"Самообразование и самоконтроль как факторы воспитания самостоятельности учащихся"
Автор: Хуснетдинова Альфия Сайфулловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Марсовская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: РТ, Дрожжановский муниципальный район, село Нижний Каракитан Наименование материала: статья Тема: "Самообразование и самоконтроль как факторы воспитания самостоятельности учащихся" Раздел: полное образование
Самообразование и самоконтроль как факторы воспитания
самостоятельности учащихся
Для более полного воспитания самостоятельности учащихся
необходимо развивать у них способность и стремление к самообразованию.
Это необходимо, потому что темпы роста информации и научно –
технического прогресса приводят к быстрому "моральному износу знаний".
Объем общенаучных и специальных знаний, полученных "вчера", сегодня
оказываются уже явно недостаточными. Поэтому умение пополнять свои
знания, правильно планировать свою работу, использовать передовые методы
и приемы научной организации труда является очень важным для любого
современного школьника. Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать
учащимся не только определенную сумму знаний, но и развивать у них
интерес к учению, научить их самостоятельно добывать знания, оценивать их
и применять на практике. Учащиеся должны уметь не только работать с
учебником, но и пользоваться таблицами, справочниками, научно –
популярной и другой литературой. При этом анализирующие вопросы
должны ставиться самими учащимися, начиная уже с заголовка: "О чем здесь
пойдет речь?", "Что мне предстоит узнать?", "Где это будет применяться?",
Все ли здесь понятно?", "Что можно добавить к прочитанному?".
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель
качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной
работы – самый трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки
работы всегда находится в классе 8-10 учеников которые с заданием не
успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель
обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто выполнили
задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически
переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку,
учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с
заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется
группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной
работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить
ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать
подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными
заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность,
комментирование заданий и наглядность.
Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную
деятельность учащихся, является самоконтроль. Приемам самоконтроля
нужно обучать. Это залог успеха при выполнении домашних заданий, а
домашняя самостоятельная работа формирует навыки самообразования.
Надо приучить учащихся контролировать каждый свой шаг, оценивать
его разумность, рациональность, необходимость и полезность. Учащиеся
должны овладеть такими приемами самоконтроля, как: проверка
правильности усвоения материала путем сравнения своих формулировок с
данными в учебнике; проверка результатов решения по готовому ответу, а
еще лучше по готовому решению, когда сразу видно, в каких местах есть
пробелы; по аналогичному заданию; прикидка верности результата; проверка
с помощью обратных действий; соответствие здравому смыслу, жизненной
реальности. Можно вооружить учащихся памятками самоконтроля,
например, такими:
Общий прием контроля решения задачи:
1)
проверь правильность записи условия;
2)
проверь ход решения, правильно ли использован прием
решения;
3)
проверь правильность записей и чертежей;
4)
проверь вычисления;
5)
исследуй решение, рассмотри частные случаи;
6)
расскажи кратко ход решения задачи;
7)
проверь решение у товарища.
Контроль за усвоением теоремы:
1) проверь, правильно ли усвоена формулировка теоремы;
2) докажи теорему самостоятельно;
3) проверь, правильно ли использованы при доказательстве
известные определения и предложения;
4) проверь, правильно ли выполнен чертеж;
5) проверь ход доказательства;
6) проверь, удалось ли достичь цели.
Но такой текущий, повседневный самоконтроль и самооценка
учащимися своей работы недостаточны.
Надо приучить их проводить самоконтроль и самооценку отдельных
этапов учебной работы. Например, после изучения темы они должны
установить, с какими результатами пришли к концу изучения темы, что
усвоили и как, а что не усвоили и почему. Правильная организация учебного
труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и
развития самостоятельности учащихся.
Проверка самостоятельных работ – весьма длительный и трудоемкий
процесс. Чаще всего он проходит после уроков, вдали от учащихся, которые
узнают о результате в лучшем случае на следующий день. Поэтому очень
важно упростить этот процесс и сделать так, чтобы уже на уроке ребята
узнавали результаты своего труда, а также получали бы иногда возможность
самим проверить свои работы.
Для упрощения проверки необходимо специальным образом
организовать самостоятельную работу. Описываемый ниже способ такой
организации я применяю в 5 – 8 классах. Приведу в качестве иллюстрации
план урока в 6 классе по теме "Основное свойство пропорции". Целью урока
было: выработать навыки применения основного свойства пропорции при
решении уравнений; закрепить такие понятия, как "пропорция", "средний
член пропорции", "крайний член пропорции"; развитие вычислительных
навыков, памяти, речи; воспитание самостоятельности, активности,
трудолюбия, честности. Урок начался с проверки домашнего задания. На дом
было задано 5 примеров на применение основного свойства пропорции. Один
ученик объясняет решение, остальные проверяют свое решение. Затем
каждый на полях ставит себе оценку в зависимости от количества правильно
выполненных примеров. Следующий этап
– работа по таблице . На доске
демонстрируется таблица:
Указать крайние члены
пропорции: 56:8=1:
1
7
56 и 1
56 и
1
7
8 и 1
1 и
1
7
56и8
Указать средние члены
пропорции:
2,4
4
=
3
5
2,4 и 5
2,4 и 4
4 и 3
3 и 5
4 и 5
Проверь, какие из равенств
являются пропорциями
2010
45
=
13
415
=
1421
27
=
4530
96
=
12
57
=
Найти произведение
крайних членов пропорции
1111
::
81223
=
1
6
1
24
3
2
1
96
1
16
Найти произведение
средних членов пропорции:
4024
106
=
240
400
60
960
144
К каждому примеру дается 5 ответов, один из которых верный.
Остальные ответы составлены с учетом возможных ошибок, которые обычно
допускают ребята. Учащиеся накладывают перфокарту (лист картона
размером с тетрадный листок, на котором по аналогии с данной таблицей
пробиты кружочки) на тетрадный листок и отмечают крестиком в нужном
кружочке правильный ответ. Затем листочки собираются, я накладываю
сверху листок с верным решением и прокалываю иглом верные ответы.
После этого достаточно только взглянуть на листок, чтобы сообщить, какую
оценку получил ученик и в каком допущена ошибка. Эту оценку ребята тоже
записывают на полях. Данная самостоятельная работа носит и обучающий
характер, т.к. после того, как учитель сообщит оценки, ребята выясняют,
какие же ответы были верными, при этом объясняют, какими нужно было
воспользоваться правилами. На эту работу обычно затрачивается 5 – 7 минут.
Следующий этап
– самостоятельная работа с последующей
самопроверкой. Она состоит из двух частей:
1)
ребятам предлагается задание: проверьте, используя основное
свойство пропорции, являются ли данные равенства пропорциями:
14170,155,4
:1:2;
358101854
==
Я заранее готовлю решение на закрытых створках доски. Затем, когда
ребята закончат решать, я доски разворачиваю и ребята сверяют свое
решение с правильным. Если пример решен верно, они помечают его
знаком "+", если неверно – знаком "-".
2) ребятам предлагается решить 3 уравнения, пользуясь основным
свойством пропорции:
79
;
14
х
=
х:5=1,6:4;
72
48х
=
.
Три человека, закончившие решение первыми, оформляют их на
закрытых створках доски. Затем – самопроверка. Ребята снова отмечают
знаком "+" верно решенные примеры, и знаком "-" – примеры, в которых
допустили ошибку. По результатам решения данных пяти примеров ребята
ставят себе на полях еще одну оценку (в зависимости от количества
полученных "+").
Следующий этап –
самостоятельная работа творческого характера.
Задание: напишите пропорции, произведение средних членов которых равно
20. Время выполнения этого задания ограниченно (3 минуты). После
выполнения задания – взаимопроверка. Ребята меняются тетрадями и
проверяют правильность составления пропорций друг у друга (опираясь на
основное свойство пропорции). Затем оценивают работы друг у друга.
Оценку "3" получат те, кто составил 2 пропорции, оценку "4" – те, кто
составил 3 или 4 пропорции. Если пропорций составлено пять или больше, то
ученик получит "5". Оценку опять – таки ставят на полях. Таким образом, к
концу урока у каждого учащегося на полях стоит 4 оценки. Итоговую оценку
за работу на уроке ученики ставят себе сами – для этого они находят среднее
арифметическое чисел (т.е. четырех полученных на уроке оценок) и при
необходимости результат округляют до единиц. Поскольку такой формой
урока я пользуюсь довольно часто, то последний этап тоже не вызывает у
ребят затруднения. Кроме того, у ребят воспитывается такое важное качество
личности, как честность.
Очень часто использую на уроках такую форму самостоятельной
работы, как математический диктант, "Экспресс – диктант" Нужно отметить,
что ребятам больше нравятся "Экспресс – диктанты", когда они ответы пишут
под копирку, т.к. после таких диктантов на этом же уроке ребята проверяют
свои ответы, оценивают себя по тем критериям, которые я им предлагаю. Я
же по тем контрольным листам, которые ребята сдают мне, могу проверить
правильность их самооценки.
На уроках геометрии, особенно в 10 – 11 классах, часто провожу
самостоятельные работы практического характера. Например, учащиеся
должны дома изготовить модели геометрических фигур, затем на уроке по
своим моделям находят площадь поверхности фигуры, ее объем. Такие
работы имеют не только большое практическое значение, но и позволяют
накапливать в кабинете демонстрационный материал.
Большое внимание уделяю самостоятельной работе с учебником.
Выработку умения пользоваться учебником начинаю с чтения из него для
работы в классе упражнений. Один ученик читает, а остальные следят за
чтением по своим учебникам. По прочтении упражнения путем постановки
соответствующих вопросов проверяю степень усвоения его учащимися.
Планируя прохождение той или иной темы, выделяю разделы, которые
учащиеся будут изучать самостоятельно. Поскольку самостоятельное
изучение учащимися новых вопросов вызывает у них, как правило, большие
трудности, я предлагаю им план изучения новой темы. Например, при
изучении темы "Взаимно обратные числа" я предлагаю ребятам вначале
прочитать весь пункт в учебнике, а затем ответить на следующие вопросы:
1)
какие два числа называются взаимно обратными?
2)
Какое число обратно единице?
3)
Почему не существует числа, обратного нулю?
4)
Как найти число, обратное обыкновенной дроби?
5)
Как найти число, обратное натуральному?
6)
Приведите примеры взаимно обратных чисел.
Такой план помогает выработать умение извлекать из учебника и
других книг нужный материал. Особенно полезны такие планы при изучении
геометрических тем. В результате самостоятельного усвоения в
определенном порядке тех логических операций, из которых слагается
изложение геометрических теорем, у учеников вырабатываются навыки
работы с учебником в строго определенном порядке.
Используя коллективные способы обучения, организовываю
самостоятельную работу учащихся в парах сменного состава. Например, в 10
классе обучается 8 учащихся. Я готовлю дома 8 карточек, в каждой из
которых 2 задания, из которых одно дублирует другое. Задания
разноуровневые. Все задания прорешиваю в "решебниках". Затем на уроке
каждый ученик получает карточку (в соответствии с уровнем своих
возможностей), выполняет самостоятельно задания, указанные в карточке,
проверяет правильность выполнения по "решебнику", объясняет мне ход
решения. После этого он находит себе напарника, объясняет ему, как
выполняется первое задание из его карточки, выслушивает объяснение
решения первого задания из карточки напарника. После этого они
обмениваются карточками, выполняют второе задание карточки, проверяют
правильность выполнения у напарника, оценивают его. На доске висит экран
с фамилиями учащихся. Ребята напротив своей фамилии выставляют те
оценки, которые они по ходу урока получат. Затем находят нового напарника
и с ним повторяют всю работу заново и т.д. Концу урока наглядно видно, кто
сколько заданий выполнил и какие при этом получил оценки. На следующем
уроке я провожу контрольный срез и только после этого выставляю оценку за
контрольный срез и оценку (среднее арифметическое) за работу в парах
сменного состава в журнал. Такая форма работы очень нравится учащимся,
вызывает у них интерес к предмету, развивает чувство товарищества,
взаимопомощи.
Все описанные выше работы являются важным средством повышения
эффективности урока и успеваемости класса.