Автор: Даутова Фарида Атласовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ "Альметьевский Медицинский колледж"
Населённый пункт: Город Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное
1
ПРОЕКТНАЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ
Как известно, колледж должен готовить студентов к жизни в
современном мире. Этот мир развивается, и нашим выпускникам в будущем
придется много раз переучиваться. Поэтому важно, чтобы студенты любили
и умели учиться.
В умении учиться выделяются следующие компоненты: способность
организовывать собственную деятельность и деятельность других людей;
умение свободно ориентироваться в инфицированном потоке и грамотно
мыслить.
Чтобы добиться высокого результата, необходимо научить студентов
мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из
разных областей, коммуникативные и информационно - технологические
умения.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требует
корректировки
не
только
содержательных,
но
методических
и
технологических аспектов образования. Задача современного образования –
формирование таких качеств личности, как способность к творческому
мышлению, самостоятельность в принятии решения, инициативность.
Технология классно – урочной системы, эффективная для массовой
передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится
неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной
деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу
и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных
связей.
Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе
исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность – эффективное средство творческого
развития студентов. Она включает в себя:
задачу исследования;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования.
Исследовательская деятельность
Под
исследовательской
деятельностью
понимается
деятельность
студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую
задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания:
явления, увиденные в живой природе, не вписывается чисто механически в
2
готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной
ситуации. Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из
следа»,
т.е.
восстановить
некоторый
порядок
вещей
по
косвенным
признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Это является принципиальной особенностью организации мышления при
исследовании,
с
которым
сопряжены
развитие
наблюдательности,
внимательности, аналитических навыков. Развитие способности занимать
исследовательскую позицию является важной задачей образования и
воспитания. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном
человеческой природе стремлении к познанию. Ведущий ценностью в
исследовании является процесс движения к истине.
Задачи исследования
Это выбор путей и средств достижения результата в соответствии с
выдвинутой
гипотезой.
Задачи
лучше
всего
формулировать
в
виде
утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Постановка задач основывается на подцели. Перечисление задач строится по
принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их
количество определяется глубиной исследования.
Объект исследования
Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что
направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно
связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования
Конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом
исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и
отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов,
связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет
исследования определяет тему работы.
Цель исследования
Это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при
завершении своей работы (выявления взаимосвязи неких явлений; изучение
развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявления общих
закономерностей; создание классификации).
Метод
проектов
называют
технологией
четвертого
поколения,
реализующей личностно - деятельностный подход в обучении. Проектная
деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на достижение ее общего
результата.
Непременным
условием
проектной
деятельности
является
заранее выбранных представлений о конечном продукте деятельности,
этапов
проектирования
и
реализации
проекта,
включая
рефлексию
результатов деятельности.
3
В проектной деятельности ярко проявляются творческие способности
студентов. Создавая проект, студенты используют разнообразные формы
работы с информацией:
1)
поиск информации в различных источниках;
2)
отбор содержания для ответов на вопросы или подготовки
сообщений;
3)
осмысление прочитанного;
4)
использование информации для решения задач;
5)
творческая переработка информации;
6)
критический анализ и оценка;
7)
передача информации другим;
8)
создание собственных текстов и других источников информации.
Работа над проектом включает следующие этапы.
1.
Постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач
2.
Обслуживание
возможных
вариантов
следования,
сравнение
предлагаемых стратегий, выбор способов.
3.
Самообразование и актуализации знаний при консультативной
помощи преподавателя.
4.
Продумывание хода деятельности распределения обязанностей (при
работе в группе).
5.
Исследование, решение конкретных задач.
6.
Обобщение результатов, выводы.
7.
реализация проекта.
8.
Анализ успехов и ошибок.
Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только
результаты, но еще в большей степени сам процесс.
Результаты,
к
которым
стремится
любой
преподаватель,
работающий в проектной методике:
повышений уровня активности студентов и качества
знаний;
интеграция между предметами различных образовательных
областей.
Функции преподавателя при работе студентов над проектом:
помогает в поиске нужной информации;
сам является источником информации;
координирует процесс;
поощряет студентов;
поддерживает непрерывную обратную связь.
4
В работе над проектом студенты используют разные источники
информации:
учебники и учебные пособия;
энциклопедии;
научно-популярные книги;
художественную литературу;
периодическую печать.
Работая
с
разными
источниками
информации,
студенты
совершенствуют коммуникативные и интеллектуальные умения, развивают
свои творческие способности, приобретают опыт построения собственного
информационного пространства.
К сожалению, большинство учебных проектов выполнятся в настоящее
время в рамках внеаудиторной деятельности, что требует и от преподавателя,
и от студентов дополнительных усилий, увеличивает нагрузку на них.
Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которым ведется в
рамках урока.
В образовательном процессе во главу угла надо ставить не знания, а
личность студента, т.е. его личные качества, в том числе компетентность.
Поэтому в последнее время одним из основных подходов к образованию стал
компетентостный подход.
Для современного специалиста важны не столько знания, сколько
способность
применять
их
для
разрешения
конкретных
ситуаций,
возникающих в профессиональной деятельности и жизни. При таком подходе
знания становятся познавательной базой компетентности специалиста.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующее внимание на
результат образования, причем в качестве результата рассматривается не
сумма усвоенных знаний, а способность человека действовать в различных
жизненных ситуациях.
Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие
содержание, технология профессионального образования и потребности
рынка труда в современных высококвалифицированных (компетентных)
специалистах.
В условиях рыночной экономики компетентность становится главным
критерием качества профессионального образования.
Одна из основных целей подготовки студентов в техникуме –
формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная
компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способности,
позволяющие специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы
профессиональной деятельности, а также качество личности, дающие
возможности успешно решать определенный класс профессиональных задач.
В
условиях
рыночной
экономики
в
личности
современного
специалиста выделяющие следующие качества:
5
персональная ответственность;
способность к совместной работе ради достижения цели;
готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные
решения;
способность разрешать конфликты;
способность эффективно работать в качестве подчиненного.
Продуктом
деятельности
студента
может
выступать
учебно-
исследовательская задача, разработанный проект, написанный студентом
текст (доклад, реферат), гербарий. Очень важно, чтобы этот продукт
создавался студентами самостоятельно в процессе индивидуальной или
групповой деятельности.
Компетентность студента как будущего специалиста в той или иной
области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и
исследовательских
задач
на
основе
имеющихся
знаний,
умений
и
способностей. При таком обучении студент осваивает новые виды опыта:
опыт проектирования и исследования. опыт проектирования и исследования,
опыт сотрудничества и общения, опыт творчества и т.д.
Образование становится более осмысленным и практически значимым.
Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя
превращаются в активных субъектов поисковой деятельности. Совместная
деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных
качеств, необходимых современному специалисту.