Автор: Беспятчук Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Бейская СОШИ им. Н. П. Князева "Новониколаевская ООШ"
Населённый пункт: д Новониколаевка
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: дополнительное образование
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность- это образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
1.
Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
основной образовательной программы начального общего образования;
2.
Снизить учебную нагрузку обучающихся;
3.
Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе;
4.
Улучшить условия развития ребёнка;
5.
Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Существует несколько моделей реализации внеурочной деятельности:
Линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течении
учебного года)
Модульная (концентрация видов и программ внеурочной деятельности в
определённом периоде времени).
Смешанная (элементы линейной и модульной моделей).
Основные направления:
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное
Социальное
Общекультурное.
Выделяют следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристко-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность школьников реализуется в следующих формах: экскурсии,
кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно-полезные практики.
Кружок-форма добровольного объединения детей, оптимальная форма
организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Функции:
Расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
Приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
Расширение коммуникативного опыта;
Организация детского досуга и отдыха.
Особенность.
Форма выражения итога, результата: чаще всего он выражается в конкретных и
внешне эффективных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах,
семинарах.
На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества, профильные группы.
Клуб-форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к
общению.
Принципы клуба:
Добровольность членства
Самоуправление
Единство цели
Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Клуб может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты.
Возглавляется советом, избираемым общим собранием членов клуба.
Клубы различаются по масштабам деятельности: многопрофильные и
однопрофильные.
по преобладающим видам деятельности: учебные, дискуссионные, творческие,
досуговые.
По степени организованности: официальные и неформальные.
По возрастному признаку членов клуба: одновозрастные и разновозрастные.
По временному фактору: постоянные и временные.
Результатами деятельности клуба является наличие у детей способов, приёмов, техник
мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Секция-форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом.
Отличительные признаки:
Специфические образовательные задачи
Принадлежность содержания деятельности к определённому виду спорта
Ориентированность на умения и достижения уровня мастерства в овладении
определённым видом спорта
Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и
достижений детей.
Результат деятельности секции: проявление у ребёнка техники спортивного
мастерства.
Секция-это среда формирования физической культуры и здорового образа жизни.
Студия-это форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в
определённом виде деятельности.
Отличительными особенностями студии являются:
Общие задачи
Единые ценности совместной деятельности
Эмоциональный характер межличностных отношений.
Цели деятельности студий:
Развитие художественных и творческих особенностей детей;
Выявление ранней творческой одарённости;
Поддержка и развитие творческой одарённости.
Театр-форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов
деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением
добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на
сцене. Театр- объединение, которое может организовывать свою деятельность в
комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития
творческого потенциала личности и его актуализации.
Мастерская- форма добровольного объединения детей для занятий определённой
деятельностью. Учитель выступает в роли мастера, создавшего свою « школу-
производство» учеников, последователей.
Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определённому
виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и
предметно-практических задач, ориентированность на прикладные умения и
достижение уровня мастерства в освоении определённого вида деятельности, в
освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение
практических результатов и достижений детей.
Проект-наиболее перспективная форма организации учебной деятельности. Его
универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под
единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения
на каждом внеурочном занятии, независимо от выбранного направления деятельности
и формы организации. Причём это обсуждение должно проходить по определённому
алгоритму:
Исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
Информация по решению проблемы;
Применение новой информации;
Оценка результатов применения.
Дискуссионные формы проведения занятий внеурочной деятельности: диспут,
дискуссия, конференция, круглый стол, гостиная, салон, лекторий.
Мероприятия состязательного характера: конкурс, викторина, КВН, смотр,
презентация, турнир.
Творческие формы занятий внеурочной деятельности: праздник, фестиваль, выставка,
устный журнал, концерт, спектакль.
Внедрение активных форм и методов во внеурочные занятия показывает, что
разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает
интерес обучающихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения,
способствует интеллектуальному развитию.