"РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Автор: Казанцева Лариса Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: АУДО РА "Республиканский центр дополнительного образования детей" Населённый пункт: Республика Алтай, г.Горно - Алтайск Наименование материала: статья Тема: "РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ" Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Казанцева Лариса Александровна
АУДО РА «Республиканский центр дополнительного образования детей»
.
Если вы думаете на год
вперед – сейте зерна.
Если вы думаете на 10 лет
вперед – сажайте деревья.
Если вы думаете на 100 лет
вперед – воспитайте человека.
Эти слова и мысли в большой степени относятся к экологическому образованию и
воспитанию. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если они
осуществляются непрерывно с дошкольного возраста. Решая данную проблему в нашей
республике мы пришли к выводу, что экологическое дополнительное образование на базе
учреждения дополнительного образования надо начинать с детского сада.
И у нас в республике экологическое образование и воспитание становится систематичным
и непрерывным. В таких районах как, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский, Майминский,
Чемальский, Турочакский, Усть-Коксинский и г. Горно-Алтайске детские сады работают по
экологическому воспитанию.
В г. Горно-Алтайске на базе детского сада №2 «Айучак» работает творческое объединение
«Экологическая азбука» над темой «Экологическое образование в учреждениях дошкольного
образования». Раз в неделю проводятся занятия по экологии для дошкольников по программе
С.Н.Николаевой. Где ребята на экскурсиях ведут наблюдения за погодой, знакомятся с жизнью
растений и животных. Согласно работам С.Н.Николаевой «Экологическое воспитание
дошкольников – это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой
обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним». При условии
тесного контакта ребенка со средой, животных, объектами неживой природы, которые окружают
его дома, на улице, в детском саду он понимает, что все живое (в том числе человек) имеет свои
потребности, которые может удовлетворить только при наличии определенной среды обитания,
определенных факторов этой среды.
Занятия с детьми дошкольного возраста имеет свои особенности, они проводятся в форме
бесед, игр, мини лекций на тему «Как охранять природу». Экологическое воспитание идет через
массовые мероприятия, посвященные временам года: «Прощание с осенью», «Проводы зимы»,
«День птиц» и др. Все они проходят с участием сказочных героев со стихами и песнями,
посвященными нашей уникальной природе Горного Алтая. Все это дает определенные результаты:
1) общение детей с живой природой создает атмосферу психологического комфорта; 2) у детей
формируется значимость собственного труда, чувство уверенности; 3) у детей старшего
дошкольного возраста формируется нравственная позиция по отношению к окружающему миру.
Без исторической памяти – нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет
воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет
народа как исторической личности (Н.Г.Волков).
В своей работе я использую разнообразные средства воспитания экологической культуры,
особое место занимает экология в этносе, которая раскрывается в традициях бережного отношения
к окружающему миру и передается из поколения в поколение через разные элементы культуры -
мифологию, религию, творчество. Ее истоки восходят к глубокой древности, когда развитие
каждого этноса было глубоко связано с близкой ему первозданной природой. Природа испокон
веков формировала уклад жизни человека, систему природопользования, менталитет, традиции и
обычаи, мораль и нравственность, отражалась в культуре, творчестве, верованиях, обычаях и
обрядах. Основная цель экологии этноса- уважительное отношение к природе и другому человеку
как органичной ее части. Веками передавались знания о законах природы от отца к сыну, от деда к
внуку, от поколения к поколению передавался этот завет и непреложные правила поведения в
природе и обществе, которые надлежало выполнять человеку нравственному.
Эти правила я стараюсь прививать детям в своем детском творческом объединении
«Экологическая азбука» в основу образовательной программы творческого объединения входит
знакомство с природой и бережного отношение к ней. Также детей знакомлю с обычаями и
традициями коренных народов (славян, алтайцев, казахов и др.). Так как считаю, в основу
народной педагогики заложена основа семейного воспитания.
Следующий этап непрерывного экологического образования я осуществляю в начальной
школе, где учащиеся получают азы экологической культуры, учатся наблюдать за явлениями
природы, выражать свои эмоциональные чувства. Например, в школе №7 г. Горно-Алтайска
экологическое воспитание в начальных классах идет по программе «Зоомир», которая состоит из
панорамы добрых дел. Добрые дела постоянно перерастают в серьезные проекты «Метеобюро» -
наблюдение за природой и за погодой, «Копилка народной мудрости» - где ребята собирают
пословицы, поговорки о природе, «Растения на подоконнике» - ребята изучают комнатные
растения и озеленяют, «Мои питомцы» - ребята наблюдают за животными живого уголка,
помогают в кормлении и пишут мини проекты о животных.
Переход в средний возраст, в следующий этап непрерывного экологического образования
учащиеся выполняют более сложные проекты, такие как «Взаимоотношение этноса и природной
среды». По разным этноэкологическим темам, и включали топонимику. Кружковцы собирают
интересные материалы об Алтае (мифы и легенды) у старожилов и передают полученные
сведения младшим кружковцам.
Ребята, занимающиеся в школьных лесничествах, могут выполнять проекты «Дерево»,
«Изучаем здоровье дерева», «Посади свое дерево». На перспективе кружковцы планируют создать
аллею и природный парк на территории эколого-биологического центра.
В творческих объединениях проводятся весеннее - осенние рейды по чистке улиц, берегов
рек, родников, озеленение школ и улиц, благоустройство пришкольной территории с участием
родителей. Проходят массовые мероприятия природоохранного характера: «День Земли», «День
Воды», «Накормим птиц зимой», операция «Елочка», акция «Первоцвет».
В эколого-биологическом центре находится мини зоопарк, который ребята хотят расширить
и увеличить число питомцев.
Программа по исследовательской работе позволяет учащимся приобрести навыки по
работе с оборудованием, научиться работать с научной литературой, овладеть методикой
исследования, систематизировать знания и свои наблюдения и оформить в виде научного реферата.
Алтайский заповедник выступил в роли координатора республиканской акции «Марш Парков», в
рамках которой прошли конкурсы рисунков, фестиваль агитбригад, пресс-конференции,
волонтерские акции и др. главный результат Марша Парков- 2010 – это увеличивающиеся
объединения разных организаций вокруг акции.
Многое по экологическому воспитанию и образованию республики делают педагоги
дополнительного образования, учителя биологии, методисты – экологи, но для решения всех
экологических проблем местного значения и глобальных необходима концентрация усилий всех
типов общеобразовательных учреждений (домов творчества, школ, станций юннатов), а также
заинтересованных ведомств (комитетов экологии, лесничеств, комитет природных ресурсов,
заповедников, заказников, министерств образования).
Старший возраст - четвертый этап непрерывного экологического образования. «Все нас
гонит в природу: и духовное сознание и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и
толкает к природе нас, измочалившихся суетою и изверившихся… Люди вышедшие из природы,
как то инстинктивно чище и притом уж не знаю, нашептывает ли мне это всегда целесообразная
природа, или потому, что они здоровые духовно, но они обыкновенно лучше распределяют свои
силы… ». Так писал Н.К.Рерих в 1901г.
В век технического прогресса любой человек согласится с этими бессмертными словами
философа, художника, поэта. Здоровье человека находится в прямой зависимости от общения с
природой, поэтому необходимо помочь ребятам научиться формировать свои собственные взгляды
на природу и общество. Вырабатывать у учащихся жизненную позиции по отношению к природе.
Характер отношения людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется
глубиной экологических знаний. Одним из путей решения экологических проблем является
исследовательская работа – под такой деятельностью понимается особая форма организации
учебно-воспитательной работы, которая всегда связана с решением учащихся творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. У нас в республике
исследовательская работа школьников заслушивается на традиционной конференции НОУ.
Список использованной литературы:
1)
Т.П. Кузина, Г.И. Бошурина «Занимательная педагогика народов России»
Советы,игры,обряды. М., школьная пресса 2001 г.
2)
Е.П. Кандаракова « Алтайские благопожелания и обряды их исполнения» Горно-
Алтайск 1993г.
3)
Г.И. Огнева « Детям о культуре и искусстве алтайского народа» Горно – Алтайское
республиканское книжное издательство «Юч-Сумер»1992 г.
4)
Журнал Дополнительное образование №4 2004 г.
5)
И.В.Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярные
книги для родителей и детей