Напоминание

Особенности адаптации студентов колледжа к учебному процессу


Автор: Горелова Наталья Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ"ДМК"
Населённый пункт: г.Донецк,ДНР
Наименование материала: статья
Тема: Особенности адаптации студентов колледжа к учебному процессу
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности адаптации студентов колледжа к учебному процессу.

Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледже является

спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива. Преподаватели

помогают

студентам

преодолеть

сложности

адаптации

в

обучении

и

планомерно

адаптироваться

к

будущей

профессиональной

деятельности.

Несомненно,

процессами

адаптации

нужно

управлять.

Сочетание

индивидуальной

и

активной

коллективной

воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению

психофизического комфорта обучающихся. Внимание к каждому студенту, создание условий

для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят

дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его

здоровье.

Целью педагогического процесса является создание условий для формирования

гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении

обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким

личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для

педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся и

студентов в колледже.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к

содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов

первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными

качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности,

неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация

учения

и

профессионального

самоопределения,

самостоятельность

умственного

труда,

ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям

среды.

Одна из ключевых целей работы педагога-создание условий для первокурсников в

процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения

студентов в учебную жизнь.

проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов;

оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;

координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника

к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как

человека, будущего специалиста.

К чему надо адаптироваться студентам?

Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного

процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании

дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со

слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода

студентов.

Во-вторых,

студенты

адаптируются

к

новому

коллективу.

Проблемы

межличностных

отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.

В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация

учебы, организация быта и своего свободного времени.

В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они

начинают выполнять роль автономной личности.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;

готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;

неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности

самостоятельно;

недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;

организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

коммуникативные барьеры.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

адаптация

формальная,

касающаяся

познавательно-информационного

приспособления

студентов-первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного

заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

социально-педагогическая

адаптация

или

общественная,

то

есть

процесс

внутренней

интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со

студенческим окружением в целом;

адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам

учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие

осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в

будущем, но есть и студенты, у которых жизненные планы не определены. От того, как

произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду,

насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при

отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение

найти способы самореализации не только в рамках профессии..

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности.

Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового

социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения,

позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс

приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека

перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только

выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая

адаптация

студентов

первый

этап

формирования

творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж

получить специальность и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто

более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь

и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию.

На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам

коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

• Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже

для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда

приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям

обучения в колледже.Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.

• Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в

педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов

учения.

Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий

преподавателя и студента при организации способов учения.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному: успеваемость и посещаемость;

2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством

выполняемой работы.

Выводы:

Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая

может выражаться в следующем:

психологической

идентификации

-

внутреннем

принятии

всех

норм

и

требований,

существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную

деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований

учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной

деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном

включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований

учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.

Колледж и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги создают условия

для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они решают проблему

сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из

разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к

каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и

довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы

будущей профессиональной деятельности.



В раздел образования