Напоминание

ПРОЕКТНАЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ


Автор: Даутова Фарида Атласовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ "Альметьевский Медицинский колледж"
Населённый пункт: Город Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

ПРОЕКТНАЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У СТУДЕНТОВ

Как известно, колледж должен готовить студентов к жизни в

современном мире. Этот мир развивается, и нашим выпускникам в будущем

придется много раз переучиваться. Поэтому важно, чтобы студенты любили

и умели учиться.

В умении учиться выделяются следующие компоненты: способность

организовывать собственную деятельность и деятельность других людей;

умение свободно ориентироваться в инфицированном потоке и грамотно

мыслить.

Чтобы добиться высокого результата, необходимо научить студентов

мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из

разных областей, коммуникативные и информационно - технологические

умения.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требует

корректировки

не

только

содержательных,

но

методических

и

технологических аспектов образования. Задача современного образования –

формирование таких качеств личности, как способность к творческому

мышлению, самостоятельность в принятии решения, инициативность.

Технология классно – урочной системы, эффективная для массовой

передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится

неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной

деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности,

формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и

применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко

планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу

и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных

связей.

Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе

исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность – эффективное средство творческого

развития студентов. Она включает в себя:

задачу исследования;

объект исследования;

предмет исследования;

цель исследования.

Исследовательская деятельность

Под

исследовательской

деятельностью

понимается

деятельность

студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую

задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания:

явления, увиденные в живой природе, не вписывается чисто механически в

2

готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной

ситуации. Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из

следа»,

т.е.

восстановить

некоторый

порядок

вещей

по

косвенным

признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Это является принципиальной особенностью организации мышления при

исследовании,

с

которым

сопряжены

развитие

наблюдательности,

внимательности, аналитических навыков. Развитие способности занимать

исследовательскую позицию является важной задачей образования и

воспитания. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном

человеческой природе стремлении к познанию. Ведущий ценностью в

исследовании является процесс движения к истине.

Задачи исследования

Это выбор путей и средств достижения результата в соответствии с

выдвинутой

гипотезой.

Задачи

лучше

всего

формулировать

в

виде

утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Постановка задач основывается на подцели. Перечисление задач строится по

принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их

количество определяется глубиной исследования.

Объект исследования

Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную

ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что

направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно

связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования

Конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом

исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и

отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов,

связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет

исследования определяет тему работы.

Цель исследования

Это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при

завершении своей работы (выявления взаимосвязи неких явлений; изучение

развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявления общих

закономерностей; создание классификации).

Метод

проектов

называют

технологией

четвертого

поколения,

реализующей личностно - деятельностный подход в обучении. Проектная

деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая

или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленные на достижение ее общего

результата.

Непременным

условием

проектной

деятельности

является

заранее выбранных представлений о конечном продукте деятельности,

этапов

проектирования

и

реализации

проекта,

включая

рефлексию

результатов деятельности.

3

В проектной деятельности ярко проявляются творческие способности

студентов. Создавая проект, студенты используют разнообразные формы

работы с информацией:

1)

поиск информации в различных источниках;

2)

отбор содержания для ответов на вопросы или подготовки

сообщений;

3)

осмысление прочитанного;

4)

использование информации для решения задач;

5)

творческая переработка информации;

6)

критический анализ и оценка;

7)

передача информации другим;

8)

создание собственных текстов и других источников информации.

Работа над проектом включает следующие этапы.

1.

Постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач

2.

Обслуживание

возможных

вариантов

следования,

сравнение

предлагаемых стратегий, выбор способов.

3.

Самообразование и актуализации знаний при консультативной

помощи преподавателя.

4.

Продумывание хода деятельности распределения обязанностей (при

работе в группе).

5.

Исследование, решение конкретных задач.

6.

Обобщение результатов, выводы.

7.

реализация проекта.

8.

Анализ успехов и ошибок.

Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только

результаты, но еще в большей степени сам процесс.

Результаты,

к

которым

стремится

любой

преподаватель,

работающий в проектной методике:

повышений уровня активности студентов и качества

знаний;

интеграция между предметами различных образовательных

областей.

Функции преподавателя при работе студентов над проектом:

помогает в поиске нужной информации;

сам является источником информации;

координирует процесс;

поощряет студентов;

поддерживает непрерывную обратную связь.

4

В работе над проектом студенты используют разные источники

информации:

учебники и учебные пособия;

энциклопедии;

научно-популярные книги;

художественную литературу;

периодическую печать.

Работая

с

разными

источниками

информации,

студенты

совершенствуют коммуникативные и интеллектуальные умения, развивают

свои творческие способности, приобретают опыт построения собственного

информационного пространства.

К сожалению, большинство учебных проектов выполнятся в настоящее

время в рамках внеаудиторной деятельности, что требует и от преподавателя,

и от студентов дополнительных усилий, увеличивает нагрузку на них.

Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которым ведется в

рамках урока.

В образовательном процессе во главу угла надо ставить не знания, а

личность студента, т.е. его личные качества, в том числе компетентность.

Поэтому в последнее время одним из основных подходов к образованию стал

компетентостный подход.

Для современного специалиста важны не столько знания, сколько

способность

применять

их

для

разрешения

конкретных

ситуаций,

возникающих в профессиональной деятельности и жизни. При таком подходе

знания становятся познавательной базой компетентности специалиста.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующее внимание на

результат образования, причем в качестве результата рассматривается не

сумма усвоенных знаний, а способность человека действовать в различных

жизненных ситуациях.

Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие

содержание, технология профессионального образования и потребности

рынка труда в современных высококвалифицированных (компетентных)

специалистах.

В условиях рыночной экономики компетентность становится главным

критерием качества профессионального образования.

Одна из основных целей подготовки студентов в техникуме –

формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная

компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способности,

позволяющие специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы

профессиональной деятельности, а также качество личности, дающие

возможности успешно решать определенный класс профессиональных задач.

В

условиях

рыночной

экономики

в

личности

современного

специалиста выделяющие следующие качества:

5

персональная ответственность;

способность к совместной работе ради достижения цели;

готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные

решения;

способность разрешать конфликты;

способность эффективно работать в качестве подчиненного.

Продуктом

деятельности

студента

может

выступать

учебно-

исследовательская задача, разработанный проект, написанный студентом

текст (доклад, реферат), гербарий. Очень важно, чтобы этот продукт

создавался студентами самостоятельно в процессе индивидуальной или

групповой деятельности.

Компетентность студента как будущего специалиста в той или иной

области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и

исследовательских

задач

на

основе

имеющихся

знаний,

умений

и

способностей. При таком обучении студент осваивает новые виды опыта:

опыт проектирования и исследования. опыт проектирования и исследования,

опыт сотрудничества и общения, опыт творчества и т.д.

Образование становится более осмысленным и практически значимым.

Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя

превращаются в активных субъектов поисковой деятельности. Совместная

деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных

качеств, необходимых современному специалисту.



В раздел образования