Автор: Федорчук Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ"Киреевский центр образования №3"структурное подразделение д/с"Теремок"
Населённый пункт: г. Киреевск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "игры на кухне"
Раздел: дошкольное образование
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по подготовке
детей к школе; помочь родителям использовать минимум затрат,
сил и времени осуществлять целенаправленную работу по
развитию речи, памяти, вниманию и мышлению детей старшего
дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с доступными играми для подготовки
детей к школе дома, направленными на развитие речь,
дать возможность активно поиграть в эти игры.
- Формировать у родителей умение организовывать совместную
игровую деятельность с детьми.
- Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение,
умение находить общие интересы и занятия.
-
Дать представление о понятии «готовность к школе»
- Выработать совместное решение для улучшения подготовки детей
к школе.
Актуальность: В жизни каждого человека неоценимую роль
играем родной язык, с помощью которого мы осознанно
воспринимаем окружающий мир, общаемся. Особенно это важно
для детей.
Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в
разговор с окружающими, может задавать вопросы, выражать
мысли и желания, может договорится со сверстниками. И наоборот,
неясная речь, затрудняет общение детей с людьми. При подготовке
детей к школе большое значение имеет формирование и развитие
связной речи. Связная речь- это не только умение общаться со
сверстниками и взрослыми, она отражает логику мышления
ребенка, умение осмысливать полученную информацию и
правильно ее выражать. Основная функция языка-
коммуникативная. В ней выступает взаимосвязь умственного и
речевого развития, формирования словаря, грамматического строя
речи. Для того чтобы хорошо учиться в школе, речь ребенка,
должна соответствовать современным требованиям: точность и
ясность изложенной мысли, содержательность речи,
последовательность, выразительность.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо
развитые познавательные процессы: память, речь, мышление, что
немало важно, восприятие, внимание, работоспособность. Готовя
ребенка к школьному обучению, необходимо научить слушать,
видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию.
Можно сделать вывод: важно, чтобы ребенок хотел учиться, мог
овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.
Общаясь с родителями будущих первоклассников, чаще всего
слышишь, что самая большая проблема – это отсутствие
свободного времени для занятий с детьми. Действительно, в наше
непростое время трудно не согласиться с этим тезисом, но кто, как
не родители, лучше всего могут помочь своим детям?
Поэтому я решила помочь родителям, у которых итак мало
времени в наш индустриальный век, беречь каждую минуту для
общения со своими любимыми, единственными и неповторимыми
детишками. Я подготовила для них дистанционный курс по
подготовке детей к школе. Где же можно выкроить лишнюю
минутку пообщаться с детьми, как не во время прогулок, по дороге
в детский сад или на кухне, когда вы что-то готовите! И
предложила игры, которые не требуют дополнительного
оборудования. Все они направлены на подготовку детей к
школьному обучению.
1. Игра в слова.
МАК-КОТ-ТОРТ- и т.д.
Каждое слово начинается с последнего звука предыдущего.
Эта всем известная игра помогает развивать умение выделять
звук в начале и в конце слова, подбирать слова на заданный звук.
Позволяет обогащать словарный запас детей, если взрослый
подбирает редкие, незнакомые ребенку слова (афиша, ветеринар и
др.). ученые считают, что для того, чтобы слово вошло в активный
словарь, его необходимо повторить 80-90 раз.
2. Игра «Сколько слогов в слове?»
Эта игра позволяет ребенку овладеть слоговым анализом слов,
используя различные способы деления слов на слоги.
1-й вариант - «Сколько слогов в слове?».
Взрослый называет слово, а ребенок любым знакомым ему
способом определяет количество слогов.
2-й вариант - «Подбери слова, в которых 1 (2. 3, 4) слог»
Взрослый и ребенок договариваются, слова с каким
количеством слогов они будут подбирать. Можно называть слова
по очереди, а можно добавить элемент соревнования, вести фишки
для подсчета результата каждого игрока. Не забудьте, что вы
играете с ребенком!
3. «Сколько звуков в слове? Назови и сосчитай»
Игра позволяет детям овладеть качественным и
количественным звуковым анализом слов. Начинайте всегда с
доступных для ребенка слов, постепенно увеличивайте количество
звуков в словах. Никогда не ругайте детей, если что-то не
получается с первого раза. Каждый имеет право на ошибку. Лучше
поддержите его: «Давайте назовем звуки, сосчитаем их еще раз».
4. Игра «Назови ласково»
С помощью этой игры дети учатся образовывать слова при
помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
5. Игра «Волшебный мешочек с буквами»
Для этой игры можно использовать любой мешочек и
объемные буквы, сделанные с ребенком заранее. Игра развивает
тактильные ощущения и позволяет запомнить образы букв. Ребенок
опускает руку в мешочек, ощупывает букву, называет ее, а затем
проверяет. Игру можно усложнить. Предложить подобрать слово,
которое начинается с этой буквы. С этим словом ребенку
предложить составить предложение.
6. Игра «Буквы на руке»
Игра развивает тактильные ощущения и позволяет запомнить
образы букв. Взрослый «пишет» букву на ладошке, а ребенок
пытается ее узнать. На этом этапе можно «писать» букву и
одновременно называть ее.
7. «Цепочка слов»
Игра позволяет развивать слуховую память. При стандартных
условиях обучения около 70% учебной информации ориентировано
на слуховое восприятие (объяснение учителя, ответы учеников).
Взрослый называет в каждый свой ход одно новое слово, а ребенок
каждый раз повторяет всю цепочку с самого первого слова. Чем
длиннее цепочка, тем лучше память ребенка. Не беда, если в
первый раз он повторил только три слова, ведь у вас есть еще
возможность улучшить результат с помощью регулярных
тренировок, а не с помощью медикаментозных препаратов, как
ошибочно считают некоторые родители. Например, Лев Толстой
имел такое правило: ежедневно заучивал одно стихотворение,
таким образом он тренировал свою память.
8. Игра «Дополни предложение»
Игра позволяет развивать связную речь детей, умение составлять
распространенные предложения. Взрослый и ребенок по очереди
добавляют в предложение по одному слову, чтобы оно получилось
«длинным и красивым».
Ребенок. Мальчик.
Взрослый. Мальчик идет.
Ребенок. Веселый мальчик идет.
Взрослый. Веселый мальчик идет по дороге.
Продолжаем по аналогии. Для остановки игры используем слово
«точка».
9. «Рифмовочки»
Игра развивает «языковое чутье». Взрослый называет ряд
слогов, а ребенок рифмует их сначала со словами, а затем с
предложением.
ША-ША-ША- Маша,
ША-ША-ША- наша Маша хороша.
10. «Четвертый – лишний»
Развивает логическое мышление, умение доказывать свой
ответ, составлять сложноподчиненные предложения.
1-вариант- лишнее слово на основе обобщающих понятий.
КАБАН, ЛОСЬ, КОРОВА, ВОЛК.
2-вариант- лишнее слово на основе общего звука в начале
слова.
ЛАПА, ЛОДКА, РАКЕТА, ЛАК.
3-вариант- лишнее слово на основании количества звуков
(слогов) в слове.
МАК, МОХ, МУХА, КОТ.
Взрослый предлагает ребенку придумать свои примеры к любому
из вариантов. Это оживляет игровую ситуацию.
Желаю вам успехов!