Напоминание

"РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"


Автор: Казанцева Лариса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АУДО РА "Республиканский центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: Республика Алтай, г.Горно - Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Казанцева Лариса Александровна АУДО РА «Республиканский центр дополнительного образования детей» . Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитайте человека. Эти слова и мысли в большой степени относятся к экологическому образованию и воспитанию. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если они осуществляются непрерывно с дошкольного возраста. Решая данную проблему в нашей республике мы пришли к выводу, что экологическое дополнительное образование на базе учреждения дополнительного образования надо начинать с детского сада. И у нас в республике экологическое образование и воспитание становится систематичным и непрерывным. В таких районах как, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский, Майминский, Чемальский, Турочакский, Усть-Коксинский и г. Горно-Алтайске детские сады работают по экологическому воспитанию. В г. Горно-Алтайске на базе детского сада №2 «Айучак» работает творческое объединение «Экологическая азбука» над темой «Экологическое образование в учреждениях дошкольного образования». Раз в неделю проводятся занятия по экологии для дошкольников по программе С.Н.Николаевой. Где ребята на экскурсиях ведут наблюдения за погодой, знакомятся с жизнью растений и животных. Согласно работам С.Н.Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников – это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним». При условии тесного контакта ребенка со средой, животных, объектами неживой природы, которые окружают его дома, на улице, в детском саду он понимает, что все живое (в том числе человек) имеет свои потребности, которые может удовлетворить только при наличии определенной среды обитания, определенных факторов этой среды. Занятия с детьми дошкольного возраста имеет свои особенности, они проводятся в форме бесед, игр, мини лекций на тему «Как охранять природу». Экологическое воспитание идет через массовые мероприятия, посвященные временам года: «Прощание с осенью», «Проводы зимы», «День птиц» и др. Все они проходят с участием сказочных героев со стихами и песнями, посвященными нашей уникальной природе Горного Алтая. Все это дает определенные результаты: 1) общение детей с живой природой создает атмосферу психологического комфорта; 2) у детей формируется значимость собственного труда, чувство уверенности; 3) у детей старшего дошкольного возраста формируется нравственная позиция по отношению к окружающему миру. Без исторической памяти – нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности (Н.Г.Волков). В своей работе я использую разнообразные средства воспитания экологической культуры, особое место занимает экология в этносе, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передается из поколения в поколение через разные элементы культуры - мифологию, религию, творчество. Ее истоки восходят к глубокой древности, когда развитие каждого этноса было глубоко связано с близкой ему первозданной природой. Природа испокон веков формировала уклад жизни человека, систему природопользования, менталитет, традиции и обычаи, мораль и нравственность, отражалась в культуре, творчестве, верованиях, обычаях и обрядах. Основная цель экологии этноса- уважительное отношение к природе и другому человеку как органичной ее части. Веками передавались знания о законах природы от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению передавался этот завет и непреложные правила поведения в природе и обществе, которые надлежало выполнять человеку нравственному.
Эти правила я стараюсь прививать детям в своем детском творческом объединении «Экологическая азбука» в основу образовательной программы творческого объединения входит знакомство с природой и бережного отношение к ней. Также детей знакомлю с обычаями и традициями коренных народов (славян, алтайцев, казахов и др.). Так как считаю, в основу народной педагогики заложена основа семейного воспитания. Следующий этап непрерывного экологического образования я осуществляю в начальной школе, где учащиеся получают азы экологической культуры, учатся наблюдать за явлениями природы, выражать свои эмоциональные чувства. Например, в школе №7 г. Горно-Алтайска экологическое воспитание в начальных классах идет по программе «Зоомир», которая состоит из панорамы добрых дел. Добрые дела постоянно перерастают в серьезные проекты «Метеобюро» - наблюдение за природой и за погодой, «Копилка народной мудрости» - где ребята собирают пословицы, поговорки о природе, «Растения на подоконнике» - ребята изучают комнатные растения и озеленяют, «Мои питомцы» - ребята наблюдают за животными живого уголка, помогают в кормлении и пишут мини проекты о животных. Переход в средний возраст, в следующий этап непрерывного экологического образования учащиеся выполняют более сложные проекты, такие как «Взаимоотношение этноса и природной среды». По разным этноэкологическим темам, и включали топонимику. Кружковцы собирают интересные материалы об Алтае (мифы и легенды) у старожилов и передают полученные сведения младшим кружковцам. Ребята, занимающиеся в школьных лесничествах, могут выполнять проекты «Дерево», «Изучаем здоровье дерева», «Посади свое дерево». На перспективе кружковцы планируют создать аллею и природный парк на территории эколого-биологического центра. В творческих объединениях проводятся весеннее - осенние рейды по чистке улиц, берегов рек, родников, озеленение школ и улиц, благоустройство пришкольной территории с участием родителей. Проходят массовые мероприятия природоохранного характера: «День Земли», «День Воды», «Накормим птиц зимой», операция «Елочка», акция «Первоцвет». В эколого-биологическом центре находится мини зоопарк, который ребята хотят расширить и увеличить число питомцев. Программа по исследовательской работе позволяет учащимся приобрести навыки по работе с оборудованием, научиться работать с научной литературой, овладеть методикой исследования, систематизировать знания и свои наблюдения и оформить в виде научного реферата. Алтайский заповедник выступил в роли координатора республиканской акции «Марш Парков», в рамках которой прошли конкурсы рисунков, фестиваль агитбригад, пресс-конференции, волонтерские акции и др. главный результат Марша Парков- 2010 – это увеличивающиеся объединения разных организаций вокруг акции. Многое по экологическому воспитанию и образованию республики делают педагоги дополнительного образования, учителя биологии, методисты – экологи, но для решения всех экологических проблем местного значения и глобальных необходима концентрация усилий всех типов общеобразовательных учреждений (домов творчества, школ, станций юннатов), а также заинтересованных ведомств (комитетов экологии, лесничеств, комитет природных ресурсов, заповедников, заказников, министерств образования). Старший возраст - четвертый этап непрерывного экологического образования. «Все нас гонит в природу: и духовное сознание и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и толкает к природе нас, измочалившихся суетою и изверившихся… Люди вышедшие из природы, как то инстинктивно чище и притом уж не знаю, нашептывает ли мне это всегда целесообразная природа, или потому, что они здоровые духовно, но они обыкновенно лучше распределяют свои силы… ». Так писал Н.К.Рерих в 1901г. В век технического прогресса любой человек согласится с этими бессмертными словами философа, художника, поэта. Здоровье человека находится в прямой зависимости от общения с природой, поэтому необходимо помочь ребятам научиться формировать свои собственные взгляды на природу и общество. Вырабатывать у учащихся жизненную позиции по отношению к природе. Характер отношения людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний. Одним из путей решения экологических проблем является исследовательская работа – под такой деятельностью понимается особая форма организации учебно-воспитательной работы, которая всегда связана с решением учащихся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. У нас в республике исследовательская работа школьников заслушивается на традиционной конференции НОУ.
Список использованной литературы: 1) Т.П. Кузина, Г.И. Бошурина «Занимательная педагогика народов России» Советы,игры,обряды. М., школьная пресса 2001 г. 2) Е.П. Кандаракова « Алтайские благопожелания и обряды их исполнения» Горно- Алтайск 1993г. 3) Г.И. Огнева « Детям о культуре и искусстве алтайского народа» Горно – Алтайское республиканское книжное издательство «Юч-Сумер»1992 г. 4) Журнал Дополнительное образование №4 2004 г. 5) И.В.Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярные книги для родителей и детей


В раздел образования