"Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования"
Автор: Воронина Елена Валерьевна Должность: методист Учебное заведение: МКУ ДО "Центр дополнительного образования" Населённый пункт: Г.Ревда Свердловской области Наименование материала: Методические рекомендации Тема: "Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Рекомендации по организации методической работы педагога
дополнительного образования.
Ревда, 2016, с. 17.
Составитель: Е.В.Воронина, методист МКУ ДО «Центр дополнительного
образования», 2016. – 17 с.
Рекомендовано экспертно-методическим советом МКУ ДО «Центр
дополнительного образования»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ..........7
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................................8
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................................9
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ........................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................12
Приложение 1............................................................................. 13
Форма журнала учета методических часов.............................13
Приложение 2............................................................................. 15
Форма титульного листа............................................................ 15
Приложение 3............................................................................. 17
Примерный макет содержания..................................................17
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное развитие педагога – это длительный
процесс, целью которого является формирование человека как
мастера своего дела, настоящего профессионала. А для этого
необходима действенная и эффективная структура методической
работы, которая играет ведущую роль в повышении психолого-
педагогической компетенции.
Методическая работа – это деятельность по обучению и
развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению
наиболее ценного опыта. Она является источником
непрерывного повышения профессионального роста педагога.
Целью методической работы
является повышение
результативности образовательного процесса в детских
объединениях и в целом в масштабе учреждения
дополнительного образования.
Самостоятельная методическая работа - это вся деятельность
по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий,
которая включает создание педагогических проектов и всего
сопровождения к этим проектам, носящим дидактический и
методический характер.
Самостоятельная методическая работа играет большую роль
в обеспечении качества учебного процесса и его
результативности (эффективности). Эффективность
обеспечивается созданием индивидуального стиля
профессионального поведения. Это означает, что каждый педагог
создает свою индивидуальную методическую систему,
максимально адаптированную (приспособленную) к обучаемым
различных групп и категорий, а также к личности самого
преподавателя. Индивидуальность методики позволяет достичь
хороших результатов обучения и добиться эффективного
учебного процесса.
Педагоги-практики осознают специфику и важность
методической деятельности. По значимости она занимает у них
третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.
Мы рассматриваем методическую деятельность как
самостоятельный вид профессионально-педагогической
деятельности. При всем многообразии методик обучения, их
дифференциации, разноплановости содержания обучения
различным предметам в самых разных образовательных
системах существуют общие теоретические основы
выполнения, единая структура этого вида профессиональной
деятельности педагога, общие основные процедуры
выполнения методических разработок.
Функции методической деятельности:
-аналитическая;
- проектировочная, связанная с перспективным планированием
и разработкой содержания обучения, планированием и
подготовкой обучающей деятельности;
- конструктивная, включающая систему действий, связанных
с планированием предстоящего занятия (отбором,
композиционным оформлением учебной информации),
представление форм предъявления учебного материала,
ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе
формирования новых знаний и профессиональных умений и
навыков;
- нормативная, способствующая выполнению образователь-
ных стандартов, требований учебных программ, условий
осуществления образовательного процесса в конкретном
образовательном учреждении;
- исследовательская .
Методическую деятельность нельзя наблюдать
непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая
деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и
способы её осуществления - это сложный мыслительный
процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и
его обеспечение: методическое, материально-техническое или
организационное, - необходимо определить отличия в их
предмете деятельности.
Продуктами (результатами) методической деятельности
являются: методически переработанный, отобранный учебный
материал в различных формах представления информации;
алгоритмы решения задач; приемы, методы обучения;
методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные
программы; обучающие программы и т.д. Продуктами
методической деятельности пользуются обучающиеся на
занятиях.
Таким образом, под методической деятельностью
следует понимать самостоятельный вид профессиональной
деятельности педагога по проектированию, разработке и
конструированию, исследованию средств обучения,
позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной
деятельности.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
О
МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ
Составной частью совершенствования педагогического
мастерства педагога является его научно-методическая работа,
которая
предполагает анализ, систематизацию и обобщение
накопление опыта.
Методическая работа – это одна из обязанностей педагога и
направлена на разработку и совершенствование методики
преподавания образовательного курса. Ее результатом является
создание комплексов задач
и заданий по предмету,
дидактических материалов, учебно-наглядных
пособий,
используемых на занятиях.
Результаты методической работы находят отражение в
докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов,
на научно-методических конференциях, педагогических чтениях,
в периодической печати, в методических разработках.
Важным моментом организации методической работы
является выбор содержания, направленного на последовательное
создание методики преподавания конкретного образовательного
курса, оснащение учебного процесса необходимым комплектом
дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От
актуальности и перспективности выбранного содержания
зависят интерес к ней и ее эффективность.
Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта
преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и
обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно
разрабатывает новые методы обучения, применяя свой
творческий потенциал. Большой интерес представляют
методические разработки, в которых описываются результаты
изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела.
Начинающему преподавателю целесообразнее
рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная
работа над темой дает возможность молодому преподавателю
основательнее изучить содержание курса, продумать разные
варианты проведения учебных занятий по теме, различные
формы заданий.
Методическая работа с элементами исследования — это
следующий, более сложный этап в творческой работе
преподавателя, требующий владения методами исследования,
изучения литературы по исследованию педагогической
деятельности.
Для того, чтобы методическая разработка не осталась
достоянием лишь автора, необходимо организовать ее
рецензирование. Рецензенты-преподаватели той же организации
дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и в каком
направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение
опыта преподавателей по данной проблеме.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог осуществляет методическую работу с целью
систематического:
обобщение, рефлексия, осмысление собственного
профессионального педагогического опыта;
повышения общекультурного и интеллектуального
уровня;
развития потенциальных возможностей;
развития творческих способностей;
углубления научно-теоретической и психолого-
педагогической подготовки;
формирования исследовательского подхода к проблемам
воспитания и обучения;
непрерывного роста профессионального мастерства.
ТРЕБОВАНИЯ
К
МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ
ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая работа должна отвечать принципам
целесообразности, научности и социальной обусловленности в
работе; все положения и выводы должны быть научно
обоснованы, направлены на развитие современных технологий,
форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую
направленность, возможность использования в образовательных
учреждениях.
Методическая работа оформляется в соответствии с
общепринятыми нормами, предъявляемыми к научной работе
(содержание – титульный лист; рецензия – указание на
теоретическую или практическую ценность, пояснительная
записка, введение, основной текст, заключение, приложение,
литература).
Возможны следующие этапы работы:
1. Определение методической идеи: проблема, цель. Разработка
сценария.
2. Наполнение материала.
3. Итоговый: обработка результатов, обобщение, раскрытие
смысла, объяснение данной методической идеи.
Примерный план работы над проблемой:
август
определение проблемы
сентябрь
составление необходимой
библиографии, поиск форм
повышения квалификации по
этой проблеме
октябрь, ноябрь, декабрь
проработка отобранной
литературы, посещение курсов,
семинаров и др., отбор
необходимого материала
февраль
анализ и обобщение
результатов
апрель-май
оформление работы
ВИДЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
1.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы.
2.
Корректировка готовой ДОП.
3.
Разработка планов практикумов, мастер-классов,
практических и лабораторных занятий.
4.
Разработка и проведение открытого занятия.
5.
Составление контрольных вопросов, заданий, в том числе
тестовых.
6.
Написание учебных пособий, справочников, задачников,
каталогов, альбомов.
7.
Написание:
методических рекомендаций
,
в которых
освещаются актуальные общеметодические вопросы и
вопросы конкретной методики преподавания, изучают
порядок, последовательность и технологию работы педагогов
по подготовке к занятиям.
8.
Написание:
методических разработок
,
которые подробно
излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее
сложных для изучения тем учебных программ, сценарии
проведения различных видов занятий с применением
современных технологий обучения.
9.
Написание:
методических и (или) инструктивно-
методических указаний,
которые чаще разрабатываются по
лабораторно-практическим работам и практикам, проведение
которых предполагает соблюдение определенных мер
предосторожности.
10. Создание учебно-методических комплексов (УМК).
11. Презентация методической продукции на заседаниях
педсовета, экспертно-методического совета, на научно-
практических, научно-методических конференциях и
семинарах, на Лаборатории педагогического мастерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая работа
– это конкретный материальный
результат деятельности преподавателя, излагающий общие
подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания
(программы рекомендации, методические комплексы, доклады и
т.д.), направленные на повышение профессиональной
квалификации и педагогического мастерства и тем самым
способствующий более высокому уровню подготовки молодых
специалистов.
Методическая работа планируется и проводится с учетом
целей и задач организации и индивидуальных потребностей
преподавателя.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других служащих Раздел
утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от
26.08.2010 N 761н
2.
Методическая работа в системе дополнительного
образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-
сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377
с.
3.
Взаимодействие общего и дополнительного образования
детей: новые подходы. Практическое пособие для
руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-
организаторов, специалистов по дополнительному
образованию детей, руководителей образовательных
учреждений, учителей, классных руководителей, студентов
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.
Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.
4.
Организация социально-значимой деятельности в
учреждениях дополнительного образования: социально-
образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н.
Ковязина, Н.Е. Галицина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153
с.
Электронные ресурсы
5.
Методическая деятельность в профессиональной школе:
2vgpedagogika/metodicheskaya_deyatelnost_v.ht
ml. (дата обращения 10.02.2016)
6.
Организация методической работы:
refdblook/2616391.html. (дата обращения 10.02.2016)
7.
Самостоятельная методическая работа преподавателя и
мастера:
osvarke/299-samostoyatelnaya-
metodicheskaya-rabota.html (дата обращения 18.03.2016).
Приложение
1
Форма журнала учета методических часов
ЖУРНАЛ
учета отработки методических часов педагога дополнительного
образования
_______________________________________________________
(Ф.И.О.)
на 20_ - 20_ учебный год при нагрузке ___ часов в неделю
Месяц
___________
Дат
а
Время
Кол-
во
часов
Содержание работы
Результат
1.09
1
Итого
(за месяц)
Итого
(за год)
Рекомендации: в разделе «содержание работы» педагог может
планировать:
-
Изучение литературы в рамках работы над методической
темой;
-
Разработка, корректировка программ дополнительного
образования;
-
Разработка конспектов, подготовка и проведение открытых,
стажерских занятий, мастер-классов;
-
Разработка учебных, наглядных пособий;
-
Подготовка доклада для методического объединения,
педагогического совета, творческой учебы;
-
Взаимопосещения;
-
Разработка диагностических материалов для выявления
уровня освоения дополнительной общеразвивающей
программы;
-
Разработка методических рекомендаций по своему
направлению работы;
-
Издательская деятельность;
-
Участие в методических выставках на уровне учреждения,
города, области;
-
Наставничество.
Приложение
2
Форма титульного листа
муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования
«Центр дополнительного образования»
НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Разработал:
И.О.Фамилия
Должность
категория
Ревда
2016
Методическая разработка рассмотрена на заседании экспертно
методического совета. Рекомендована к использованию в
(область использования)
Протокол от «____»__________20___г. №______
Председатель комиссии И.О.Фамилия
Приложение
3
Примерный
макет
содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..5
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………..7
2………………………………………………………………9
2.1 ………………………………………………………….15
2.2
и т.д.
Заключение ………………………………………………36
Список использованных источников……………………38
Приложение 1 Название приложения………………….39
Приложение 2 Название приложения…………………..40
и т.д.