"Начальное техническое моделирование, как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника"
Автор: Ионова Ольга Валерьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО - ЦВР г. Маркс Саратовская область Населённый пункт: г. Маркс Наименование материала: Статья Тема: "Начальное техническое моделирование, как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника" Раздел: дополнительное образование
«Начальное техническое моделирование, как развивающий вид
образовательной деятельности дошкольника»
Составила педагог дополнительного образования Ионова О.В
"Всё, что я хотел бы знать,- это яблоня.
Всё, что я знаю, - ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня..."
Ж. Эрве-Базен
Педагоги нашего объединения работают по модифицированным
программам дополнительного образования, одна из которых имеет статус
авторской программы. Программы самостоятельно разработаны педагогами
объединения, в которые включены, пять разделов, отражающих основные
линии развития ребенка-дошкольника. Каждая программа уже адаптирована
на протяжении нескольких лет, определяет знания и умения, которыми
должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и
социального развития, адаптации к школьному обучению. Один из разделов
посвящён творческому развитию детей, который мы назвали «Умелые
ручки».
Одной из главных задач в этом разделе является развитие
творческой культуры ребенка, воспитание трудолюбия, интереса к
практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то
нового. В планирование занятий включены такие виды деятельности, как
изготовление изделий из бумаги, картона и другого разнообразного
поделочного материала с использованием самых разнообразных техник
(оригами, конструирование, мозаика, аппликация) и раскрашивание. Все
виды этой деятельности способствует развитию образного и
пространственного мышления.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим
несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей
актуальности. Но в наш век высоких технологий педагог не должен
останавливаться, а развиваться сам и развивать все виды своей деятельности,
с которыми он сталкивается в процессе работы. Мы очень часто слышали от
своих коллег о техническом моделирование, как о современном развивающем
виде образовательной деятельности учащихся. Но включить этот вид
деятельности в свои образовательные программы мы боялись. Нам казалось
это очень сложным и практически неприемлемым для детей дошкольного
возраста. Но знакомясь с опытом работ своих коллег в интернет сообществах,
просматривая отчёты о выставках работ технического творчества, отзывы
наших педагогов, которые принимали непосредственное участие в областных
выставках технического творчества в Центре дополнительного образования
«Поиск», мы всё таки решили включить в программу дополнительного
дошкольного образования детей - вид технического творчества. О чём ни
сколько не пожалели. И сейчас мы можем с уверенностью констатировать,
хотя мы имеем очень маленький опыт работы в этой сфере деятельности, но
как мы считаем очень результативный, что начальное техническое
моделирование является наиболее доступным и интересным для детей
старшего дошкольного возраста видом деятельности. Обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Занятия
моделированием являются отличной школой развития у детей творческой
инициативы и самостоятельности, конструкторских навыков, и способностей
к дельнейшему занятию техническим творчеством.
Приобретаемый по этому разделу опыт складывается у дошкольников, в
основном, в практической деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то -
же время разнообразен. Детей привлекает и вдохновляет видимость и
доступность материала, возможность воплощения идей и мыслей,
задуманного плана и реальный и видимый результат труда.
На начальном этапе планирования возникли незначительные
затруднения в практической работе педагога с детьми 6-летнего возраста –
это выбор объекта. Что моделировать и конструировать? Но в процессе
работы они исчезли сами собой. Нас окружает очень много предметов,
строений, машин. Дети могут назвать такие машины, как танк, автомобиль,
самолёт, вертолёт, корабль, велосипед, мотоцикл. Нарисовать их, передать
форму, цвет, сделать простейшие модели из полуфабрикатов, бросового
материала, готовых деталей, развёрток, вылепить из пластилина. Поэтому
речь должна идти не о том, что делать, а о том, как делать. Такие модели мы
выполняли из бумаги и картона и различных дополнительных материалов.
Нельзя забывать о методической стороне использования детских
изделий, их практической направленности. Они могут служить наглядным
пособием, подарком, служить оформлением рабочей комнаты и составлением
коллективно - творческой композиции. Немаловажное значение имеет
игровое начало в обучении. Из макетов различных сооружений можно
построить небольшой район города, модели машин, используя их при
изучении Правил дорожного движения. Всё это вы можете увидеть наглядно
в наших выставочных экспонатах.
Ещё хотелось бы сказать о роли родителей, которых мы
заинтересовали и увлекли вместе с детьми в работе по техническому
моделированию. Ведь наша работа без помощи родителей не была бы так
эффективна и результативна. Мы не ожидали, что родители примут самое
активное участие в данном виде деятельности. Они помогают нам в сборе
материалов для будущих работ и делятся с нами идеями. Это очень радует и
даёт шанс активно и творчески продолжить работу по начальному
техническому моделированию всем педагогам нашего объединения.