Напоминание

Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия


Автор: Амелина Наталья Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский техникум социальных технологий"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Тренинговое занятие для обучающихся
Тема: Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тренинговое занятие для обучающихся

Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия

Цель: формирование конструктивных способов взаимодействия, анализ

значимости эмоций и чувств в жизни человека, понимание их природы и

последствий

их

выражения,

рассмотрение

их

положительных

и

отрицательных свойств.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Необходимые материалы: нарезанные листочки бумаги для бейджа,

булавки, ватман – 2 шт., фломастеры, маркеры, бумага, ручки, запись с

релаксационной музыкой.

Процедура проведения

Вступительная часть

Участники занятия рассаживаются в круг.

Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты! На нашем сегодняшнем

занятии

мы

рассмотрим

вопросы,

связанные

с

особенностями

межличностного взаимодействия, значимости и смысловой нагрузки эмоций

и чувств».

Разминка

Упражнение 1 «Смысл моего имени»

Время: 10 минут.

Цель: включение обучающихся в групповую работу, возможность

участникам подчеркнуть свою индивидуальность, выразить эмоциональное

состояние.

Необходимые материалы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры,

булавки.

Ведущий: «Сейчас мы с вами представимся, но сделаем это следующим

образом: все участники группы сделают визитные карточки со своим

тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он

хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя

литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, мы будем

назвать свое имя, рассказываем историю его происхождения и называем то

эмоциональное состояние, которое оно в себе несет. Регламент выступления

– 2 минуты. Очередность выступления начнем с желающего и дальше слово

возьмет его сосед, двигаясь по часовой стрелке».

Упражнение 2 «Хорошие события»

Время: 10 минут.

Цель: создание позитивного настроя на участие в занятии.

Ведущий:

«Чтобы нам позитивно настроиться на работу, давайте

вспомним с вами как минимум об одном хорошем событии, произошедшем с

нами за это утро, и по очереди по часовой стрелке, поделимся с участниками

группы. Начну с себя…».

Участники по очереди высказываются.

Ведущий: «Сложно ли было вспомнить хорошие события? Как думаете,

почему?»

Ответы участников.

Ведущий акцентирует необходимость фокусирования внимания на

позитивных

событиях

и

сторонах

жизни,

как

ресурс

позитивного

самонастроя.

Ведущий:

«Возможно вы заметили, что произошедшие с нами

негативные события мы вспоминаем быстрее, чем хорошие. Эмоции,

которые мы испытывали, реагируя на негативные события, чаще бывают

гораздо

ярче,

сильнее,

чем

эмоциональные

реакции

на

события

положительного характера. Однако важно помнить, что силу эмоций, как и

физическую силу, можно тренировать. Если мы сформируем в себе хорошую

привычку радоваться происходящим с нами положительным событиям,

замечать их, вспоминать, что вызвало у нас улыбку и повысило нам

настроение, то наше эмоциональное самочувствие заметно улучшится».

Основная часть

Упражнение 3 «Две правды и ложь»

Цель:

создание

атмосферы

доверия

в

группе,

расширение

представлений участников друг о друге.

Время: 20-25 минут.

Ведущий: «Сейчас мы с вами будем играть в игру, в которой каждому

из вас необходимо сообщить о себе два факта. При этом один факт будет

правдивым, а один – выдуманным. Факты стоит озвучивать в любом порядке.

Участникам

предстоит

определить,

какие

факты

о

себе

участник

рассказывает правдиво, а какой оказался ложью».

Идет ход упражнения.

Ведущий:

«Давайте с вами обсудим, какие факты было сложнее

озвучивать: истинные или ложные? А что было легче отгадывать? Кто из

участников вас удивил или впечатлил своим фактом?».

Упражнение 4 «Дом»

Время: 15 минут.

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Ведущий:

«Разделитесь на две команды. Каждая команда станет

полноценным домом!

Каждый человек выбирает, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а

может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор

за вами! Но не забывайте, что построенный вами дом должен быть

функциональным и полноценным! При «постройке дома» можно общаться

между собой». После того, как дома построены, участники представляются,

кто кем является в доме и почему именно этим предметом.

Примечание:

психологический

смысл

упражнения

в

том,

что

участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом

коллективе,

осознают,

что

все

они

нужны

в

своем

«доме»,

что

способствует сплочению.

Ведущий: «А теперь давайте вспомним, как проходило обсуждение в

командах? Сразу ли вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы

выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть вашего

«дома» важна и нужна, каждая несет свою определенную функцию, без

которой дом не может быть полноценным!»

Упражнение 5 «Хорошие и плохие поступки»

Время:

(5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение,

составление общего списка) 15-17 минут.

Цель:

развитие

рефлексии

и

критического

отношения

к

своим

поступкам.

Материал:

листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные

карандаши, фломастеры.

Участники делятся на две команды случайным образом.

Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые

позволяют человеку уважать себя больше.

Соответственно, задача другой - написать как можно больше поступков,

из-за которых уважение человека к себе теряется. «Что вы будете считать в

своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими». По

желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о

соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему.

Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком.

В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.

Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого

есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то

или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно

осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением.

Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с

взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без

которого невозможно развитие сплоченности.

Заключение

Упражнение 6 «Говорящие руки»

Время: 5-7 минут.

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ведущий помогает участникам образовать два круга: внутренний и

внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые

участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде

ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

–поздороваться с помощью рук;

–побороться руками;

–помириться руками;

– выразить поддержку с помощью рук;

–пожалеть руками;

– выразить радость;

–пожелать удачи;

–попрощаться руками.

Примечание:

психологический

смысл

упражнения

в

том,

что

происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет

телесного

контакта.

Между

ними

улучшается

взаимопонимание,

развивается навык невербального общения.

Ведущий: «Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча

передавать информацию? Кому легко? Обращали ли вы внимание на

информацию от партнера или больше думали, как передать информацию

самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?»

Ответы участников.

Упражнение 7 «Я желаю тебе завтра…»

Время: 3-5 минут.

Цель: эмоционально-позитивное взаимодействие в группе.

Ведущий: «Вот и подошло наше занятие к завершению. Я благодарю

вас за работу. И сейчас в завершение, мы с вами пожелаем друг другу чего-

нибудь хорошего на завтрашний день. Давайте начнем с меня и пойдем по

часовой стрелке».

Ведущий поворачивается к участнику слева и высказывает пожелание.

Участник, получивший пожелание, благодарит, поворачивается к участнику

слева от себя и также произносит пожелание.



В раздел образования