Автор: Ермолкина Евгения Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №51"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Критический момент обучения
Раздел: начальное образование
«Критический момент обучения»
Ермолкина Е.Г.
МБОУ «СОШ №51»
г. Владивосток
2025г.
«Ошибка — это критический момент обучения» — это слова Жана Пиаже, классика
педагогики.
Цитата Пиаже подтвердилась научными методами. Исследования подтвердили, что
у мозга есть две реакции на ошибку:
Негативная.
Электрическая активность мозга повышается из-за того, что он сталкивается
с конфликтом между правильным ответом и ошибочным. Человек это осознает, как
некое расстройство: «О! Я этого не знаю» или «О! Моё знание было ошибочно!»,
Позитивная.
Это сигнал, который фактически человек осознает как мысль, что нужно уделить
внимание ошибке, подумать над ней.
Эти реакции идут одна следом за другой в микросекунды. Вторая — и есть
критический момент. Ведь то, как именно обучающийся уделит внимание ошибке,
зависит от его опыта.
От учеников требуется именно вторая реакция — осознанный анализ ошибок.
Восприятие промаха не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а лишь как
показателя того, чего я ещё не знаю или знаю неверно. Только с таким подходом
обучение становится осознанным, ученик — мотивированным, а занятия проходят
в радость.
Как я помогаю ученикам не бояться ошибок
Чтобы сформировать нормальное отношение к ошибкам, как к друзьям, которые
подсказывают, что ещё нужно узнать или исправить, я занимаюсь на уроках
нормализацией ошибок.
И каждый из вас это делает на каждом уроке, каждую минуту, в каждой оценке,
которую даёт (а оценка не равно отметка). Мы с вами встраиваем это в рефлексию
после выполнения заданий, в групповую работу, когда ученики дают обратную связь
друг другу.
В 3-4 классе я использую приём «Мишень»
Вначале я провожу с детьми беседу на тему мышления роста и роли ошибок.
Рассказываю ученикам, что, когда мы учимся, наш мозг по отношению к новой
информации может оказаться в одной из трёх зон:
паники —я не знаю и не умею ничего
обучения — уже что-то знаю и умею, но пока ошибаюсь, потому что учусь и это
нормально
комфорта — на автомате делаю и выдаю результат.
После я прошу детей, когда они будут выполнять задание, выставлять перед собой
карточку соответствующего цвета в зависимости от того, как он чувствует, в какой
зоне он сейчас находится.
Иногда все, кто выставили зелёные и синие карточки, садятся в пары, синие помогают
зелёным. А красных собираю вместе и даю материал, пока зелёные и синие
выполняют своё задание.
В конце урока я обсуждаю с детьми рефлексивные вопросы: «В какой зоне ты был
сегодня?», «В какой зоне тебе больше всего нравится быть и почему?», «Оказывают ли
тебе помощь, когда ты ставишь знак вопроса?», «Как ты себя чувствуешь, когда чего-
то не знаешь?» и так далее. Я пытаюсь приучить ученика к процессу рефлексии по
результату
ошибок,
чтобы
видеть
слабые
стороны
и
формировать
свой
индивидуальный образовательный маршрут.
Основная моя задача — включить самоанализ ученика
Нам надо изменить отношение детей к ошибкам, приучить их к мысли, что ошибки
являются естественным и даже необходимым элементом обучения. И нам, и детям
надо относиться к ним, как к трамплину, который поможет достичь результата.
Мои нестандартные приемы работы над ошибками:
Игра «Кто сделает больше ошибок?»
ученики пишут какой-то текст или решают уравнение с максимально возможным
количеством ошибок. В данном случае знание того, как делать неправильно, означает
и знание того, как делать правильно.
Игра «Кто найдёт и исправит больше ошибок?»
Даю детям задания на поиск ошибок: это может быть текст без запятых, неправильно
решенная задача или уравнение. Можно устроить соревнование: кто быстрее всех
найдет все ошибки, тот выиграл.
Объясни ошибку классу
Ученик допустил ошибку? Это хорошо! Пусть он расскажет о ней перед всем классом,
выступит в роли учителя и поможет другим лучше запомнить то или иное правило или
действие. Проговорит правило и почувствует себя успешным перед одноклассниками.
Чтобы отрабатывать ошибки во время устных выступлений – я использую
жесты, которые мы заранее обговорили с ребятами. Это отличный способ обратить
внимание ученика на ошибку, не прерывая его рассказ.
Выберите жесты, которые вы будете использовать для обозначения разных ошибок,
постарайтесь сделать их интуитивно понятными.
Вы также можете выбрать один универсальный жест, который будет означать, что где-
то была допущена ошибка и нужно задуматься. Вы можете показывать эти жесты во
время того, как ученик говорит, чтобы дать ему понять, что что-то в предложении
было не так или напомнить об изученном правиле.
Кроме жестов, я использую специальные карточки, на которых символами обозначен
какой-либо вид ошибки, и показываю ученику, когда совершена ошибка. Есть и
карточка-похвала,
которую
я
показываю,
когда
ученик
составил
отличное предложение
Но самое главное для меня – это выстраивать работу над ошибками через диалог.
«Ты правильно написал про два компонента деления, не напомнишь, какой третий?»
Так вы не тыкаете ребенка в ошибку, а мотивируете его найти дополнительную
информацию самостоятельно.
«Может, сравнишь свой ответ с таблицей умножения» Вы возвращаете ученика
к первоисточнику, учите его искать информацию в нормативных актах, сравнивать.
«Вот здесь ты правильно написал „нн“ в слове «карманный», а поищи, в каком слове
„н“ не хватает». Вы отмечаете правильный ответ, хвалите ребенка и предлагаете
новую задачу.
«Посмотри,
пожалуйста,
таблицу
умножения
и проверь
решение
уравнения».
Вы не просто указываете на недочет, а привлекаете ребенка к поиску своей же
ошибки. Это поможет ученику запомнить, где он ошибся и не допустить такого
в следующий раз.
Такой подход помогает мне не только не обидеть ребенка, но и учит школьника
оценивать себя самостоятельно
Для меня, Ошибки — это неотъемлемая часть роста и рефлексии в процессе
получения новых знаний. Ошибаясь, ученик в первую очередь учится анализировать
собственные действия, чтобы понять, что именно привело к неверному результату.
Для того, чтобы обучение было продуктивным, а ошибки становились точками роста.
Если мы правильно выстраиваем процесс работы над ошибками, то наш ученик - это
школьник, владеющий глубокой рефлексией, умеющий выявлять свои и чужие
ошибки, анализировать их и использовать результаты размышлений для более
эффективной работы, знающий собственные слабости и недостатки и способный
превращать их в достоинства — это сильная, самостоятельно и свободно мыслящая
личность. Всё в наших с вами руках.