Автор: Крайникова Наталья Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ "Троицкая СШ" Населённый пункт: х. Троицкий, Михайловский район, Волгоградская область Наименование материала: Программа элективного курса по истории России Тема: "Донские казаки в Первой мировой войне" Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Донские казаки в Первой
мировой войне»
Элективный курс
по истории России
для 9 класса
учителя истории
и обществознания
Крайниковой Н.А.
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе идей обновления образования с
позиции ее гуманизации: максимального учета потребностей региона, личностных
интересов и направленности личности учащихся при условии сохранения единого
образовательного пространства. Она отвечает региональному содержанию
образования, удовлетворяющему интерес к историческим корням и духовной
культуре родного края. Программа элективного курса «Донские казаки в Первой
мировой войне» предназначена для учащихся 9-го класса.
Предлагаемый курс
рассчитан на 17 часов , с учетом того, чтобы помочь учащимся заинтересоваться
историей участия донского казачества в крупнейшем военном конфликте XX века.
Так как в программе образовательного стандарта по истории изучается
Первая мировая война, то учащиеся получат более глубокие знания по данному
вопросу, так как, по программе отводится небольшое количество часов для
изучения этой темы. Предлагаемый курс позволит учащимся удовлетворять
интерес к истории своего края, более глубоко изучить историю России, поможет
решить основные задачи исторического краеведения.
Задачи курса:
1 Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории
России.
2 Степень участия донского казачества в Первой мировой войне.
3 Способствовать формированию личности, самоидентификации в окружающем
мире.
Назначение курса -
помочь школьникам овладеть объемом знаний по истории
участия Донского казачества в первой мировой войне, которая является
неотъемлемой частью истории России.
Направленность курса - развивающая. Прежде всего, он ориентирован на
удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их
аналитических способностей.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
- Историческими фактами и знаниями.
- Должны научиться сравнивать, исторические факты, научится сопоставлять
события, даты и исторические результаты.
- Должны выработать ценностное отношение к казачеству, к его истории.
Итогом работы отдельных учащихся или групп учащихся по данной программе
могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по
отдельным историческим событиям или личностям.
Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить
следующие формы контроля:
-текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам,
аспектам права);
-тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, решение
проблемных задач, подготовка презентаций.);
-зачетный практикум (практическое выполнение обязательных заданий);
Обобщающий (итоговый) контроль (защита устных и письменных докладов,
рефератов на итоговой конференции).
Основные умения и навыки , приобретаемые и развиваемые в ходе работы над
курсом:
1 - освоение способов анализа информации, способов совместной деятельности,
навыков решения проблем;
2 - выработка у учащихся более развитых способностей осмысливать события
прошлого и настоящего в историческом контексте;
3 - развитие у обучающихся навыков определения и аргументации своего
отношения к историческим версиям и оценкам, опыта рассмотрения и
рассуждения дискуссионных проблем истории и современности.
Формы занятий: лекции, практические занятия, семинары, защита проектов,
презентации. При изучении тем необходимо использовать дополнительную
литературу (список прилагается) и материалы СМИ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Количество
часов
Дата
проведения
1
Социально-экономическое развитие Области
Войска Донского в начале XX века
2
2
Первая мировая война.
Планы воюющих
сторон и характер войны
1
3
Крупнейшие военные операции Великой
войны
2
4
Участие Донских
казаков в Восточно-
Прусской операции в 1914 году
2
5
Участие донских казаков в Галицийской
операции
2
6
Донские казаки в период «Великого
отступления» 1915 года
2
6
Донцы в период Луцкого (Брусиловского)
прорыва 1916 года
2
8
Донские казаки на Кавказском фронте
1
9
Донские казаки — герои Первой мировой
2
10
Итоги войны
1
Всего
17
Содержание программы
Социально-экономическое развитие Области Войска Донского в начале XX
века - 2 часа
Территория и население. Экономическое и политическое развитие Донских
казаков в начале XX века. Характеристика Войска Донского.
Первая мировая война. Планы воюющих сторон и характер войны - 2 часа
Военные блоки: Антанта и Тройственный союз. Планы воюющих сторон.
Крупнейшие военные операции Великой войны - 2 часа
Основные этапы и военные операции Первой мировой войны.
Участие Донских казаков в Восточно-Прусской операции в 1914г - 2 часа
Поражение русских войск в Восточно-Прусской операции. Боевые действия 6-го
Донского полка.
Участие донских казаков в Галицийской операции - 2 часа
Действия казачьих конных корпусов. Деятельность донских казачьих атаманов
А.М. Каледина и К.К. Мамонтова.
Донские казаки в период «Великого отступления» 1915 года - 2часа
Военная деятельность 3-ей Донской казачьей дивизии, 2-ой Сводно-Казачьей
дивизии, 3-ей Кавказской казачьей дивизии . Создание крупных казачьих
формирований.
Донцы в период Луцкого (Брусиловского) прорыва 1916 года - 2 часа
Реформирование казачьих войск: укрупнение донских казачьих формирований и
усиление мобильности казачьих войск.
Донские казаки на Кавказском фронте -1 час
Оперативно-тактические задачи, численность донских казаков на Кавказском
фронте, особенности ведения боевых операций в условиях гор. Деятельность
Донской казачьей пешей бригады.
Донские казаки — герои Первой мировой - 2 часа
Донские казаки — Георгиевские кавалеры .
Итоги войны - 1 час
Материальные и человеческие потери Первой мировой войны.
Заключение
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Изученный материал дополняет содержание базисного курса по истории России и
дает хорошую подготовку по краеведению. Удовлетворяет познавательные
потребности старшеклассников, способствует формированию у них понимания
исторического прошлого. Используемые на занятиях альтернативные подходы
оценки проблем обеспечивают особую мировоззренческую роль исторического
образования в системе профильной подготовке учащихся.
Используемая литература:
1. Венков А.В. История донского казачества. Ростов-на-Дону. 2001.
2. Бугай Н.Ф. Казачество России: проблемы возрождения. Обозреватель 1993 г.
N28.
3. Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне. 1914-1918г.г.Москва
1994г.
4. Ермошин А.А. Революция и казачество. Москва 1982 г.
5. Черкань П.А. Венков А.В. История казачества Дона. Учебное пособие. Ростов-
на-Дону 1999 г.
6. Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки по истории. Ростов-на-Дону. 1995г.
7. Козлов А.И. Расказачивание. «Родина»N7 1990 г.
8. Краснов П.Н. Казаки империи. Ростов-на-Дону 1999г.
9. Рябов С.И. Донская земля в XVII веке. Волгоград 1992 г.
10. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.
Ростов-на-Дону 1990 г.
11. Таболина Т.В. Возрождение казачества. Москва 1994 г.
12. Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на Дону
1994 г.