Напоминание

Конспект учебного занятия по теме: "НОТНАЯ ГРАМОТА".


Автор: Колесов Алексей Леонидович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей городского округа Стрежевой"
Населённый пункт: Томская область, город Стрежевой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект учебного занятия по теме: "НОТНАЯ ГРАМОТА".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

городского округа Стрежевой



Методическая разработка
Конспект учебного занятия по теме:
«НОТНАЯ ГРАМОТА».
автор:
Колесов Алексей Леонидович
, педагог дополнительного образования рассчитана на обучающихся 11-12 лет
2015г.

г. Стрежевой.

1


ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение – 3 2. Основная часть – 4 3. Заключение. Материально- техническое обеспечение содержания урока – 13 4. Список используемой литературы – 14
2


ВВЕДЕНИЕ
- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым предстоит овладеть. Шестиструнная гитара в настоящее время является популярным музыкальным инструментом во всём мире. Гитара – это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных инструментов, у гитары имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном из различных проследований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным, ласкающим слух тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять её в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента.
Актуальность и новизна
учебного занятия по теме «Нотная грамота» состоит в том, что знания и навыки, приобретенные в процессе занятия, будут необходимы для всей дальнейшей жизни ребенка. Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам, развивая тем самым мышление и память, что поможет им в школе. А также способствует развитию у обучающихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививает интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.
«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух.

Но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства» (К.Глюг).

3


Направленность методической разработки:
обучающая, развивающая, социализирующая.
Планируемые результаты освоения темы «Нотная грамота»
 умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия  контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  смыслообразование
Планируемые результаты освоения темы

Предметные результаты

Обучающийся научится:
 - анализировать музыкальные произведения по мелодичности, темпу и ритму;  - формулировать несложные выводы о музыкальных произведениях;  - работать над более точным и выразительным исполнением несложных музыкальных произведений на гитаре;  - знать расположение нот на грифе
Обучающийся получит возможность научиться:

4

 - определять характер произведения по тембру звучания;  - воспринимать и оценивать эмоциональный тон произведения, следить за его изменением и в связи с этим давать оценку изменению мелодии;
Метапредметные результаты

Обучающийся научится
:  - воспринимать и анализировать информацию;  - умению отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения;  - коммуникации и музыкальным навыкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
 - навыкам публичного выступления;  - анализу, - самооценке своих возможностей;  - оценке творческих работ других обучающихся, рефлексии.
Тема занятия:
«Основы нотной грамоты».
Тип занятия:
повторение, закрепление и расширение знаний по теме, закрепление умений.
Формы организации занятия:
индивидуальная.
Продолжительность занятия:
45 минут.
Характеристика обучающегося
: обучающиеся 1 года обучения (5-6 класс)
5


Цель:
повышение уровня знаний обучающихся по теме «Основы нотной грамоты».
Задачи:
1.познакомить с историей появления нотных знаков; 2.закрепить основные понятия нотного письма, свойства музыкального звука. 3.применять теоретические знания при прочтении и исполнении музыкального произведения; 4.способствовать формированию базовых компетенций обучающигося, таких как – информационная, самообразование. 5.пробуждать интерес к предметной деятельности; 6.формировать бережное отношение к музыкальному звуку.
Методы и приемы:
наглядные: карточки-задания. словесные: рассказ, беседа, диалог, обсуждение, оценка; практические: упражнения на гитаре.
Виды деятельности:
информационно – коммуникативная, рефлексивная, прикладная (практико - ориентированная), творческая, поисковая.
Словарная работа:
активизировать и закрепить в речи детей термины: нот, длительности, знаки альтерации.
Предварительная работа:
подбор демонстрационных материалов.
Оборудование и инструменты
: гитары, нотная тетрадь, компьютер.
Материалы:
образцы произведений для шестиструнной гитары .
6


ХОД ЗАНЯТИЯ
Методическ ая структура занятия Содержание этапа занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся Ожидаемые результаты Организаци онный этап ( ориентиро вочное время : 2 – 3 мин .)
Создание

эмоциональ

но

-

психологич

еского

настроя

на

учебную

деятельнос

ть

и

Приглашение

воспитанника

в

кабинет

.

Приветствие

Организация

рабочего

места

.

Воспитанник



заходит

в

кабинет

,

занимает



своё



место

.

Проверка

наличия

наглядных

материалов

:

образцы



произведений

для

шестиструнной

Личностные

:
готовность к работе , настрой на продуктивную деятельность
7


активизаци

я

внимания

гитары

,

нотная

тетрадь
Подготовит ельный этап ( ориентиро вочное время : примерно 7 мин .)
Актуализац

ия

пройденног

о

материала

Объявление

темы

постановка

цели

и

задач

занятия

Повторение

пройденного

материала

:

музыкальный

звукоряд

,

свойства

музыкального

звука

,

современное

нотное

письмо



«

октава

», «

диапазон

»,

«

длительности

нот

», «

паузы

»,

«

знаки

альтерации

».

Примерный

текст

:

А

теперь

пересядем

за

рабочий

стол

,

на

котором

стоит

ноутбук

.

Давайте

вспомним

,

какие

бывают

виды

и



жанры

песен

.

Молодец

!

Остается

добавить

,

что

сейчас

в

современном

музыкальном

мире



очень

много



смешений

жанров

.

И

очень

часто

эти

смешения

дополняют

друг

друга

.

А

теперь

давай

поговорим

о

разных

характерах

исполнения

песен

.

Назови

Чтение

с

листа

ритмических

рисунков

.

Исполнение

на



музыкальном

инструменте

.

Ответ

.

Предметные

:
владение терминологией , демонстрация знаний
Метапредметн

ые

:
умение отвечать на вопросы , защищать свою точку зрения , восприятие и анализ информации
Метапредметн

8


несколько

из

них

,

т

.

к

.

исполнение

аккомпанемента

зависит

еще

и

от

характера

песни

.

А

какой

может

быть

динамика

песни

?

Давай

запишем

,

каким



способом

звукоизвлечения



можно

играть

каждый

из

видов

жанра

.

В

это

время

педагог

помогает

воспитаннику

в

составлении



таблицы

.

После

этого

воспитаннику

предлагается

самостоятельно

выбрать

из

своей

папки

разные

по

жанру

песни

и

исполнить

одну

из

них

.

-

популярные

,

рок

,

бардовские

,

народные

,

романсы

,

детские

песни

,

песни

из

к

/

ф

и

др

.

-

лирические

,

веселые

,

грустные

,

спокойные

,

агрессивные

,

мягкие

,

нежные

,

сильные

,

торжественные

,

ритмичные

,

плавные

,

мягкие



и

др

.

-

играть

песню

можно

громко

,

тихо

,

очень



громко

,

очень

тихо

,

неожиданно

громко

,

неожиданно

тихо

,

постепенно

увеличивать

или

уменьшать

силу

звука

.

Воспитанник

отвечает

ые

:
самооценка своих возможностей , навыки публичного выступления
Предметные

:
воспринимать и оценивать эмоциональны й тон произведения , следить за его изменением и в связи с этим давать оценку изменению мелодии
Метапредметн

9


на

вопросы

и



записывает

схему



жанров

и

подбирает

к

ним

аккомпанемент

(

при

необходимости

педагог

оказывает

помощь

).

Исполняет

любую

песню

,

выбранную

самостоятельно

.

ые

:
коммуникация , навыки самостоятельн ой деятельности
Личностные

:
возможность самостоятельн о выбрать произведение
10

Основной этап ( ориентиро вочное время : (29 - 30 мин .)
Проявление

творческог

о

потенциала

в

изучении

нового

материала

самостоятел

ьная

работа

над

расположен

ием

нот

Изучение

нового

материала

:

знакомство

с

историей

появления

нотных

знаков

;

происхождение

музыкальных

ключей

,

нотного

стана

;

изобретение

Гвидо

д

,

Ареццо

,

мензуральная

нотация

Воспитанник

выбирает

понравившееся

произведение

.

Личностные

:
мотивация к познавательно й деятельности , память , логическое и образное мышление , целеустремлён ность , внимание , желание самостоятельн о выбрать произведение
Метапредметн

ые

:
навыки самостоятельн ой работы с нотами
11


Предметные

:
самостоятельн ая практическая деятельность , демонстрация знаний Итоговый этап ( ориентиро вочное время : 5 мин .)
Подведени

е

итогов

урока

Примерный

текст

:

Мы

сегодня

вспомнили

несколько

пройденных

тем

-

виды

аккомпанемента

,

характер

исполнения

,

динамические

оттенки

,

жанры

и

виды

песен

.

Попробовали

самостоятельно

подобрать

аккомпанемент

к



нескольким

(

одной

)

песням

.

Составили

таблицу

поиска

самостоятельного

разбора

песен

.

Давай

попробуем

сравнить

песню

-

оригинал

с

песней

в

твоем

исполнении

.

Найти

различия

и

разобраться

,

Возможные

ответы

-

Аккомпанемент

песни

которую

мы

прослушали

исполняет

ансамбль

(

несколько

человек

).

-

песня

исполняется

на

Метапредметн

ые

:
анализ , само - и взаимооценка , рефлексия , коммуникация
Личностные

:
логическое и образное мышление , ценностная ориентация .
12


почему

ваше

исполнение

различается

.

Получилось

ли

у

тебя



самостоятельно

поободрать

аккомпанемент

?

Сможешь

ли

ты

теперь

самостоятельно

подбирать

простой



аккомпанемент

к

песням

?

А

теперь

давайте

посмотрим

и

оценим

наши

таблицы

.

Насколько

логично

они

составлены

и

что

бы

ты

в

них

поменял

?

В

процессе

обсуждения

педагог

предлагает

подумать

о

том

,

где

можно

выступить

с

самостоятельно



разобранной

песней

.

К

следующему

занятию

педагог



предлагает

другом

инструменте

.

Ответы

.

Попытка

оценки

таблицу

.

обучающийся

сам

оценивает

свой

результат

,

свои

успехи

и

недоработки

,

видит

,

что

необходимо

изменить

в

оформлении

таблицы

для

более

удобного

использования

её

в

работе

.

13


самостоятельно

найти

в

ИНТЕРНЕТ



одну

любую

песню

и

по

схеме

подобрать

к

ней

аккомпанемент

.

По

желанию

можно



расширить

в

таблице

понятия

характеров

.

А

теперь

я

благодарю

тебя

за

старание

,

добросовестное

выполнение

задания

.

Наше

занятие

окончено

.

Прощание

.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
1. Учебно-методическое обеспечение: -Наглядные пособия -Карточки по темам -Сборники 2. Оборудование: -Компьютер -Звуковое оборудование 3.Рабочие инструменты: -Метроном 4.Музыкальные инструменты:
14

-Шестиструнная гитара -Синтезатор 5.Дополнительное оборудование: -Аудио школы -Видео школы -Компьютерная программа Guitar Pro
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Степанов Элементарная теория музыки. - Москва . ; Советский композитор. 1970г. 2. В. Вавилов Школа игры на шестиструнной гитаре. – Москва.; Музыкальное просвещение.1999г. 3. Нотный сборник Гитаристу любителю. – Москва. ; Культура и искусство. 2005г. 4. Ежемесячный журнал Мир Гитары. – Москва.; Музыкальное просвещение.
15


В раздел образования