Автор: Чижова Татьяна Викторовна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МАУ ДО города Нижневартовска "ЦДТ" Населённый пункт: город Нижневартовск,Ханты-Мансийский Автономный Округ Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Роль музыки в хореографическом искусстве" Раздел: дополнительное образование
Роль звучания музыки на уроках хореографии
Учреждения дополнительного образования на всех занятиях по хореографии
должны создать условия ,касающиеся не только хореографического зала, но
и музыкального сопровождения. Занятия по хореографии не могут
существовать без музыки – это аксиома успеха этого танцевального
искусства.
Музыка
–
душа
хореографии
Хореографическое искусство многогранно, оно складывается из некоторого
количества составляющих - движений, пластики, музыки, внутреннего
состояния души и много того, что делает его целостным. Одной из самых
важных частей танцевального искусства является музыка. Именно ей
отведена ключевая роль в жизни танца. Музыка создает настроение и
атмосферу, задает ритм и контролирует такт, диктует движения. Даже стиль,
в котором осуществляется танец, находится под ее влиянием.
Музыкальное развитие помогает ребенку более полно отдаваться движениям,
жить на сцене согласно драматургии танца, способствует формированию
творческой личности и раскрытию хореографического таланта. Музыкальное
сопровождение учит детей двигаться под музыку на начальном этапе
обучения, помогает им обрести хореографические навыки. Без этого ни один
ребенок не сможет участвовать в постановочной деятельности.
Прекрасно если для постановки танца используется живая музыка. Дети
чутко откликаются на звучание, она проникает глубоко в душу и сердце,
оставляя там положительный след. Живая музыка учит детей не только
слышать, но и чувствовать ее. К сожалению, далеко не в каждом коллективе
работает концертмейстер, чтобы осуществлять музыкально-
инструментальное сопровождение на обычном занятии по хореографии или
на постановочном занятии.
Музыка на занятиях по хореографии
Целью занятий по танцевальному искусству является оказание помощи детям
в единении с музыкой, под которую они смогут свободно двигаться,
пытаться импровизировать, уметь улавливать сюжет и раскрывать
музыкальную тему.
Если музыка искусственного формата, принципиально важна ее эстетика при
рождении танца, потому что именно она является его вдохновителем. Не
менее важно качество аппаратуры и носителя, которые позволяют ей звучать.
Какофония, помехи, низкое качество – все это будет мешать созданию нового
продукта.
Большую роль играет и вкус концертмейстера (хореографа). Музыка должна
развивать у танцора стремление к исполнению, а не гасить его. Не
желательно, чтобы она отвлекала от танца, доминировала, ее роль в помощи
переживания сценического процесса. Главное на сцене – это танец, зритель
не должен слышать музыку, как отдельный продукт. Надо чтобы он думал,
что она существует только в душе танцора и лишь через него попадает в зал к
зрителю.
Роль концертмейстера
Сегодня роль концертмейстера в хореографическом искусстве несколько
упрощена, и это плохо. Концертмейстер помогает хореографу в работе с
детьми, развивая музыкальные задатки и способности, которые являются
неотъемлемой частью танца. Музыка и движение должны быть неразрывны,
ведь музыка – это сердце и душа танца. Даже самое дорогое техническое
устройство не заменит человеческого общения, той искры, которая возникает
при сотрудничестве детей и концертмейстера.
Резюме
Музыка оживляет, дополняет хореографию. Без нее танец будет сухим,
голым и неживым. Музыкальное сопровождение поможет вдохнуть в него
жизнь, сделать его прекрасным, востребованным и понятным. Без
мелодичного союза танец будет скучным, неинтересным, напоминая собой
занятия по неизвестному виду спорта. Лишь с музыкой он станет настоящим
искусством.