Напоминание

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ"


Автор: Усков Павел Юрьевич
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: БПОУ ВО "Вологодский промышленно-технологический техникум"
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ"
Раздел: полное образование





Назад




БПОУ ВО «Вологодский промышленно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ

Дисциплина «Химия»
Преподаватель: Усков Павел Юрьевич Вологда 2016 1

Пояснительная записка.
Самостоятельная работа обучающихся – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности. Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному ус воению обучающимися учебного материала, готовности и потребности в самообразовании. Задачи самостоятельной работы: - углубление и систематизация знаний; - постановка и решение познавательных задач; - развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой; - практическое применение знаний, умений; - развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью. При выполнении заданий самостоятельной работы обучающимся предстоит: • самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости); • сбор и изучение информации; • анализ, систематизация и трансформация информации; • отображение информации в необходимой форме; • консультация у преподавателя; • коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости); • оформление работы; • поиск способа подачи выполненного задания; • представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости). По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны: • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию; • научиться проводить рефлексию: формулировать полу чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут; • познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:  в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;  в рабочих программах учебных дисциплин - с распределением по разделам или конкретным темам;  в календарных учебных графиках с ориентировочным распределением часов по каждому занятию. Формы и тематика самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины, учитываются при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей и рассматриваются на заседаниях методических комиссий. Результаты контрольных проверок выполнения заданий самостоятельной работы учитываются при подведении итогов текущей успеваемости обучающихся и выставляются в классном журнале в виде оценок. При разработке заданий для самостоятельной работы: - четко формулируются цели работы и требования к её выполнению; 2
- обучающимся предоставляется возможность использования научно– технической и справочной литературы; -при выдаче заданий учитываются индивидуальные способности и наклонности обучающихся.
Планирование самостоятельной работы обучающихся
Основой для планирования самостоятельной работы обучающихся являются: - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; - учебный план специальности; - рабочие учебные программы дисциплины; Перечень заданий для самостоятельной работы обучающихся зависит от особенностей изучаемой дисциплины, объема запланированных часов на самостоятельную работу, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности. Эффективность планирования самостоятельной работы обучающихся определяется: • оптимальным сочетанием аудиторной и внеаудиторной работы в рамках календарно-тематического плана; • методической организацией самостоятельной работы обучающегося; • осуществлением учета достижений обучающегося в самостоятельной работе по освоению дисциплины; • разработкой и внедрением в образовательный процесс мер, стимулирующих самостоятельную работу обучающегося.
Организация самостоятельной работы обучающихся
Видами самостоятельной работы в техникуме являются: - чтение и конспектирование литературы по дисциплине; - самостоятельное углубленное изучение вопросов, которые входят в программу дисциплины; - подбор материала и написание рефератов, докладов; -выполнение творческих заданий; - решение расчетных задач; - разработка проектов и др. Организация самостоятельной работы обучающихся должна быть обеспечена: - информационными ресурсами (учебники, учебные пособия); - методическими материалами (указания, руководства и др.); - контролирующими материалами (тесты, вопросы для самоконтроля, решение задач и др.);
Контроль (мониторинг) самостоятельной работы обучающихся
Мониторинг самостоятельной работы обучающихся проводится преподавателями дисциплины для оценки степени усвоения обучающегося учебных материалов и осуществляется в виде непрерывного текущего контроля. Формами текущего контроля самостоятельной работы обучающихся являются:  устный опрос;  выступление;  проверка домашнего задания;  тестовый контроль;  решение расчетных задач по теме. Оценки за выполнение самостоятельной работы выставляются в классном журнале и учитываются при подведении итогов текущего контроля.
Внеаудиторная самостоятельная работа по химии предусмотрена в количестве –

57 часов.
3

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной

работы
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: Полезность выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы на уроках, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если обучающийся получил задание на квалификационную работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу. Для того чтобы данные цели и задачи самостоятельной работы не были абстрактными, необходимо донести до сознания обучающихся, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат). В связи с этим обучающемуся необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности: 1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности. 2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно. 3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты. 4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия. 5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа. 6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь. 7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем. Перед началом самостоятельной работы обучающимся сле дует рекомендовать изучить содержание основных видов за даний самостоятельной работы: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя и выбрать задание в качестве обязательного. Обучающиеся должны ознакомиться с образцами выполнения заданий, критериями их оценки. Они подбирают необходимую литературу, получая консультации преподавателя, выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости представляя их результаты на практическом занятии. 4
Оценка выполненных заданий проводится в соответствии с критериями оценки результатов определенного вида работ по дисциплине и может учитываться при проведении итогового контроля знаний.
Виды самостоятельной работы обучающихся по химии:
 опережающие домашние задания;  написание рефератов;  составление или решение кроссвордов;  творческие работы (доклад, сообщение);  составление задач;  решение расчетных задач;  выполнение практических работ;  разработка проекта. 
Внеаудиторная самостоятельная работа по химии (57 часов)
5
6 
Ра

Тема

Вид

задания

самостояте

льной

работы

О

Ф

о

р

м

а

к

о

н

т

р

о

л

я

Общ

ая и

неорг

анич

еская

хими

я
 1.1. Основные понятия и законы химии   Повторение  2  У с т н ы й о п р о с   1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома  Составление кроссворда  Подготовка сообщения  4  О ч н а я з а щ и т а   1.3. Строение вещества  Подготовка доклада  4  О ч н а я з а щ и т а   1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация  Составление расчетных задач  5  П р о в е р к а   1.5. Классификация неорганических соединений и их  Подготовка сообщения  В ы
 7

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных

проектов для самостоятельно работы
1.Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века. 2.Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. 3.Современные методы обеззараживания воды. 4.Аллотропия металлов. 5.Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. 6.«Периодическому закону будущее не грозит разрушением...» 7.Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков. 8.Изотопы водорода. 9.Использование радиоактивных изотопов в технических целях. 10. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. 11. Плазма — четвертое состояние вещества. 12. Аморфные вещества в природе, технике, быту. 13. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные ха - рактеристики загрязнения окружающей среды. 14. Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV). 15. Защита озонового экрана от химического загрязнения. 16. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессио - нальной деятельности. 17. Косметические гели. 18. Применение суспензий и эмульсий в строительстве. 19. Минералы и горные породы как основа литосферы. 20. Растворы вокруг нас. Типы растворов. 21. Вода как реагент и среда для химического процесса. 22. Жизнь и деятельность С. Аррениуса. 23. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. 24. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. 25. Серная кислота — «хлеб химической промышленности». 26. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. 27. Оксиды и соли как строительные материалы. 28. История гипса. 29. Поваренная соль как химическое сырье. 30. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. 31. Реакции горения на производстве и в быту. 32. Виртуальное моделирование химических процессов. 33. Электролиз растворов электролитов. 34. Электролиз расплавов электролитов. 35. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия 36. История получения и производства алюминия. 37. Электролитическое получение и рафинирование меди. 38. Жизнь и деятельность Г. Дэви. 39. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство. 40. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно- техническом прогрессе. 41. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. 42. Инертные или благородные газы. 43. Рождающие соли — галогены. 44. История шведской спички. 8
45. История возникновения и развития органической химии. 46. Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова. 47. Витализм и его крах. 48. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. 49. Современные представления о теории химического строения. 50. Экологические аспекты использования углеводородного сырья. 51. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. 52. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Россий ской Федерации. 53. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. 54. Углеводородное топливо, его виды и назначение. 55. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. 56. Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем. 57. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного со - трудничества.    9

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
 Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихся с использованием пятибальной системы. Текущий контроль – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых обучающимся компетенций в процессе изучения дисциплины, про- водится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.  Может проводиться в письменной, устной или смешанной формах.  Формы и методы контроля: практические занятия, зачеты, контрольные работы, защита исследовательских работ и др.  Максимальное количество баллов «Отлично» обучающийся получает, если: • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; • даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов; • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; • правильно отвечает на дополнительные вопросы препода вателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающимся данного материала.  «Хорошо» обучающийся получает, если: • неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание; • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; • даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов; • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающимся данного материала.  «Удовлетворительно» обучающийся получает, если: • неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание; • при изложении была допущена 1 существенная ошибка; • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий; • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно; • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.  «Неудовлетворительно» преподаватель вправе оценить выполненное обучающимся задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.  
Используемая литература:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специ альностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладкое С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 10
7. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — 8. М., 2014. 9. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 10. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 11. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического про филя. Электронный учебно- методический комплекс. — М., 2014. 
Интернет-ресурсы
12. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»). 13. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). 14. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).  11


В раздел образования