Автор: Горелова Наталья Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ"ДМК"
Населённый пункт: г.Донецк,ДНР
Наименование материала: статья
Тема: Особенности адаптации студентов колледжа к учебному процессу
Раздел: среднее профессиональное
Особенности адаптации студентов колледжа к учебному процессу.
Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледже является
спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива. Преподаватели
помогают
студентам
преодолеть
сложности
адаптации
в
обучении
и
планомерно
адаптироваться
к
будущей
профессиональной
деятельности.
Несомненно,
процессами
адаптации
нужно
управлять.
Сочетание
индивидуальной
и
активной
коллективной
воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению
психофизического комфорта обучающихся. Внимание к каждому студенту, создание условий
для самореализации – большая социальная, психологическая задача.
От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят
дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его
здоровье.
Целью педагогического процесса является создание условий для формирования
гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении
обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким
личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для
педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся и
студентов в колледже.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к
содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов
первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными
качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности,
неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация
учения
и
профессионального
самоопределения,
самостоятельность
умственного
труда,
ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям
среды.
Одна из ключевых целей работы педагога-создание условий для первокурсников в
процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения
студентов в учебную жизнь.
проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов;
оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;
координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника
к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как
человека, будущего специалиста.
К чему надо адаптироваться студентам?
Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного
процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании
дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со
слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода
студентов.
Во-вторых,
студенты
адаптируются
к
новому
коллективу.
Проблемы
межличностных
отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.
В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация
учебы, организация быта и своего свободного времени.
В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они
начинают выполнять роль автономной личности.
Основными проблемами адаптации студентов являются:
неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;
неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности
самостоятельно;
недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;
организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
коммуникативные барьеры.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:
адаптация
формальная,
касающаяся
познавательно-информационного
приспособления
студентов-первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного
заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
социально-педагогическая
адаптация
или
общественная,
то
есть
процесс
внутренней
интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со
студенческим окружением в целом;
адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам
учебной работы в колледже.
Адаптация формальная
Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие
осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в
будущем, но есть и студенты, у которых жизненные планы не определены. От того, как
произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду,
насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при
отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение
найти способы самореализации не только в рамках профессии..
Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности.
Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового
социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения,
позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс
приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека
перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только
выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Социально-педагогическая адаптация
Социально-педагогическая
адаптация
студентов
–
первый
этап
формирования
творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж
получить специальность и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто
более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь
и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию.
На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам
коллективной жизни.
Адаптация дидактическая
• Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже
для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда
приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям
обучения в колледже.Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.
• Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в
педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов
учения.
Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий
преподавателя и студента при организации способов учения.
Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:
1) объективному: успеваемость и посещаемость;
2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством
выполняемой работы.
Выводы:
Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая
может выражаться в следующем:
психологической
идентификации
-
внутреннем
принятии
всех
норм
и
требований,
существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную
деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;
приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований
учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной
деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном
включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;
психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований
учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.
Колледж и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги создают условия
для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они решают проблему
сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из
разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к
каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и
довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы
будущей профессиональной деятельности.