Автор: Фролова Лариса Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 13
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Аспекты патриотического воспитания в семье
Раздел: дополнительное образование
АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Л.В.Фролова преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ №13
Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша,
включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-
поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Наша
школа,
реализуя
образование,
обладает
возможностью
привести
в
соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и
потребности, интересы, особенности современной семьи.
Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, преподавателей, детей.
Результатом
педагогического
взаимодействия
школы
и
семьи
в
патриотическом
воспитании
ребенка
становятся
приоритетно
формируемые
личностные
качества,
интегративно определяемые:
1. Знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов,
происходящих в жизни России, проблем культуры, экологии, знание государственной
символики, правил ее применения и т.д.)
В МБОУ ДОД ДШИ № 13 проводятся концерты: «День семьи», «День матери»;
фестивали: «Я люблю тебя, Россия», «Вечер встречи трех поколений»; проводятся уроки
мужества: «Защитники Отечества», «Герои Чечни», «Память»,«Прошлое и настоящее»,
«День Конституции»; лекции-беседы: «Наше героическое прошлое», «День воинской
Славы России», «Дороги Афганистана», «Связь поколений»; художественные выставки: «
День памяти воинов- интернационалистов», « День защитника Отечества», «День памяти
воинов- десантников», «85 лет со дня рождения А. М. Матросова», «День Конституции».
Современные ученые (Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных
условий, оказывающих особое влияние на особенности семейного, в том числе
патриотического, воспитания, относят семейные традиции. Семья и ее ценности
представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец
материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения
традиций в семье.
Так, во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка,
поступления его в школу, ведение семейной фотолетописи, организация домашнего театра
и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям
современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить
упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств,
как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.
2. Отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания
потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и
установок); Наша школа участвует в концертных программах в парке « Молодежный»:
«Сабантуй», «Акатуй», « День пожилого человека» ,« День Матери», « День Защитника
Отечества», «Международный Женский День», «День Города». Участники концертов
приходят всей семьей, приглашают бабушек и дедушек.
3. Поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ,
желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и
действиях, превратились ли в убеждения) Эффективными средствами патриотического
воспитания
являются встречи с ветеранами
войны, героями трудовых подвигов,
участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение
праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы ; увековечение памяти
павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры;
краеведение; шефская работа и другие.
Здесь хочется отметить работу преподавателей и учащихся ДШИ № 13 над концертами
в ДОСААФ (работа с допризывной с молодежью); участие в автопробеге Ульяновск-
Барыш; встреча с ветеранами воздушных войск в библиотеке им. Гончарова; организацию
литературно-музыкальной композиции «Слава Героям»: таких концертов: «День воинской
Славы»; «Снова снится война»; «Сталинградская битва»; « Давайте поклоняться доброте».
Выставки учащихся художников: «День семейного общения», «Мы в ответе за их
жизнь», «Пионеры - герои», «Память героев Священно».
Сотрудничество ДШИ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы,
которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи,
особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие
школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более
эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления
которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических
условий.
Общепедагогическими условиями ДШИ являются:
- взаимное доверие между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах
патриотического воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями класса;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- системность в работе с родителями;
- учет особенностей социокультурного окружения школы;
- использование культурного наследия народа и традиций семьи.
Специфическими педагогическими условиями ДШИ являются:
- моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;
- совершенствование содержания патриотического воспитания учащихся на основе
интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе)
аспектов деятельности;
- активизация патриотического опыта учащихся с использованием многообразных и
вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;
-
опора на ценностный потенциал содержания образования прежде всего, таких
предметов как: музыкальная литература, хор, эстрадный вокал, ансамбль, формирующих
духовную сферу человека;
- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности дополнительного образования
на основе единых тематических линий (экскурсии; лекции-беседы в библиотеках,
реабилитационных центрах, детских домах; тематические вечера, встречи, концерты и
др.).
Примерный алгоритм организации взаимодействия школы искусств и семьи в рамках
патриотического воспитания учащихся может быть таким:
1) определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей
совместно с психолого-педагогической службой школы);
2) постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации.
3) разработка программы совместных действий семьи и школы.
4) практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;
5) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и
семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.
Педагогическое просвещение родителей:
- формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания;
-
обогащение
родителей
педагогическими
знаниями
и
умениями,
приемами
патриотического воспитания детей;
- помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей.
Этнопедагогический подход, основывающийся на принадлежности ребенка к
конкретной социокультурной среде, определенному этносу, дает посыл к проектированию
и организации воспитательного процесса – опоре на национальные традиции народа, его
культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный
аспект
в
патриотическом
воспитании
подрастающего
поколения.
Представляется
совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание
традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов,
бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных
народов.
Городской фестиваль фольклорно-этнографических обьединений «Симбирские
прикрасы», концерты на открытых площадках города: «Акатуй», «Сабантуй»,
«Рождество» и др. стали традиционными в нашей школе.
Исследователями доказано, что чем раньше начинают приобщать ребенка к
традиционной национальной культуре, тем большего эффекта достигают в понимании
того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении,
заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи пробужденным и
востребованным.
Духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми
источниками: эмпирической деятельностью, искусством.
Многообразие чувств и суждений ребенка появляется в случае, если расширяется круг его
общения с другими людьми, с миром литературы, искусства, истории страны, традиций
народа.
Безусловно, без знания и понимания мировоззренческих основ своего народа со
стороны родителей и преподавателей невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни
культуру жилища, как и прочие составные части народной культуры. Тогда ребенка легко
привести к пониманию языка символов в орнаменте, в росписи, языка условных
иносказаний в устной поэтике и т.д. Естественно, что философия бытия будет
раскрываться
ребенку
через
практическую
деятельность
и
символы,
создающие
своеобразную систему координат в современном мире.
Здесь хочется отметить работу по краеведению: летний творческий лагерь, летний
творческий пленер в с. Артюшкино. Учащиеся ДШИ №13 и их родители активно
принимают участие в этой работе.
Традиции отличаются большим динамизмом, реагируя на требования современной
жизни. Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют
сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения
ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка.
Коллективом ДШИ №13 организована (совместно с ДШИ №12) и стала традиционной
Конференция «Диалог о будущем», где преподаватели детских школ искусств поднимают
наиболее актуальные темы, ставят цели на перспективу, делятся опытом и знаниями.
Приглашаются гости из других городов. Встречи коллег всегда проходят на очень
высоком уровне.
Взаимодействие преподавателей ДШИ и семьи в патриотическом воспитании детей
может и должно базироваться на семейных традициях. В процессе использования их
потенциала необходимо решить следующие задачи:
1) выявить наиболее значимые и интересные семейные традиции;
2) оформить уголок для родителей;
3) организовать групповые консультации по вопросу значения семейных традиций в
патриотическом воспитании детей;
4)
подготовить
тематическое
родительское
собрание
(«Традиции
вашего
дома»,
«Традиции семьи – ее будущее», «Былое – для грядущих лет» и др.) с участием родителей
и детей.
Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни
ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями:,
работа по дому и вне его, музеи, театр( посещение Театра юного зрителя) - все это служит
патриотическому воспитанию.
Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей -
учреждение,
занимающееся
собиранием,
хранением
и
выставкой
для
обозрения
памятников
искусства,
предметов
техники,
научных
коллекций,
предметов,
представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами
позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью
замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных
областях искусства, науки и техники.
ДШИ должны стать центрами духовного, культурного и патриотического воспитания
детей и молодежи.
В связи с широким применением в школе информационных технологий,
аудиовизуальных и иных средств, компьютеров возможна организация пресс-центра,
журналистского агентства и т.д., руководителями которых могут стать заинтересованные
взрослые.
Заключение: приоритетным направлением МБОУ ДОД ДШИ № 13 с 2004 года стало
патриотическое воспитание молодежи. Разработана программа «Растим патриотов
России» (совместно с ДШИ №12). В рамках программы была проведена межшкольная
конференция «Нравственность - основа патриотизма»
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку
ученик участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность
человеческого бытия. Задача преподавателя в этом случае - организовать такое
взаимодействие между детской школой искусств и семьей, которое бы обладало
максимальным воспитательным потенциалом.
Учреждения дополнительного образования детей обладают высоким воспитательным
потенциалом
и
возможностями
для
формирования
патриотизма,
выявления
и
максимального развития способностей обучающихся к различным видам творческой
деятельности, соответствующим их склонностям и интересам.