Напоминание

Профессиональная направленность при обучении русскому языку студентов системы СПО


Автор: Кармишина Марина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Петровский колледж"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная направленность при обучении русскому языку студентов системы СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональная направленность при обучении русскому языку

студентов системы СПО

Значение русского языка как учебной дисциплины для будущих

специалистов

со

средним

профессиональным

образованием

трудно

переоценить. Основная цель обучения предмету состоит в целенаправленном

формировании национального самосознания, воспитании уважительного

отношения к языку как духовной ценности, потребности в сохранении

чистоты языка как явления культуры. Для этого необходимо сформировать у

обучающихся

опорную

систему

знаний,

общие

компетенции,

обеспечивающие свободное владение языком. Необходимо формировать

навыки свободного владения устной и письменной речью. Специфика данной

дисциплины заключается в интегрированности его с другими дисциплинами,

т.к. русский язык является еще и средством обучения будущей профессии,

это значит, что преподавание языка в условиях системы СПО должно иметь

профессиональную направленность. Актуальность преподавания русского

языка

с

профессиональной

направленностью

обусловлена

тем,

что

эффективность учебного процесса повысится, если обучающийся займет

активную

позицию

при

изучении

предмета,

рассматривая

его

как

образовательный процесс, в котором он лично заинтересован.

В процессе профессионально направленного обучения русскому языку

обучающиеся учатся:

1. Орфографически и грамматически правильно писать, воспринимать

смысловую информацию текста профессионального содержания;

2. Вести диалог на профессиональную тему; воспринимать и понимать

речь собеседника; рассказывать конкретному адресату о своей профессии;

проявлять интерес к людям труда;

3. Осуществлять контроль знаний (самоконтроль, взаимоконтроль).

Методической

целью

учебного

занятия

является

применение

современных технологий, методов и средств обучения при проведении

открытого занятия, активизация процесса обучения за счёт создания

необходимых условий эффективной познавательной деятельности студентов,

обеспечения творческого уровня освоения содержания учебного материала и

способов действий.

Для

достижения

поставленной

цели

используются

современные

педагогические технологии и активные методы обучения на каждом этапе

занятия:

Организационный - создание атмосферы сотрудничества

Мотивационно-целевой

«Интеллектуальная

разминка.

Вопрос-

исключение»

(актуализация темы занятия, самостоятельная формулировка

цели и задач учебной деятельности), представление проектов (студенты

учатся подбирать и анализировать материал, делать выводы).

Проверка дифференцированного домашнего задания. Задания разной

степени сложности позволяют учитывать уровень знаний студентов.

Операционно-деятельностный -

самостоятельный поиск решения

проблемы (формирует умение работать сообща на единый результат,

студенты самостоятельно формулируют определение изучаемых понятий).

Создание

ситуации

успеха

(преподаватель

позволяет

студентам

почувствовать свою причастность к происходящему на занятии).

Творческий диктант (преподаватель выражает свою убеждённость в

том, что студенты справятся с творческим диктантом.

Работа с учебником позволяет вырабатывать навыки самостоятельно

добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы,

различным образом оформлять и применять свои знания.

Рефлексивно-оценочный подводящий диалог (преподаватель создаёт

условия для критического мышления, осознания важности и значимости

изученного материала. Студент выполняет самоанализ, самооценку своей

учебной деятельности. От способности обучающего к самоанализу и

самооценке зависит успешность его обучения и адекватная реакция на

оценку его деятельности со стороны преподавателя.

На занятии реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование ТСО;

- связь с реальной жизнью.

Формы контроля

Фронтальная. Задание предлагается всей группе. Обычно студенты дают

краткие ответы с места.

Групповая. Каждая группа получает своё задание, которое нужно

выполнить совместно.

Индивидуальная. У каждого студента своё задание, которое нужно

выполнить без чьей -либо помощи.

Методы контроля.

Используются такие методы как устный опрос, письменные работы.

Используемая методика и формы проведения занятия обеспечивают

более глубокое усвоение учебного материала через умственные действия,

которые подкрепляются практическими.

Использование

электронных

образовательных

ресурсов-

инновационная форма, которая делает процесс обучения русскому языку

комфортным, стимулирует студентов к самообразованию. Таким образом,

использование ЭОР может привести к повышению качества знаний по

русскому языку у студентов колледжа.

Смена

видов

деятельности

способствует

здоровьесбережению

обучающихся.

Такой подход в организации учебного занятия имеет ряд существенных

преимуществ, в частности:

облегчает создание у обучающихся системного представления об

изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;

позволяет увеличить количество времени самостоятельной работы

обучающихся;

усваивается не просто сумма знаний, а определенная система

понятий и рациональные приемы оперирования этими понятиями, как важное

средство формирования понятийного мышления и развития;

способствует установлению межпредметных связей и применению

полученных знаний при изучении смежных дисциплин.

Для решения всех поставленных задач на занятии были применены как

репродуктивные, так и частично-поисковые методы обучения, которые

способствуют повышению уровня мотивации, обеспечивают диалог в

обучении. На занятии использованы как индивидуальная, так и фронтальная

формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся,

что

обеспечивает сотрудничество между преподавателем и обучающимся,

включение каждого обучающегося в учебный процесс.



В раздел образования