар литератора и художника.

Чарушин непревзойден в умении подчеркнуть отличительный признак

животного, словом и рисунком создать колоритный образ.

Анималистика, развиваясь в общем русле искусства, обретала новые формы

и осваивала новые материалы. В большей степени это применено к

скульптуре.

Патриарх русской анималистики В. А. Ватагин свои первые зарисовки

с живой натуры начал делать в Московском зоологическом саду еще в 1900

году. Анималист Лия Хинштейн - одна из учениц Ватагина всегда

стремилась к образной портретное™ животных. И даже больше - к их

психологической

характеристике.

Ее

листы

всегда

очень

хорошо

воспринимаются детьми.

Александр Белашов покорен природой и животным миром с юности,

им созданы сотни натурных зарисовок и эскизов. Белашов - мастер

всеобъемлющий.

Известный

своими

скульптурными

работами,

он

5

демонстрирует недюжинное графическое мастерство в акварелях и пастелях,

карандашных рисунках. Андрей Валерианович Марц начал рисовать с десяти

лет. Его животные, отлитые в металле, теперь украшают более 30 музеев.

У большинства выдающихся мастеров-анималистов всегда был любимый

круг тем. У живописца Н. Е. Сверчкова и скульптора П. П. Клодта - лошади,

норвежский художник Б. Лилиефорс замечательно передавал зверей и птиц

Севера, немецкий живописец Г. Цюгель - коров и овец. Самый выдающийся

из числа американских художников иллюстраторов, был Эрнст Сетон

Томпсон,

чьи

рассказы

иллюстрированы

мастерски

выполненными

рисунками и картинами. Не менее известным иллюстратором, считается

канадский майор Алан Брукс, специализировавшийся на изображении птиц.

Различные виды изображения требуют от художника разного подхода. Для

ручной

иллюстрации

необходима

объективная

точность

и

максимум

подробностей. В декоративных работах образ зверя или птицы подчиняется

орнаментальному решению. Особой спецификой отличаются иллюстрации к

книге, так как они являются ее составной частью. Если книги предназначены

для детей, то, создавая их, иллюстратор должен учитывать возрастное

восприятие рисунков. Изображая птиц и зверей, художник знакомит ребенка

с их внешним обликом, показывает своеобразную красоту, приучает бережно

относиться к животным, любить их.

6

3.

Техника исполнения графическими материалами.

Самым удобным материалом для набросков является карандаш средней

мягкости (2М — ЗМ или 2В — 4В). Особенно это касается линейных

набросков, так как именно линией быстрее всего можно выполнить

контурный рисунок, который придает общий силуэт, различные позы,

основные пропорции животного, а также его отдельные части.

Отличным графическим материалом является стальное перо. Исполнение

набросков тушью пером вырабатывает точность линии, так как поправки

здесь невозможны. Это способствует предельной мобилизации внимание и

вырабатывает умение быстро определить пропорции и позу фигуры, что

исключительно важно для рисования вообще. Постепенно рука приобретает

уверенность,

вырабатывается

мастерство

и

виртуозность

выполнения

линейных набросков, сделанных тушью и жидко разведенной гуашью.

Большого технического разнообразия можно достичь в набросках и

рисунках, сделанных стальным пером и шариковой ручкой (с черным

стержнем).

Рисуя ими, можно не только передать контур формы, но и с успехом

изобразить строение перьев птиц и шерсть животных, а также разницу

тональностей. Для всех первых рисунков лучше всего подходит гладкая

бумага, в особенности мелованная.

Для набросков, изображающих массивных, крупных животных, как

например, лошадь, корова, хороши сравнительно мягкие графические

материалы, например, прессованный и рисовальный уголь и сангина. Рисуя

ими, можно с успехом комбинировать линию и пятно. Концом палочки угля

или сангины следует проводить линии, очерчивающие контур формы, и

отмечать нужные детали. Наклоняя их под меньшим или большим углом к

7

бумаге, можно наносить пятна нужной ширины и величины для передачи

освещения, характеризующие объем. Различная степень нажима так же

способствует живости передачи формы. Наброски, выполненные углем и

сангиной, следует делать сравнительно крупными.

Рисовать их лучше на грубой бумаге или рыхлом картоне. Рисунки,

выполненные

только

углем,

сангиной,

обычно

закрепляют

лаком

-

фиксативом. Рисунки, выполненные сангиной, фиксировать нельзя. Их

хранят, переложив тонкой бумагой.

Цветные

карандаши

способны

дать

как

эффект

своеобразных

сочетаний цвета, так и передавать объем, материал, пространство, состояние.

Ими можно достичь неповторимо-живописного звучания рисунка. Цветной

карандаш плохо стирается ластиком, поэтому тон и цвет в рисунке

желательно набирать постепенно.

Наибольшие возможности для реалистичного изображения зверя дают

наброски, сделанные акварелью.

Вот два способа таких набросков. Тоном, соответствующим основному

цвету живописного, концом кисти сделайте абрис его фигуры. После этого

одной, двумя красками, если натура имеет локальную окраску, уточните

рисунок. Более продуктивным считается способ, когда сразу пятном нужной

величины и формы, одной краской изображается S целиком фигура

животного. После этого для передачи объема и конструкции отмечается

более темными пятнами теневые места и осветляются кистью освещенные

поверхности. Если же в окраске зверя или птицы присутствуют несколько

цветов, надо наносить красочные пятна нужного цвета, величины и формы,

не сбивая рисунка всей фигуры

8

4.

Практическая работа.

Чтобы научиться рисовать животных, необходимо много и внимательно

их изучать, рассматривать.

Стадии рисунка различны, они включают: наброски с натуры, рисование с

гипса, длительный рисунок с натуры.

Усвоение общей характеристики животного лучше всего начинать с

набросков с натуры. Набросок, основанный преимущественно на зрительном,

эмоциональном

восприятии

натуры,

заставляет

напряженно,

быстро

схватывать видимое и остро запечатлевать основное.

Средства выражения в рисунке как в длительном, так и в быстром очень

разнообразны. Рисунок может быть линеарным и тоновым, объемно-

светотеневым и цветовым, пространственным и уплощенным. Но форма

всегда должна исходить из содержания, как бы не важно было ее значение.

Мало того, выбор той или иной формы изображения в рисовании животных

(как живой, постоянно движущейся модели) зависит от внешних условий, в

которых происходит рисование.

У многих дома есть кошка или собака, поэтому в основном наброски

делают с этих животных, а когда работаем на плейере, то часто встречаются

такие животные как коровы, телята, лошади, и поэтому дети часто этих

животных используют в своих композициях.

Прежде

чем

приступить

к

общей

характеристике

стоящей

перед

учащимися задачи, рассмотрим внешний вид того или иного животного,

определим форму животного, строение фигуры и характерные движения.

Приходится учитывать, что животные часто меняют позы, сравнительно

легко и быстро двигаясь, поэтому основой рисования в этом случае является

9

набросок. Причем в результате изменения позы двигающегося животного

часто приходится рисовать по памяти.

Начинать

набросок

надо

с

линии,

определяющий

изгиб

спины,

прорисовывается общими линиями части: туловище, голова, шея, лапы,

хвост.

При наброске цельность достигается схватыванием самого главного.

Для начала на одном листе бумаги делаем несколько набросков, следуя

изменяющимся позам натуры. Рисуем, например, сидящего кота. Он меняет

позу,

ученики

не

успели

его

зарисовать.

Оставляем

рисунок

не

дорисованным и начинаем рядом зарисовывать ту позу, которую кот принял,

потом третью и так далее. Получается целая группа рисунков в различных

позах и различной степени законченности (в смысле схваченной позы)

одного и того же животного. Рисующий имеет возможность возвращаться к

незавершенным позам и доводить их до желаемой степени законченности.

Таким образом, получается ряд листков-набросков с одного животного в

различных движениях и поворотах и тем самым более углубленное

понимание его.

Затем выбираем самые точные, прорисовываем их основательно,

остальные стереть резинкой.

После того, как наберется достаточный материал, отбираем среди

набросков, изображающих одно и тоже животное, самые удачные и ч

характерные, по возможности, в разных поворотах и заново этот набросок

перерисовываем.

Накапливается хороший материал, который имеет значение для дальнейшей

работе в композиции.

10

5.

Заключение.

Завершая работу можно прийти к выводу, что важно у детей воспитывать

эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать

прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, что

возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний,

умений и навыков.

Рисование с натуры - одно из любимых занятий детей, дающее большой

простор для познания окружающего мира и развитие эстетических вкусов.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их

интересует: цветы, деревья, животных и т. д. Им доступно использование

выразительных средств рисунка. Овладевая приемами рисования с натуры,

дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных

работах на занятиях композиции.

Рисование животных помогает развитию зрительной памяти и умению

компоновать,

проявляет

не

только

фантазию

и

трудолюбие

в

изобразительном творчестве, но и интерес к миру природы, стараются ближе

рассмотреть и понять ее , а значит - полюбить.

11

12

13

14

15

16

6.

Список литературы.

1.

Программа для Детской художественной школы.

2.

Журналы «Юный художник».

3.

«Изображения животных» В.А. Ватагин

4.

«Рисуем животных» Тавотти Миа 2021г.

5.

«Животные акварелью» Дэвид Уэбб 2018г.

17



В раздел образования