Конспект учебного занятия по теме: "НОТНАЯ ГРАМОТА".
Автор: Колесов Алексей Леонидович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей городского округа Стрежевой" Населённый пункт: Томская область, город Стрежевой Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект учебного занятия по теме: "НОТНАЯ ГРАМОТА". Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей
городского округа Стрежевой
Методическая разработка
Конспект учебного занятия по теме:
«НОТНАЯ ГРАМОТА».
автор: Колесов Алексей Леонидович ,
педагог дополнительного образования
рассчитана на обучающихся 11-12 лет
2015г.
г. Стрежевой.
1
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.
Введение – 3
2.
Основная часть – 4
3.
Заключение. Материально- техническое обеспечение содержания урока – 13
4.
Список используемой литературы – 14
2
ВВЕДЕНИЕ
- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать,
видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив.
Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым предстоит овладеть.
Шестиструнная гитара в настоящее время является популярным музыкальным инструментом во всём мире.
Гитара – это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных
инструментов, у гитары имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном
из различных проследований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает
своеобразным, ласкающим слух тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять её в
качестве сольного и аккомпанирующего инструмента.
Актуальность и новизна учебного занятия по теме «Нотная грамота» состоит в том, что знания и навыки,
приобретенные в процессе занятия, будут необходимы для всей дальнейшей жизни ребенка. Музыкальный руководитель
призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам, развивая тем самым
мышление и память, что поможет им в школе. А также способствует развитию у обучающихся ритмического,
мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививает
интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной
музыкальной деятельности.
«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух.
Но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства» (К.Глюг).
3
Направленность методической разработки: обучающая, развивающая, социализирующая.
Планируемые результаты освоения темы «Нотная грамота»
умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия
контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
смыслообразование
Планируемые результаты освоения темы
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- анализировать музыкальные произведения по мелодичности, темпу и ритму;
- формулировать несложные выводы о музыкальных произведениях;
- работать над более точным и выразительным исполнением несложных музыкальных произведений на гитаре;
- знать расположение нот на грифе
Обучающийся получит возможность научиться:
4
- определять характер произведения по тембру звучания;
- воспринимать и оценивать эмоциональный тон произведения, следить за его изменением и в связи с этим давать
оценку изменению мелодии;
Метапредметные результаты
Обучающийся научится :
- воспринимать и анализировать информацию;
- умению отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения;
- коммуникации и музыкальным навыкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- навыкам публичного выступления;
- анализу, - самооценке своих возможностей;
- оценке творческих работ других обучающихся, рефлексии.
Тема занятия: «Основы нотной грамоты».
Тип занятия: повторение, закрепление и расширение знаний по теме, закрепление умений.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Характеристика обучающегося : обучающиеся 1 года обучения (5-6 класс)
5
Цель: повышение уровня знаний обучающихся по теме «Основы нотной грамоты».
Задачи:
1.познакомить с историей появления нотных знаков;
2.закрепить основные понятия нотного письма, свойства музыкального звука.
3.применять теоретические знания при прочтении и исполнении музыкального произведения;
4.способствовать формированию базовых компетенций обучающигося, таких как – информационная, самообразование.
5.пробуждать интерес к предметной деятельности;
6.формировать бережное отношение к музыкальному звуку.
Методы и приемы:
наглядные: карточки-задания.
словесные: рассказ, беседа, диалог, обсуждение, оценка;
практические: упражнения на гитаре.
Виды деятельности:
информационно – коммуникативная, рефлексивная, прикладная (практико - ориентированная), творческая, поисковая.
Словарная работа: активизировать и закрепить в речи детей термины: нот, длительности, знаки альтерации.
Предварительная работа: подбор демонстрационных материалов.
Оборудование и инструменты : гитары, нотная тетрадь, компьютер.
Материалы: образцы произведений для шестиструнной гитары .
6
ХОД ЗАНЯТИЯ
Методическ
ая
структура
занятия
Содержание
этапа
занятия
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Ожидаемые
результаты
Организаци
онный
этап
(
ориентиро
вочное
время
:
2 – 3
мин
.)
Создание
эмоциональ
но
-
психологич
еского
настроя
на
учебную
деятельнос
ть
и
Приглашение
воспитанника
в
кабинет
.
Приветствие
Организация
рабочего
места
.
Воспитанник
заходит
в
кабинет
,
занимает
своё
место
.
Проверка
наличия
наглядных
материалов
:
образцы
произведений
для
шестиструнной
Личностные
:
готовность
к
работе
,
настрой
на
продуктивную
деятельность
7
активизаци
я
внимания
гитары
,
нотная
тетрадь
Подготовит
ельный
этап
(
ориентиро
вочное
время
:
примерно
7
мин
.)
Актуализац
ия
пройденног
о
материала
Объявление
темы
постановка
цели
и
задач
занятия
Повторение
пройденного
материала
:
музыкальный
звукоряд
,
свойства
музыкального
звука
,
современное
нотное
письмо
–
«
октава
», «
диапазон
»,
«
длительности
нот
», «
паузы
»,
«
знаки
альтерации
».
Примерный
текст
:
А
теперь
пересядем
за
рабочий
стол
,
на
котором
стоит
ноутбук
.
Давайте
вспомним
,
какие
бывают
виды
и
жанры
песен
.
Молодец
!
Остается
добавить
,
что
сейчас
в
современном
музыкальном
мире
очень
много
смешений
жанров
.
И
очень
часто
эти
смешения
дополняют
друг
друга
.
А
теперь
давай
поговорим
о
разных
характерах
исполнения
песен
.
Назови
Чтение
с
листа
ритмических
рисунков
.
Исполнение
на
музыкальном
инструменте
.
Ответ
.
Предметные
:
владение
терминологией
,
демонстрация
знаний
Метапредметн
ые
:
умение
отвечать
на
вопросы
,
защищать
свою
точку
зрения
,
восприятие
и
анализ
информации
Метапредметн
8
несколько
из
них
,
т
.
к
.
исполнение
аккомпанемента
зависит
еще
и
от
характера
песни
.
А
какой
может
быть
динамика
песни
?
Давай
запишем
,
каким
способом
звукоизвлечения
можно
играть
каждый
из
видов
жанра
.
В
это
время
педагог
помогает
воспитаннику
в
составлении
таблицы
.
После
этого
воспитаннику
предлагается
самостоятельно
выбрать
из
своей
папки
разные
по
жанру
песни
и
исполнить
одну
из
них
.
-
популярные
,
рок
,
бардовские
,
народные
,
романсы
,
детские
песни
,
песни
из
к
/
ф
и
др
.
-
лирические
,
веселые
,
грустные
,
спокойные
,
агрессивные
,
мягкие
,
нежные
,
сильные
,
торжественные
,
ритмичные
,
плавные
,
мягкие
…
и
др
.
-
играть
песню
можно
громко
,
тихо
,
очень
громко
,
очень
тихо
,
неожиданно
громко
,
неожиданно
тихо
,
постепенно
увеличивать
или
уменьшать
силу
звука
.
Воспитанник
отвечает
ые
:
самооценка
своих
возможностей
,
навыки
публичного
выступления
Предметные
:
воспринимать
и
оценивать
эмоциональны
й
тон
произведения
,
следить
за
его
изменением
и
в
связи
с
этим
давать
оценку
изменению
мелодии
Метапредметн
9
на
вопросы
и
записывает
схему
жанров
и
подбирает
к
ним
аккомпанемент
(
при
необходимости
педагог
оказывает
помощь
).
Исполняет
любую
песню
,
выбранную
самостоятельно
.
ые
:
коммуникация
,
навыки
самостоятельн
ой
деятельности
Личностные
:
возможность
самостоятельн
о
выбрать
произведение
10
Основной
этап
(
ориентиро
вочное
время
:
(29 - 30
мин
.)
Проявление
творческог
о
потенциала
в
изучении
нового
материала
самостоятел
ьная
работа
над
расположен
ием
нот
Изучение
нового
материала
:
знакомство
с
историей
появления
нотных
знаков
;
происхождение
музыкальных
ключей
,
нотного
стана
;
изобретение
Гвидо
д
,
Ареццо
,
мензуральная
нотация
Воспитанник
выбирает
понравившееся
произведение
.
Личностные
:
мотивация
к
познавательно
й
деятельности
,
память
,
логическое
и
образное
мышление
,
целеустремлён
ность
,
внимание
,
желание
самостоятельн
о
выбрать
произведение
Метапредметн
ые
:
навыки
самостоятельн
ой
работы
с
нотами
11
Предметные
:
самостоятельн
ая
практическая
деятельность
,
демонстрация
знаний
Итоговый
этап
(
ориентиро
вочное
время
:
5
мин
.)
Подведени
е
итогов
урока
Примерный
текст
:
Мы
сегодня
вспомнили
несколько
пройденных
тем
-
виды
аккомпанемента
,
характер
исполнения
,
динамические
оттенки
,
жанры
и
виды
песен
.
Попробовали
самостоятельно
подобрать
аккомпанемент
к
нескольким
(
одной
)
песням
.
Составили
таблицу
поиска
самостоятельного
разбора
песен
.
Давай
попробуем
сравнить
песню
-
оригинал
с
песней
в
твоем
исполнении
.
Найти
различия
и
разобраться
,
Возможные
ответы
-
Аккомпанемент
песни
которую
мы
прослушали
исполняет
ансамбль
(
несколько
человек
).
-
песня
исполняется
на
Метапредметн
ые
:
анализ
,
само
-
и
взаимооценка
,
рефлексия
,
коммуникация
Личностные
:
логическое
и
образное
мышление
,
ценностная
ориентация
.
12
почему
ваше
исполнение
различается
.
Получилось
ли
у
тебя
самостоятельно
поободрать
аккомпанемент
?
Сможешь
ли
ты
теперь
самостоятельно
подбирать
простой
аккомпанемент
к
песням
?
А
теперь
давайте
посмотрим
и
оценим
наши
таблицы
.
Насколько
логично
они
составлены
и
что
бы
ты
в
них
поменял
?
В
процессе
обсуждения
педагог
предлагает
подумать
о
том
,
где
можно
выступить
с
самостоятельно
разобранной
песней
.
К
следующему
занятию
педагог
предлагает
другом
инструменте
.
Ответы
.
Попытка
оценки
таблицу
.
обучающийся
сам
оценивает
свой
результат
,
свои
успехи
и
недоработки
,
видит
,
что
необходимо
изменить
в
оформлении
таблицы
для
более
удобного
использования
её
в
работе
.
13
самостоятельно
найти
в
ИНТЕРНЕТ
одну
любую
песню
и
по
схеме
подобрать
к
ней
аккомпанемент
.
По
желанию
можно
расширить
в
таблице
понятия
характеров
.
А
теперь
я
благодарю
тебя
за
старание
,
добросовестное
выполнение
задания
.
Наше
занятие
окончено
.
Прощание
.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
1. Учебно-методическое обеспечение:
-Наглядные пособия
-Карточки по темам
-Сборники
2. Оборудование:
-Компьютер
-Звуковое оборудование
3.Рабочие инструменты:
-Метроном
4.Музыкальные инструменты:
14
-Шестиструнная гитара
-Синтезатор
5.Дополнительное оборудование:
-Аудио школы
-Видео школы
-Компьютерная программа Guitar Pro
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Степанов Элементарная теория музыки. - Москва . ; Советский композитор. 1970г.
2. В. Вавилов Школа игры на шестиструнной гитаре. – Москва.; Музыкальное просвещение.1999г.
3. Нотный сборник Гитаристу любителю. – Москва. ; Культура и искусство. 2005г.
4. Ежемесячный журнал Мир Гитары. – Москва.; Музыкальное просвещение.
15