Напоминание

Игры для развития подражательной деятельности у неговорящих детей с РАС


Автор: Смирнова Ольга Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: Реабилитационный центр "Талисман"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры для развития подражательной деятельности у неговорящих детей с РАС
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

Подражание лежит в основе формирования различных умений и навыков. Обучение речи

также опирается на умение ребенком подражать деятельности взрослого. Активизация

речевого подражания – важный этап в логопедической работе с неговорящими детьми.

Цели:

обозначить важность игр для формирования подражательной деятельности у

ребенка дошкольного возраста;

выявить основные особенности развития игры у детей с аутизмом;

научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.

Особенности игры аутичного ребёнка:

застревание на стадии предметной игры;

отказ от действия с предметами в соответствии их функциональным назначением;

незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;

отсутствие сюжетно-ролевой игры;

отсутствие интереса в игре к другим детям; затруднение в использовании

предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

Игра «Ручки»

Ребенок располагается перед взрослым, специалист берет ребенка за руки и ритмично

похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «рука моя, рука твоя…» Если ребенок

активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание

себе, (тактильный контакт имеет важное значение в формировании эмоционального

общения с ребенком).

Игра «Отойди и подойди»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти,

приговаривая: «Подойди ко мне». Когда ребенок приблизиться, то взрослый обнимает его,

удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, - старается заглянуть ребенку в глаза,

приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.»

Игра «Птички»

Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его

«прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист

помогает ему. Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит

пальцем по полу, показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно

повторить.

«Подражая касаться частей тела»

Цель: ребенок должен научиться, имитируя, касаться трех разных частей собственного

тела. Взрослый, садиться за стол напротив ребенка, обращая его внимание на себя. Как

только ребенок посмотрит на взрослого, то взрослый говорит ребенку: «Саша, где нос?» и

касается при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если ребенок не

реагирует, взрослый берет своей рукой указательный палец ребенка и касается им его

носа, повторяя: «Саша, где нос?» и далее касается также своего собственного носа.

Необходимо поддержать ребенка, например, улыбаться ему, хвалить его. Занятие следует

повторять несколько раз, чтобы ребенок начал правильно реагировать без поддержки.

Каждый раз, когда взрослый побуждает ребенка касаться носа, он обращает внимание на

то, чтобы ребенок смотрел на него. За каждую правильную реакцию взрослый

вознаграждает ребенка. Если ребенок правильно реагирует, по меньшей мере, 9-10

случаях, то взрослый упражняется с ним и с другими частями тела в следующем порядке:

волосы, рот, глаза, уши. Тренировать ребенка надо сначала на одной части тела, а затем

переходить к следующей только тогда, когда ребенок правильно реагирует поочередно на

усвоенные требования в 9 -10 случаях.

Восприятие «Строить по образцам из кубиков»

Цель: ребенок должен научиться сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.

Материал: 10 кубиков.

Взрослый садиться с ребенком за стол. Дает ему 5 кубиков, а остальные оставляет у себя.

Затем, говорит: «Посмотри сюда!» - и складывает из кубиков простой образец (дорога,

башня). Взрослый обращает внимание на то, смотрит ли ребенок на него и разглядывает

ли образец. Взрослый указывает на свои кубики и говорит: «Сделай то же самое!» Потом

берет руки ребенка и помогает ему сложить кубики в правильную позицию. Необходимо

повторить это действие с тремя различными образцами. Взрослый должен ограничивать

свою помощь, когда ребенок начнет самостоятельно складывать по образцу. Ребенка

необходимо хвалить за каждое правильное действие.

«Соотносить одинаковые предметы»

Цель: ребенок должен научиться находить среди 4 одинаковых предметов тот, который

взрослый показывает ему.

Материал: 4 пары одинаковых предметов (кубики, карандаши, коробки, ложки).

Взрослый кладет на стол 4 различных предмета. Тот же состав предметов держит у себя

на коленях, чтобы ребенок не мог видеть. Взрослый поднимает вверх один из предметов и

просит ребенка найти такой предмет. Взрослый просит со словами: «Саша, дай мне

карандаш!» Взрослый показывает на его предметы, если ребенок поднимает предмет или

показывает на него, то взрослый хвалит его и кладет оба предмета в коробку. Повторять

этот процесс следует, пока все предметы не окажутся в коробке.

«Соотносить кубики по цвету»

Цель: ребенок должен научиться по образцу, предложенному взрослым, построить из

кубиков

башню

(обучение

сочетанию,

визуальному

вниманию

и

деятельности

взаимодействия).



В раздел образования