Программа элективного курса "Работа с источниками по истории России IX-XVIII вв"
Автор: Низовцева Марина Николаевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с Объячево Населённый пункт: С.Объячево, Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа элективного курса "Работа с источниками по истории России IX-XVIII вв" Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЪЯЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Элективный курс
«Работа с источниками по истории
России IX-XVIII вв.»
10 класс
17ч.
Составитель: Низовцева М.Н., учитель истории
с. Объячево, 2013 г.
1
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Работа с историческим документом» предназначен для
реализации профильной подготовки учащихся 10-х классов гуманитарного и социально-
экономического профиля. Содержание учебного материала программы соответствует
целям профильного обучения.
Данный курс помогает учащимся увидеть в документе очень важный источник
исторической информации, равнозначный печатным текстам .
Актуальным является этот курс и потому, что посредством документа
осуществляется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ
учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Документ содействует
конкретизации исторического материала.
Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к сдаче ЕГЭ
по истории в контрольно-измерительных материалах значительное место отведено
знанию исторических источников и умению работать с ними.
Задания такого типа предусмотрены на всех уровнях контрольно-измерительных
материалов (А, В, С).
Цели курса:
сформировать у учащихся целостное представление об историческом знании;
структурировать информацию об отечественной истории как информационной
системе;
обучить учащихся методике самостоятельного и творческого овладения
конкретными уровнями исторического материала;
Способствовать реализации творческого потенциала личности учащихся в рамках
активных форм обучения.
Задачи курса:
освоение источниковедческих форм и приемов работы с источником;
обучение учащихся системному подходу в восприятии любой гуманитарной
учебной дисциплины;
обучение учащихся использованию основных исторических источников;
ориентация учащегося на выбор исторической науки как направления продолжения
образования, формы будущей профессиональной деятельности.
Учащийся должен знать:
основные виды классификации исторических источников;
системную периодизацию истории России и основные явления периодов ее
развития;
основные даты, события и проблемы отечественной истории;
основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их
анализа;
2
основные требования к работе с текстом как историческим источником;
специфические формы источников и особенности их написания.
Учащийся должен уметь:
давать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического
источника;
проводить его идентификацию по времени, типу классификации;
определять уровень достоверности и полноты информации;
проводить анализ содержания источника;
сопоставить различные виды исторических источников, сделать выводы;
грамотно прокомментировать результаты своего исследования.
Учащийся должен иметь навыки:
самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы;
работы с основными, наиболее распространенными видами исторических
источников;
пользования алгоритмами научно-исследовательской и аналитической
деятельности.
Курс рассчитан на 17 часов и представлен: пояснительной запиской, учебно-
тематическим планом, программой, методическими рекомендациями с ресурсным
материалом, списком литературы.
Тематическое планирование
10-й класс (17часов)
№№
п/п
Тема
Кол-
во
часов
Обязательные понятия
1.
Вводное занятие: Источниковедение и
его роль в изучении истории. Основные
этапы работы с историческим
1
Источниковедение.
Историческая наука.
Исторический процесс.
3
источником.
Источниковедческий анализ.
Достоверность (подлинность).
Источниковедческая критика
источника.
Раздел первый
Источники по истории России
древнейшего периода
6
1.
Византийские источники о восточных
славянах и Киевской Руси.
1
Анты. Склавины. Жития.
Хроники.
2.
Летописи и летописание. Методы
исследования летописей.
1
Летопись. Летописцы.
Провиденциализм. Датировка
летописей. Летописный извод.
3.
"Повесть временных лет".
1
Летописные списки. Редакция
"Повести временных лет".
Начальный свод.
4.
Законодательные акты (Х-ХV века)
1
"Русская Правда". "Устав
Владимира Мономаха". Вира.
Реза. Судные и уставные
грамоты.
5.
Литературные и публицистические
памятники (Х-ХV века)
2
"Слово". "Сказание".
"Послание". "Поучение".
Агиографическая литература.
"Киево-Печерский патерик".
"Четьи-Меньи".
Раздел второй
Источники по истории России
(XVI-XVII века)
4
1.
Развитие летописной традиции:
Взлет и угасание летописания.
1
Никоновская летопись. Лицевой
свод.
"Новый летописец".
2.
Законодательные акты (XVI-XVII века)
1
Судебник. "Соборное Уложение
1649 года".
3.
Актовые материалы (XVI-XVII века)
1
Классификация грамот.
Ярлыки. Кормления.
4.
Литературные и публицистические
памятники (XVI-XVII века)
1
Повести. Сказания.
"Домострой". Моления. "Житие
протопопа Аввакума"
Раздел третий
Источники по истории России (XVIII
век)
6
1.
Законодательные акты.
Делопроизводство.
2
Манифест. Указ. Регламент.
Наставления. Инструкция.
Наказ. "Табель о рангах".
"Генеральный регламент".
2.
Политические сочинения и публицистика
2
"Книга о скудности и богатстве"
И.Т. Посошкова. "О
повреждении нравов в России"
М.М. Щербатова. "Путешествие
из Петербурга в Москву" А.Н.
Радищева
4
3.
Периодическая печать
1
"Ведомости...". Газета. Журнал.
"Труды вольного
экономического общества".
Первый провинциальный
журнал "Уединенный
пошехонец" (1786, Ярославль).
4.
Мемуары, дневники, частная переписка
1
Мемуары, воспоминания,
записки. "Записки Андрея
Тимофеевича Болотова".
"Мемуары Екатерины Великой".
"Дневник А.В. Храповицкого".
Итого
17
Содержание элективного курса
Вводное занятие.
Источниковедение и его роль в изучении истории
Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение
истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического
знания. Откуда берутся и как находят исторические источники. Приключения мысли при
изучении источников.
Предмет и задачи источниковедения
Как складывалась наука об изучении источников? Исторический источник как
предмет изучения. Сущность исторического источника: исторические источники - это все,
5
отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного
познания. Информация - содержание исторического источника. Классификация
исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и
историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности.
Основные этапы работы с историческим источником
Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей
памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление
времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста;
истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости.
Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника.
Раздел первый
Источники по истории России древнейшего периода
Тема 1.
Византийские источники о восточных славянах и Киевской Руси .
Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах
Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Упоминания о русах в житиях
византийских святых. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона:
записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами, расправа
Гермонариха с Бусом (Божем).
Тема 2.
Летописи и летописание. Методы исследования летописей.
Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса.
Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи
и художественное творчество.
Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное
летописание. Личность летописца.
Тема 3.
"Повесть временных лет".
История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор -
первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия
Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и
"новгородские" пристрастия "Повести...".
Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи.
Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы
"Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, о
богатыре-Кожемяке и т.д.
Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и
князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм -
основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических
ценностей.
Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха.
Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении
князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет".
Тема 4.
Законодательные акты (X-XV века)
Правовые акты: публично-правовые и частноправовые. "Русская Правда" и ее состав.
Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др.
"Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты.
Тема 5.
Литературные и публицистические памятники (X-XV века)
6
Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение,
моление, житие. "Слово о законе и благодати" Иллариона - первый литературно-
философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" -
эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе.
Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника".
Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево-
Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке".
Раздел второй.
Источники по истории России (XV-XVII века)
Тема 1.
Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания.
Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность.
Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и
идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию.
"Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто
редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного
времени.
Тема 2.
Законодательные акты XVI-XVII веков
Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность
состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников. Соборное Уложение
1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по
версии Соборного Уложения.
Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов.
Тема 3.
Актовые материалы XVI-XVII веков
Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката
крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы.
Складные и поручные записи. Духовные грамоты.
Ханские ярлыки и кормления.
Тема 4.
Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века)
Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников
литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых.
"Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников.
"Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и
идеологическая запальчивость. "Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей
в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный?
Разноголосица Смутного времени: "Сказание Аврамия Палицына", "Иное сказание!.
"Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на
Россию первого русского политического эмигранта.
"Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской
литературы.
Раздел третий
Источники по истории России (XVIII век)
Тема 1.
Законодательные акты. Делопроизводство .
Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской. Замена
столбцового делопроизводства протокольным. Тщательная фиксация деталей.
Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность
7
классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления,
инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов.
"Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный
регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762
года.
Тема 2
Политические сочинения и публицистика
Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических
источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и
публицистической литературы. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как
образец политической публицистики.
Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики
просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова -
критика абсолютизма умным консерватором.
Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из
Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет.
Тема 3.
Периодическая печать
Рождение периодической печати России и ее место в системе источников.
"Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Полифоничность содержания
печатных изданий. Классификация органов периодики. Два подхода к работе с
периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы);
2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая
сама по себе не является темой об этом органе.
Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип
официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец
общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) -
первый провинциальный журнал.
Тема 4.
Мемуары, дневники, частная переписка
Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа
исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской
оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения:
"Врет как очевидец".
"Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник
государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары
Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины Дашковой - два взгляда на одни и те же
события.
Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху
Екатерины II изнутри. Дневники частных лиц.
Литература
1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. /Сост. А.С.
Орлов и др. М.: Проспект, 1999.
2. Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М.: Высшая школа, 1994г.
3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989 г.
4. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Наука, 1963 г.
6. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, любые
Выпуски.
7. Екатерина II в воспоминаниях современников (оценках историков). М.: Терра, 1998 г.
8. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект-Пресс, 1998 г.
8