Напоминание

Аспекты патриотического воспитания в семье


Автор: Фролова Лариса Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 13
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Аспекты патриотического воспитания в семье
Раздел: дополнительное образование





Назад




АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Л.В.Фролова преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ №13

Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша,

включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-

поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Наша

школа,

реализуя

образование,

обладает

возможностью

привести

в

соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и

потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, преподавателей, детей.

Результатом

педагогического

взаимодействия

школы

и

семьи

в

патриотическом

воспитании

ребенка

становятся

приоритетно

формируемые

личностные

качества,

интегративно определяемые:

1. Знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов,

происходящих в жизни России, проблем культуры, экологии, знание государственной

символики, правил ее применения и т.д.)

В МБОУ ДОД ДШИ № 13 проводятся концерты: «День семьи», «День матери»;

фестивали: «Я люблю тебя, Россия», «Вечер встречи трех поколений»; проводятся уроки

мужества: «Защитники Отечества», «Герои Чечни», «Память»,«Прошлое и настоящее»,

«День Конституции»; лекции-беседы: «Наше героическое прошлое», «День воинской

Славы России», «Дороги Афганистана», «Связь поколений»; художественные выставки: «

День памяти воинов- интернационалистов», « День защитника Отечества», «День памяти

воинов- десантников», «85 лет со дня рождения А. М. Матросова», «День Конституции».

Современные ученые (Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных

условий, оказывающих особое влияние на особенности семейного, в том числе

патриотического, воспитания, относят семейные традиции. Семья и ее ценности

представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец

материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения

традиций в семье.

Так, во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка,

поступления его в школу, ведение семейной фотолетописи, организация домашнего театра

и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям

современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить

упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств,

как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.

2. Отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания

потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и

установок); Наша школа участвует в концертных программах в парке « Молодежный»:

«Сабантуй», «Акатуй», « День пожилого человека» ,« День Матери», « День Защитника

Отечества», «Международный Женский День», «День Города». Участники концертов

приходят всей семьей, приглашают бабушек и дедушек.

3. Поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ,

желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и

действиях, превратились ли в убеждения) Эффективными средствами патриотического

воспитания

являются встречи с ветеранами

войны, героями трудовых подвигов,

участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение

праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы ; увековечение памяти

павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры;

краеведение; шефская работа и другие.

Здесь хочется отметить работу преподавателей и учащихся ДШИ № 13 над концертами

в ДОСААФ (работа с допризывной с молодежью); участие в автопробеге Ульяновск-

Барыш; встреча с ветеранами воздушных войск в библиотеке им. Гончарова; организацию

литературно-музыкальной композиции «Слава Героям»: таких концертов: «День воинской

Славы»; «Снова снится война»; «Сталинградская битва»; « Давайте поклоняться доброте».

Выставки учащихся художников: «День семейного общения», «Мы в ответе за их

жизнь», «Пионеры - герои», «Память героев Священно».

Сотрудничество ДШИ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы,

которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи,

особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие

школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более

эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления

которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических

условий.

Общепедагогическими условиями ДШИ являются:

- взаимное доверие между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах

патриотического воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми

родителями класса;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- системность в работе с родителями;

- учет особенностей социокультурного окружения школы;

- использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями ДШИ являются:

- моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

- совершенствование содержания патриотического воспитания учащихся на основе

интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе)

аспектов деятельности;

- активизация патриотического опыта учащихся с использованием многообразных и

вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

-

опора на ценностный потенциал содержания образования прежде всего, таких

предметов как: музыкальная литература, хор, эстрадный вокал, ансамбль, формирующих

духовную сферу человека;

- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности дополнительного образования

на основе единых тематических линий (экскурсии; лекции-беседы в библиотеках,

реабилитационных центрах, детских домах; тематические вечера, встречи, концерты и

др.).

Примерный алгоритм организации взаимодействия школы искусств и семьи в рамках

патриотического воспитания учащихся может быть таким:

1) определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей

совместно с психолого-педагогической службой школы);

2) постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации.

3) разработка программы совместных действий семьи и школы.

4) практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;

5) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и

семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

Педагогическое просвещение родителей:

- формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания;

-

обогащение

родителей

педагогическими

знаниями

и

умениями,

приемами

патриотического воспитания детей;

- помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей.

Этнопедагогический подход, основывающийся на принадлежности ребенка к

конкретной социокультурной среде, определенному этносу, дает посыл к проектированию

и организации воспитательного процесса – опоре на национальные традиции народа, его

культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный

аспект

в

патриотическом

воспитании

подрастающего

поколения.

Представляется

совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание

традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов,

бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных

народов.

Городской фестиваль фольклорно-этнографических обьединений «Симбирские

прикрасы», концерты на открытых площадках города: «Акатуй», «Сабантуй»,

«Рождество» и др. стали традиционными в нашей школе.

Исследователями доказано, что чем раньше начинают приобщать ребенка к

традиционной национальной культуре, тем большего эффекта достигают в понимании

того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении,

заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи пробужденным и

востребованным.

Духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми

источниками: эмпирической деятельностью, искусством.

Многообразие чувств и суждений ребенка появляется в случае, если расширяется круг его

общения с другими людьми, с миром литературы, искусства, истории страны, традиций

народа.

Безусловно, без знания и понимания мировоззренческих основ своего народа со

стороны родителей и преподавателей невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни

культуру жилища, как и прочие составные части народной культуры. Тогда ребенка легко

привести к пониманию языка символов в орнаменте, в росписи, языка условных

иносказаний в устной поэтике и т.д. Естественно, что философия бытия будет

раскрываться

ребенку

через

практическую

деятельность

и

символы,

создающие

своеобразную систему координат в современном мире.

Здесь хочется отметить работу по краеведению: летний творческий лагерь, летний

творческий пленер в с. Артюшкино. Учащиеся ДШИ №13 и их родители активно

принимают участие в этой работе.

Традиции отличаются большим динамизмом, реагируя на требования современной

жизни. Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют

сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения

ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка.

Коллективом ДШИ №13 организована (совместно с ДШИ №12) и стала традиционной

Конференция «Диалог о будущем», где преподаватели детских школ искусств поднимают

наиболее актуальные темы, ставят цели на перспективу, делятся опытом и знаниями.

Приглашаются гости из других городов. Встречи коллег всегда проходят на очень

высоком уровне.

Взаимодействие преподавателей ДШИ и семьи в патриотическом воспитании детей

может и должно базироваться на семейных традициях. В процессе использования их

потенциала необходимо решить следующие задачи:

1) выявить наиболее значимые и интересные семейные традиции;

2) оформить уголок для родителей;

3) организовать групповые консультации по вопросу значения семейных традиций в

патриотическом воспитании детей;

4)

подготовить

тематическое

родительское

собрание

(«Традиции

вашего

дома»,

«Традиции семьи – ее будущее», «Былое – для грядущих лет» и др.) с участием родителей

и детей.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни

ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями:,

работа по дому и вне его, музеи, театр( посещение Театра юного зрителя) - все это служит

патриотическому воспитанию.

Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей -

учреждение,

занимающееся

собиранием,

хранением

и

выставкой

для

обозрения

памятников

искусства,

предметов

техники,

научных

коллекций,

предметов,

представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами

позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью

замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных

областях искусства, науки и техники.

ДШИ должны стать центрами духовного, культурного и патриотического воспитания

детей и молодежи.

В связи с широким применением в школе информационных технологий,

аудиовизуальных и иных средств, компьютеров возможна организация пресс-центра,

журналистского агентства и т.д., руководителями которых могут стать заинтересованные

взрослые.

Заключение: приоритетным направлением МБОУ ДОД ДШИ № 13 с 2004 года стало

патриотическое воспитание молодежи. Разработана программа «Растим патриотов

России» (совместно с ДШИ №12). В рамках программы была проведена межшкольная

конференция «Нравственность - основа патриотизма»

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку

ученик участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность

человеческого бытия. Задача преподавателя в этом случае - организовать такое

взаимодействие между детской школой искусств и семьей, которое бы обладало

максимальным воспитательным потенциалом.

Учреждения дополнительного образования детей обладают высоким воспитательным

потенциалом

и

возможностями

для

формирования

патриотизма,

выявления

и

максимального развития способностей обучающихся к различным видам творческой

деятельности, соответствующим их склонностям и интересам.



В раздел образования