Автор: Сунгатуллина Роза Мунировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СПТим Б.Г.Музрукова
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой активности обучающихся на занятиях материаловедения
Раздел: среднее профессиональное
Развитие творческой активности обучающихся на занятиях
материаловедения
Сунгатуллина Р.М., преподватель СПТим Б.Г.Музрукова
На современном этапе развития общества достаточно четко выражена
потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития
творческого потенциала, умением системно решать различные задачи.
Творчество, как важнейший механизм адаптации можно рассматривать не
только как профессиональную характеристику, но и как необходимое
личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро
меняющихся
социальных
условиях
и
ориентироваться
во
все
более
расширяющемся информационном поле. Научить творчеству нельзя, но
помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности студента - это
обязанность
каждого
педагога.
Способствуя
проявлению
человеком
собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности,
что способствует развитию творческого потенциала личности будущего
инженера. Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная
структура, включающая комплекс способностей, личностные качества,
эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором
указанных элементов является общая креативность личности. Процесс
развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая
деятельность
самого
обучающегося,
которая
и
является
механизмом
преобразования его возможностей. Все средства и методы, используемые в
учебно-воспитательном процессе, должны быть направлены на то, чтобы
каждый студент, независимо от степени одарённости, смог научиться
самостоятельно находить пути творческого решения профессиональной
задачи. Главной целью является стимулирование и поощрение всех
творческих проявлений личности студента, всемерная помощь и поддержка
первых
самостоятельных
авторских
решений.
Одной
из
дисциплин
обладающей
творческим
потенциалом
является
материаловедение.
Материаловедение - это наука, изучающая зависимость между составом,
строением и свойствами металлов и сплавов и закономерности их изменения
под воздействием внешних факторов: тепловых, химических, механических,
электромагнитных
и
радиоактивных.
Современное
машиностроение
характеризуют непрерывно растущая энергонапряженность, а также тяжелые
условия эксплуатации машин. Такие условия работы машин предъявляют к
материалам особые требования. Для удовлетворения этих требований
создано много сплавов на основе различных металлов. В современной
технике
широко
применяют
стали,
обеспечивающие
высокую
конструктивную прочность, и сплавы, которые остаются прочными при
высоких температурах, вязкими при температурах, близких к абсолютному
нулю, обладающие высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах
или другими физико - химическими свойствами. В процессе изучения
данного предмета студент овладевает знаниями о назначении и применении
различных видов сплавов, их физико-механических свойствах и т.д.
Используя современные образовательные технологии, такие как: технология
проблемного
и
исследовательского
обучения;
групповые
технологии;
игровые технологии на занятиях по материаловедению можно показать пути
творческого преобразования какого-либо материала. Важное место в данном
процессе занимает совместная деятельность преподавателя и студента, их
совместный поиск. Каждое занятие приобретает черты уникальности,
неповторимости, нестандартности, импровизационности, творения, т.к. в
результате всех целенаправленных усилий студента и педагога рождается
продукт, который несёт в себе черты личного опыта конкретного студента,
его видения решения проблемы. С другой стороны, эти виды эвристической
деятельности
на
данном
занятии
предполагают
не
только
наличие
определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов
деятельности), но и определенного уровня развития творческого потенциала,
а главное - способствуют преодолению существенного противоречия
современного образования - между креативностью и технологичностью. В
результате
систематической
и
целенаправленной
работы
у
студента
формируется готовность к творческой работе, развивается воображение,
мышление, появляется положительная мотивационная направленность на
поиск
нового,
нестандартного,
оригинального,
актуализируется
его
творческий потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум
/Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
2.
ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая
школа. 1988