Напоминание

Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу


Автор: Парахина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№55 г.СТАВРОПОЛЯ
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольского края
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема: Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 55 города Ставрополя

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «СОСТАВЛЕНИЕ

РАССКАЗА О ВЕСНЕ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ детского сада №55

Парахина Татьяна Николаевна

Апрель, 2025г.

Цель: составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-

образное мышление.

развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся

личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять

творческие проявления детей;

закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления,

памяти.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней,

пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть,

сочувствовать, помочь;

воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о

весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи

правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Скворечник»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

практический: рисование картин о весне.

приём «Радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо в

конверте, воздушный шар, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски,

альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И.

Чайковского «Времена года».

Предварительная работа

:

экскурсии и наблюдения в природе;

наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение

«Признаки весны», ведение природы,

чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна»

беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

рисование по теме «Весна»;

разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… »,

стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В

гости к весне».

Ход организованной образовательной деятельности.

1.Вводная чпсть. Организационный этап.

Дети входят в группу, встают в полукруг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте

нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята давайте поговорим о весне.

Что же такое «весна»?

Ответы детей: Это время года.

Воспитатель: После, какого времени года приходит весна?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы весны вы знаете?

Ответы детей: Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали

сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым,

появились проталины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Ответы детей: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

Воспитатель: Как называются первые цветы?

Ответы детей: Первоцветы.

Воспитатель: Какие цветы вы знаете?

Ответы детей: подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши,

нарциссы.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Воспитатель: А теперь поиграем со словом весна.

Игра « Добавь словечко»

Пришла….

Мы ждали….

Мы рады…

Мы встречали …

Мы будем гулять….

Мы поём песни о ….

Воспитатель: Молодцы ребята!

А сейчас я предлагаю вам подобрать слова и выразить ими нашу радость,

любовь и восхищение весной. Расскажите - какая бывает весна?

Игра «Какая, какое?»

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная,

дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее,

весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

Воспитатель: Ребята встаньте пожалуйста в круг. Давайте скажем слова со

словом «весенний»:

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это

же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее».

Например, день - весенний день, погода -весенняя погода.

Солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы,

дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

Дети называют словосочетания.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи

правильно».

Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

Порхают птички или жучки? А что делают жучки?

Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают

насекомые?

Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?

Ответы детей: Это явление природы называется капель.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам придумать предложения про

весну. Дети каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Ответы детей:

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте для встречи скворцов построим скворечник.

Пальчиковая игра «Скворечник ».

Тук, тук, тук, тук,

Раздаётся громкий стук.

Будем ждать мы птенцов

Строим дом для скворцов

Вот такие стены, вот с такой крышей, вот с таким окошком.

Воспитатель: Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну

принесла»?

Ответы детей: Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его

тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

Воспитатель: Какие ещё вы знаете пословицы о весне?

Дети рассказывают пословицы о весне.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам составить рассказ о весне.

В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и

рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо

слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка-это новое

предложение.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ваши рассказы получились очень

интересные и разные по содержанию.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше с вами совместная

деятельность?

Ответы детей: Да.

Воспитатель:А какие задания вам было сложно выполнять, а с каким вы

справились без труда?

Ответы детей.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам самим дать оценку нашему

общению. Если вам было сегодня интересно на занятии, прошу вас взять

смайлик «Солнышко».



В раздел образования