"Особенности реализации педагогических технологий в целостном учебно-воспитательном процессе"
Автор: Лебедева Лилия Владимировна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МОУ гимназия №2 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Особенности реализации педагогических технологий в целостном учебно-воспитательном процессе" Раздел: полное образование
Особенности реализации педагогических технологий в целостном
учебно-воспитательном процессе
В 60-е годы прошлого столетия американские психологи Дж.Кэррол и Б.С.Блум
экспериментальным путем доказали, что процесс обучения будет более эффективным,
если постоянными параметрами будут результаты обучения, а условия обучения
оптимально подобраны для каждого ребенка. Одним из таких условий является время на
усвоение учебного материала. Кэрролл и Блум сформировали основополагающее
положение теории «полного усвоения»: «при правильной организации обучения и
особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью
усвоить все содержание обучения». Этот постулат лежит в основе технологии «полного
усвоения знаний» М.В.Кларина.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)
Цель технологии - создание системы психолого-педагогических условий,
позволяющих в едином классном коллективе работать не на «усредненного» ученика, а с
каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей,
потребностей и интересов.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные
подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Обучение и воспитание становятся значимыми, только тогда, когда через них идет процесс
развития человека. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием
информационной культуры, творческим решением проблем науки и рыночной практики с
акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-
ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Происходит технологизация
учебно-воспитательного процесса. В психолого-педагогическом плане основные
тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития,
позволяющего использовать усвоенное;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным
программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. В
настоящее время востребованы технологии, позволяющие приспособить учебный процесс
к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания
обучения, специфическим особенностям каждой школы. Особенно актуальны сейчас
технологии личностно-ориентированного обучения. Примером такой технологии является
технология полного усвоения знаний.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-
педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм,
методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).
Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения
эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития, их
личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях
учебно-воспитательной работы. Технология не существует в педагогическом процессе в
отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организационно-
методический инструментарий.педагогического процесса.
Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах.
Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических
единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими
процессами в теории воспитания являются, например, методика организации коллектива,
«коммунарская педагогика», организация внедрения единых требований, самоуправления,
соревнования, системы воспитательной работы в школе или в классе. В теории обучения
технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения
определенной темы учебного курса, организация практических занятий по отработке
умений и навыков грамотного письма или решения задач.
Технологические подходы к организации воспитания и обучения: тесты на измерение
умственной одаренности; разнообразные схемы — карты научения и отработки навыков;
опорные схемы обучения; организационные структуры формирования самоуправления,
соревнования, единых требований самообслуживания. В работах ученых-ди-дактов и
учителей-новаторов разработаны: технологически четкая оптимизационная организация
учебного процесса на уроке (Ю.К. Ба-банский); технологический процесс поэтапного
формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина); основные технологические приемы
укрепления дидактических единиц усвоения математического учебного материала (П.М.
Эрдниев); опорные листы (В.Ф. Шаталов); комментированное управление учебным
процессом (липецкий опыт, С.Н. Лысенкова); технологические опорные моменты
процесса обучения творчеству; знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного
материала, многократность повторения по-разному организованного материала,
разностороннее развитие ученика, формирование устойчивого интереса, обучение
грамотному выполнению работ под руководством взрослого, постоянный контроль
учителя за работой ученика и индивидуальный подход (И.П. Волков).
Предметом педагогической технологии являются конкретные практические
взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на
основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации,
стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использо ванием
компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый
позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании
социально ценных форм и привычек поведения. Прямыми задачами педагогической
технологии и технических процессов являются:
• отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных
областях деятельности;
• отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
• научение действиям с технологическим инструментарием;
• развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать,
алгоритмизировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную
деятельность;
• воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины
в организации учебных занятий и общественно полезного труда.
Особенности педагогической технологий и технологических процессов заключаются в
следующем. Отдельные технологические цепочки имеют определенный воспитательный
потенциал. Одни технологические процессы по своей структуре и способам их реализации
воспитывают только внимание, исполнительность, способность действовать механически,
исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов
программы. Такие технологии, в случае их абсолютизации, подавляют творческое начало
личности, угнетают ее и ведут к воспитанию послушных «винтиков». Другие
технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной
мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою
работу путем кодирования поддающейся формализации информации.
К особенностям педагогической технологии относится и то, что каждому
технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное
место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить
живого, эмоционального человеческого общения.
Важная особенность — связь педагогической технологии с психологией. Каждое
технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет
психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства,
связанные с наглядностью, основываются на особенностях детского образного мышления
и обеспечивают наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других
положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе
эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к
бессознательному усвоению информации или навыка в процессе игровой деятельности
или даже во сне. Нет ни одной педагогической технологической системы, в основе
которой не лежали бы психологические законы.
Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее
разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и
учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке
технологического инструментария: составлению технологических опорных схем, карт, к
организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога
проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные
особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в
ход технологических процессов. Например, при обработке навыков решения типовых
задач одни ребята, наиболее подготовленные, знающие последовательность
технологических рабочих циклов, получают полную самостоятельность. Другим, менее
подготовленным, учитель оказывает помощь и предоставляет возможность постоянной
консультации. В ходе реализации технологических процессов учитель организует в
детской среде взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку. Активность детей
проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе
технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве.
Огромное значение в активизации деятельности учащихся в технологическом процессе
имеют психологическая установка на глубокое освоение материала, введение элементов
игры, а также постановка перспектив опережающего характера.
Особенностью педагогических технологий является также и то, что они не
обеспечивают всем школьникам одинаково высокий результат обученности и
воспитанности. Педагогическая технология не механический,раз и навсегда заданный
процесс с неизменным выходом, а организационно-содержательная структура, сердцевина,
определяющая направление взаимодействия педагога и детей при бесконечном
разнообразии подходов и отношений.
На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает
уровень мастерства педагога, степень подготовленности, общего развития каждого
ребенка, общий психологический климат в коллективе, материально-техническая
оснащенность, психологический настрой каждого ребенка.
Таковы основные особенности всякой педагогической технологии.
Все явления технологического порядка в педагогике условно можно
классифицировать:
• на крупные методико-технологические структуры;
• технологические микроструктуры;
• методико-технологические системные формообразования;
• технологические приемы;
• технологические звенья;
• методико-технологические цепочки;
• технологизированные формы учета результатов;
• технологические средства.
К крупным технологическим структурам относятся: структура целостного
педагогического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации
детского воспитательного коллек-тива; структурные звенья организации детского
производительного труда. Нарушение технологической дисциплины в педагогической
практике приводит к тому, что не соблюдается обязательная последовательность
реализации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Так, при наличии целей,
содержания, форм работы нередко забывают о диагностике, обратной связи и коррекции,
что делает педагогический процесс неуправляемым. То же происходит и в организации
коллектива, когда игнорируются такие технологические звенья, как постановка перспектив
или образование традиций. Строгое соблюдение технологической дисциплины
обеспечивает необходимый порядок, освобождает духовные силы для творческих
проявлений и взаимодействий.
Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных
формах педагогической работы, в методах педагогического взаимодействия. Так,
технологическая структура обнаруживается в различных типах урока: комбинации таких
основных элементов, как объяснение новых знаний, их усвоение и закрепление,
применение на практике, проверка, творчество, получение обратной информации,
контроль. Технологическое структурирование урока создает организационный каркас
работы, определяет русло, обеспечивающее движение к учебной цели. Необходимо
технологическое структурирование и форм воспитательной работы: классных часов,
студийных, кружковых, секционных занятий.
Технологические системные формообразования порождены передовой и новаторской
педагогической практикой. Эффективность учебно-воспитательного процесса растет за
счет перехода педагогов от применения разрозненных, изолированных форм к
использованию совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих
детей в систему активной деятельности, отношений, общения. Так, например, для
изучения цельной темы по истории, исходя из специфики изучаемого материала, учитель
планирует устойчивую, последовательную систему форм деятельности, включающую:
лекцию — урок — практическое занятие с документами — экскурсию по местам
исторических событий — встречу с ветеранами — самостоятельный отчет или доклад
ученика. Для изучения цельной темы по биологии — экскурсию на природу —
практические бригадные занятия — Урок — обобщающую лекцию. Эти технологические
последователь-, ные системы форм обеспечивают глубокое и целостное освоение знаний.
В воспитательной работе возможна такая, например, технологическая объединенная
система форм педагогического взаимодействия: первичный коллектив — проблемная
социальная ситуация — выбор совместно с учащимися способов деятельности.
Технологические системы представляют собой целесообразную подборку
взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм обучения или воспитания,
формирующих устойчивые системные знания, умения и навыки, свойства личности,
качества и черты характера воспитанника. Технологический педагогический прием — это
компактный частный способ решения конкретной воспитательной или обучающей задачи.
Прием никогда не реализуется изолированно, а входит в состав той или иной
технологической системы обучения или воспитания. Формой выражения
технологического педагогического приема являются: опорные сигнальные схемы,
конспекты, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт,
графиков, условных чертежей, записей, зарисовок. Так, при изучении математики, физики,
химии широко используются опорные кодированные конспекты. В преподавании
литературы — драматизация, суд над литературным героем, движение в анализе от
художественной детали к постижению образа и идеи. В истории — мнемонические
способы запоминания дат, последовательности событий, имен. В начальных классах в
целях заинтересовывания детей широко используются разнообразные игры.
Технологические звенья, представляют собой 'отдельные части крупных
технологических структур. Например, цель или диагностика, или методы — звенья
целостной структуры педагогического процесса. Отсутствие четкой педагогической цели
лишает работу педагога смысла, игнорирование диагностик и обратной связи делает
учебно-воспитательную работу неуправляемой. Нарушение технологичности происходит в
организации воспитательного коллектива, если из процесса его организации выпадают
система перспектив или единые требования, или самоуправление. Вместе с тем то или
иное технологическое звено может иметь и самостоятельное, самоценное педагогическое
значение. Так, например, технологическое звено в организации детского коллектива —
самообслуживание — в условиях хорошо налаженного домашнего быта становится для
ребенка повседневной обязанностью и здоровой привычкой. Технологический элемент,
звено микроструктуры урока — сообщение новых знаний или применение знаний и
навыков на практике — может стать самостоятельной и единственной организационной
основой занятия.
Методико-технологические цепочки в творческой практике многих передовых
учителей и воспитателей создаются в целях отработки навыков и умений. Для этого
логически последовательно соединяются отдельные структурные звенья, приемы,
диаграммы, карты, рисунки, Чтобы ребенок избежал утомления и потери интереса к
занятию в процессе чтения, решения задач, написания букв, учитель разрабатывает
систему приемов и способов разнообразного применения навыков в творческих работах, в
рисунках, в разнообразных ситуациях. Эти задания, приемы, оригинальные способы
применения навыка и выстраиваются в методико-технологическую цепочку. В области
воспитательной работы организация дежурств, строгий режим, распорядок дня,
выполнение общественных поручений также могут быть выстроены в своеобразную
технологическую цепочку, отрабатывающую оптимальный алгоритм жизни. Таким
образом, технологическая цепочка есть сумма взаимосвязанных, последовательно
задействованных методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих отработку и
закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально
ценных форм и привычек поведения.
Технологические процессы оснащаются технологизированными формами учета
результатов работы, стимулирующими творческую активность детей, выявляющими их
индивидуальные склонности и способности. Так, в своем' опыте'обучения детей
творчеству педагог-новатор И:П. Волков завел на каждого ученика специальный дневник,
в KOTOpo'м отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ. Если
ученик выполняет задание творчески, с выдумкой, его успех отмечается в дневнике
творческих работ. Технологически последовательные записи дают учителю достаточно
полное представление о напряженности интересов и способностей школьника, что
облегчает профориентационную работу.
В ряду педагогико-технологических явлений важное место занимают технологические
средства. Компьютерные устройства, машинное программирование, разнообразные
приборы и аппараты могут и должны включаться в педагогическую технологию в качестве
отдельных звеньев или в виде самостоятельной технико-технологической цепочки.
Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а
педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне
организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.