Автор: Гришко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №49 Пушкинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность в изучении ПДД дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ детский сад №49
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ ПО ПДД
в старшей группе детей с ТНР
«КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ»
Тип проекта
Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой,
долгосрочный
Актуальность
В нашей стране, как во всем мире, увеличивается число дорожно-
транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП
является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного
движения, их незнанием. Предоставление самим себе, дети мало считаются с
реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные
возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной
грамоте, правилам поведения на улице.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта
особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей
дошкольного возраста на дорогах.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей,
предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием,
существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка
ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге
является то, что они "впитываются", усваиваются и реализуются в процессе
всей жизнедеятельности с момента первого выхода на улицу.
Молодое поколение приобретает опыт общения с дорогой, с одной стороны,
в процессе личного взаимодействия с условиями дорожного движения и
через систему профессионального образования и воспитания - с другой.
Основное назначение изучения правил дорожного движения состоит в
определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения
на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении детей с
дорогой. На городской магистрали, широком проспекте, в узком переулке -
мы все становимся участниками дорожного движения. И любое, даже
незначительное нарушение, допущенное пешеходами или водителями, может
привести к дорожно-транспортному происшествию.
Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге, дети,
предоставленные сами себе - все это ведет к большой опасности на дороге.
Цель проекта
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного
поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта
Образовательные
Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением
улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и
пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности
дорожного движения.
Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его
избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие
Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность осмотрительность на дороге;
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
Речевые
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
Развивать связную речь.
Воспитательные
Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Этапы проекта
1этап (постановка проблемы)
Поставить проблему перед детьми: "Для чего необходимо знать
правила дорожного движения?"
Определить продукт проекта: - изготовление моделей дорожных
знаков для сюжетно-ролевых и дидактических игр по ПДД;
- Изготовление творческой работы в
рамках участия в конкурсе "Дорога и мы"
2этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
Довести до детей важность данной проблемы:"Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!"
Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный
иллюстрированный материал по теме проекта.
Изучить методическую литературу: К.Ю. Белая "Как обеспечить
безопасность дошкольников"; Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л.
"Безопасность"; В.А. Добряков "Три сигнала светофора"; В.Э. Рубляк
"Правила дорожного движения"; Е.С. Семушкевич, А.Я. Якупов "Мы по
улице идем"; Э.Я. Степанкова "Дошкольникам - о правилах дорожного
движения" и другие.
Провести с детьми беседы по теме: "Какие правила дорожного
движения Вы знаете?", "Внимание, дорожные знаки!", "Кто управляет
дорогой?", "Как вести себя на улице и в транспорте?"
Пополнить предметно-развивающую среду по теме
Провести с родителями консультации "Взрослые и дети на дороге",
"Как правильно пользоваться детским автокреслом?".
3этап (работа над проектом)
Организовать работу по решению задач проекта через:
1. Непосредственно-образовательную деятельность:
- "Знаки дорожные помни всегда!";
- "Осторожно, дорога!";
- "О работе ГИБДД";
- "Транспорт на улицах города";
- "Правила для пассажиров".
2. Художественное творчество:
- Рисование "Опасные ситуации на дороге", "Придумай новый
дорожный знак", "Улица города".
- Лепка "Веселый светофор", "Постовой".
- Аппликация "Шумный перекресток", "Дорожный знак".
3. Составление творческих рассказов "Что случилось бы, если бы не
было правил дорожного движения?"; "Если бы все знаки
перепутались?"; "Истории в транспорте".
4. Чтение художественной литературы:
Б. Житков "Светофор", С. Волкова "Про правила дорожного
движения", О. Бедарев "Азбука безопасности", В. Клименко
"Происшествия с игрушками", С. Михалков "Три чудесных цвета",
"Моя улица", "Скверная история". И. Мигунова "Друг светофор", В.
Иришин "Прогулка по городу". А. Дмоховский "Чудесный островок",
М. Кончаловская "Самокат", В. Кожевников "Светофор" и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за
действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Дидактические игры: "Светофор", "Угадай-ка", "Наша улица", "Виды
перекрестков", "Логическая дорожка", "Поставь дорожный знак", "Это
я, это я, это все мои друзья!", "Будь внимательным", "Правильно
разложи", "Доскажи словечко", "Узнай по описанию".
8. Подготовка к участию в ежегодном районном творческом конкурсе
"Азбука безопасности", "Дорога и мы".
9. Подвижные игры: "Пешеходы и автомобили", "Дорожные знаки и
автомобили", "Светофор" и другие.
10. Сюжетно-ролевые игры: "Путешествие по городу", "Поездка на
дачу", "У бабушки в поселке"
11. Викторина для детей (ЮИД) "Пешеход на улице".
12. Разбор ситуаций: "Чего не должно быть?", "Как правильно перейти
через дорогу?", "Какие знаки помогают пешеходу в пути?", "Что нужно
знать, если находишься на улице один?".
13. Разучивание песен по теме проекта
14. Провести с родителями:
- Оформление папки-передвижки "Самые важные правила - правила
дорожного движения!"
- Информация в родительский уголок: "Памятка по правилам
дорожного движения", "Это надо знать!".
- Консультации для родителей: "Взрослые и дети на дороге", "Как
правильно пользоваться детским автокреслом".
- Организовать выставку "Транспорт на дороге".
4этап (презентация)
Проведение для детей непосредственно-образовательной деятельности:
Викторина "Правила дорожные - детям знать положено"
Представление продуктов проекта - изготовленные модели дорожных
знаков для сюжетно-ролевых и дидактических игр по ПДД,
творческая работа в рамках участия в конкурсе "Дорога и мы".
5этап (постановка новой проблемы)
Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи
нового проекта: "Какие еще опасности могут встретиться нам на
улицах города?"
Использование
данного
проекта
способствует
более
глубокому
усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и
умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению,
развитие
чувства
контроля,
самоконтроля,
ответственности
и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки.