Напоминание

Имя прилагательное


Автор: Писарева Альбина Игоревна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5 им.И.П.Волка"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Имя прилагательное
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по русскому языку

«Что такое имя прилагательное?»

2 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Писарева Альбина Игоревна

Курск 2025г.

Тема: «Что такое имя прилагательное?»

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования коммуникативных

компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развивать устную и письменную речь в процессе

смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать знания об имени прилагательном как части речи и сформировать умения и навыки

находить и определять признаки предметов в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс,

часть 2), раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать умения находить имена прилагательные, ставить вопросы к именам прилагательным,

использовать имена прилагательные в речи в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.

Развивающая:

развивать словесно-логическое мышление и навыки устной и письменной речи в процессе работы

с учебником; обогащать словарный запас в процессе работы по теме урока.

Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; воспитывать

уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание роли имен прилагательных в нашей речи; осознание языка как основного средства

человеческого общения; понимание значения русского языка в повседневной жизни; умение анализировать

результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

Предметные:

умение находить имена прилагательных в тексте; ставить вопросы от существительных к

прилагательным; подбирать примеры имен прилагательных.

Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока,

умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск

необходимой информации при работе с учебником.

Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному

выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

I. Самоопределение

к учебной

деятельности

Задача:

организация рабочего

места; формирование

положительной

мотивации на

предстоящую

деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет

готовность класса.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Анжела

Рустамовна. И сегодня я проведу у вас урок русского

языка. Проверьте свою готовность: ручки, тетради,

учебники. Садитесь.

- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение,

для этого выберите карточку соответствующего

цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое

настроение, зеленая – не очень хорошее настроение,

желтая – хорошее, солнечное настроение.

- Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех

хорошее настроение, но у некоторых детей не очень

радостное, посмотрим, какое же настроение у вас

будет после нашего урока, для этого постараемся

хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

Обучающиеся приветствуют

учителя. Проверяют свою

готовность. Проявляют

эмоциональную отзывчивость

на слова учителя.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое

внимание, собранность,

включение в деловой

ритм.

Личностные УУД:

- формирование

положительного

отношения к учению, к

познавательной

деятельности.

II. Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности

Задача: подготовка

к изучению новой

темы, повторение

изученного

материала.

- Откройте тетради и запишите число и «Классная

работа».

Проводит «минутку чистописания».

Организует словарную работу.

На доске запись:

МОЯГОДАЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБ

ЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО

- Найдите слова в данных строчках и выпишите их.

- Выделите орфограммы (коллективная проверка).

- Прочитайте записанные на слайде слова: Бежит,

трава, быстрый, спешит, зеленая, кресло, цветы,

деревянное, ручей, живые, привез.

- Запишите все слова в 2 столбика. В первый столбик

– имена существительные, во второй – глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

- Оцените свою работу у доски.

Слушают учителя. Выполняют

задания.

- Я

U

года, ве

U

тер, лопа

U

та, ско

U

ро.

(непроверяемые безударные

гласные).

Бежи

U

т, трава

U

, бы

U

стрый, спешит,

зеле

U

ная, кресло, цветы

U

,

деревя

U

нное, ручей, живы

U

е, привез.

2 ученика работают у доски,

остальные у себя в тетрадях.

Коммуникативные

УУД:

- умеют строить свое

речевое высказывание;

- умеют слушать и

понимать мнение

других.

Предметные УУД:

- умеют выделять

изученные орфограммы.

Регулятивные УУД:

- осуществляют

самоконтроль и

самокоррекцию.

- умеют осознавать и

- Кто допустил ошибки? Исправьте.

- Что обозначают слова первого столбика?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что обозначают слова второго столбика?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие слова вы не записали ни в первый, ни во

второй столбик? Почему?

- Что они обозначают?

- Эти слова – признаки предметов.

- Как вы думаете, как называются такие слова?

- Имена существительные,

которые обозначают предмет.

- Отвечают на вопросы «Кто?»,

«Что?»

- Глаголы обозначают действие

предмета.

- Что делать? Что сделать? Что

делает? Что сделает? Что делал?

Что сделал? Что будет делать?

- Быстрый, зеленая, деревянное,

живые.

Ответы обучающихся.

- Имя прилагательное.

принимать учебную

задачу.

Коммуникативные

УУД:

- умеют выражать свои

мысли с достаточной

полнотой и точностью.

Предметные УУД:

- умеют определять

имена существительные

и глаголы, задавать к

ним вопросы.

III. Действие

целеполагания

Задача:

формирование

умения ставить цель

своей дальнейшей

работы.

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Что такое имя

прилагательное?».

- Узнать, что такое имя

прилагательное, что оно

обозначает, на какие вопросы

отвечает и зачем оно нужно в

нашей речи.

Коммуникативные

УУД:

- умеют вступать в

учебный диалог с

учителем.

Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель.

IV. Планирование и

организация

деятельности по

созданию нового

способа действий

Задача:

организовать

ситуацию

целенаправленного

поиска.

Организует устную работу, работу в парах.

- К каждому существительному подберите

подходящие по смыслу слова из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у

вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в

парах и впишите вопросы в скобки.

- Проверим. (Ответы на слайде.)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

Подбирают слова к

существительным.

- Какая? Какое? Какие?

Работают в парах.

Трава (__________?) зеленая.

Кресло (_________?)

деревянное.

Ручей (_________?) быстрый.

Цветы (__________?) живые.

- Отвечают на вопросы: Какой?

Познавательные УУД

- умеют

ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

Предметные УУД:

- умеют задавать

вопросы от

существительных к

прилагательным.

- Давайте попробуем вывести правило об имени

прилагательном.

- У вас на столах есть карточки (показать какие),

сформулируйте и напишите в карточках

правило об имени прилагательном.

- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.

- Где мы можем проверить наш вывод? Откройте

учебники на с.86. Прочитайте правило.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте текст.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит

солнце. Летят птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

- А что мы можем сделать, чтобы стало

интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы

распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

Какая? Какое? Какие?

Формулируют правило.

Имя прилагательное – это

часть речи, которая обозначает

____________________________

и отвечает на вопросы

_________, _________,

_________.__________.

Например: _________________

___________________________.

- Имя прилагательное – это часть

речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы

«какой?», «какая?», «какое?»,

«какие?».

Открывают учебники, один

ученик зачитывает правило.

«Слова, которые обозначают

признаки предметов и отвечают на

вопросы какой? какая? какое?

какие?, называются именами

прилагательными.

Слова легкий, весенний, добрый

– это имена прилагательные».

- О весне.

- Добавить слов, распространить

предложения.

- Прилагательные.

Составляют предложения.

Коммуникативные

УУД:

- умеют оформлять свое

мнение в устной форме.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и

анализировать объекты,

делают выводы;

- умеют осуществлять

поиск необходимой

информации при работе

с учебником.

Предметные УУД:

- умеют составлять

распространенные

предложения.

- А вот посмотрите, какой текст получился у

меня и прочитайте его.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён

прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена

прилагательные в речи?

- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и

скажем, в котором из них более точно описывается

весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о

весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в

нашей речи?

- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните

имя прилагательное волнистой линией.

Читаю текст учителя.

Сравнивают тексты.

- Нет.

- Наличие прилагательных.

- Красивым, интересным.

Вывод: Имена прилагательные в

речи нужны для того, чтобы речь

была красивой, яркой, интересной.

- Тает последний снег.

- Прилагательное последний.

Вывод: Имена прилагательные в

речи нужны для точности

описания предмета.

Записывают предложения и

подчеркивают имя

прилагательное волнистой

линией.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и

анализировать объекты,

делают выводы.

Коммуникативные

УУД:

- умеют строить свое

речевое высказывание;

- умеют слушать и

понимать мнение друг

друга.

Физическая

минутка

Задача: организация

здоровьесберегающе

й деятельности детей.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Повторяют движения за

учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать

установку на

безопасный, здоровый

образ жизни при

выполнении

упражнений.

V. Первичное

закрепление новых

знаний и способов

действий

Задача: выявить

качество и уровень

усвоения учащимися

знаний и способов

действия.

Организует работу по учебнику.

- Посмотрите упр.151 на с.87 учебника. Прочитайте

задание. Выполните самостоятельно, задавая вопрос

от существительного к прилагательному,

подчеркните прилагательное (образец на доске).

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и

проверьте правильность выполнения.

- Хорошо. Молодцы.

Работают по учебнику.

Один ученик читает задание.

Выполняют взаимопроверку.

Подбирают синонимы к

прилагательным и согласуют их

с существительными.

Коммуникативные

УУД:

- умеют слушать и

понимать речь учителя.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять

действия по алгоритму;

- умеют выполнять

действия

взаимоконтроля.

Предметные УУД:

- умеют определять

прилагательные в

словосочетаниях,

задавать к ним вопросы;

- умеют подбирать

синонимы к словам.

VI.

Самостоятельная

работа

Задача:

организовать

самостоятельную

работу.

Организует самостоятельную работу по

карточкам.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли

исправить его? Как?

Задание: вставьте подходящие по смыслу

прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался

_________________ день. Светит

________________ солнце. Небо сегодня

_____________. Весело бежит _____________

ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый,

голубое.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

Выполняют самостоятельную

работу. Самопроверка.

Задание: вставьте подходящие

по смыслу

прилагательные.

Наступил теплый апрель.

Выдался я

сный

день. Светит

яркое солнце. Небо сегодня

голубое. Весело бежит быстрый

ручей.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять

действия самоконтроля

при самостоятельной

работе;

- осуществление

самоконтроля.

VII. Рефлексивно

оценочные действия

Задача:

организовать

ситуацию рефлексии.

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение.

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке,

умницы!

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную

рефлексию.

Личностные УУД:

- умеют анализировать

результаты учебной

деятельности, объяснять

причины успеха или

неуспеха в своей учебе.

VIII. Инструктаж по

выполнению

домашнего задания

Задача: обеспечение

понимания

содержания

домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите

домашнее задание: с. 86 – правило наизусть, с. 87

упр.150.

- Всем спасибо за урок!

Осмысливают и записывают

домашнее задание в дневники.

При необходимости задают

вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее

задание



В раздел образования