Напоминание

Программа элективного курса "Работа с источниками по истории России IX-XVIII вв"


Автор: Низовцева Марина Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с Объячево
Населённый пункт: С.Объячево, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа элективного курса "Работа с источниками по истории России IX-XVIII вв"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЪЯЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Элективный курс «Работа с источниками по истории России IX-XVIII вв.» 10 класс 17ч. Составитель: Низовцева М.Н., учитель истории с. Объячево, 2013 г. 1

Пояснительная записка
Данный элективный курс «Работа с историческим документом» предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 10-х классов гуманитарного и социально- экономического профиля. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения. Данный курс помогает учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам . Актуальным является этот курс и потому, что посредством документа осуществляется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Документ содействует конкретизации исторического материала. Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории в контрольно-измерительных материалах значительное место отведено знанию исторических источников и умению работать с ними. Задания такого типа предусмотрены на всех уровнях контрольно-измерительных материалов (А, В, С).
Цели курса:
 сформировать у учащихся целостное представление об историческом знании;  структурировать информацию об отечественной истории как информационной системе;  обучить учащихся методике самостоятельного и творческого овладения конкретными уровнями исторического материала;  Способствовать реализации творческого потенциала личности учащихся в рамках активных форм обучения.
Задачи курса:
 освоение источниковедческих форм и приемов работы с источником;  обучение учащихся системному подходу в восприятии любой гуманитарной учебной дисциплины;  обучение учащихся использованию основных исторических источников;  ориентация учащегося на выбор исторической науки как направления продолжения образования, формы будущей профессиональной деятельности.
Учащийся должен знать:
 основные виды классификации исторических источников;  системную периодизацию истории России и основные явления периодов ее развития;  основные даты, события и проблемы отечественной истории;  основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их анализа; 2
 основные требования к работе с текстом как историческим источником;  специфические формы источников и особенности их написания.
Учащийся должен уметь:
 давать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического источника;  проводить его идентификацию по времени, типу классификации;  определять уровень достоверности и полноты информации;  проводить анализ содержания источника;  сопоставить различные виды исторических источников, сделать выводы;  грамотно прокомментировать результаты своего исследования.
Учащийся должен иметь навыки:
 самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы;  работы с основными, наиболее распространенными видами исторических источников;  пользования алгоритмами научно-исследовательской и аналитической деятельности. Курс рассчитан на 17 часов и представлен: пояснительной запиской, учебно- тематическим планом, программой, методическими рекомендациями с ресурсным материалом, списком литературы.
Тематическое планирование

10-й класс (17часов)
№№ п/п Тема Кол- во часов Обязательные понятия 1. Вводное занятие: Источниковедение и его роль в изучении истории. Основные этапы работы с историческим 1 Источниковедение. Историческая наука. Исторический процесс. 3
источником. Источниковедческий анализ. Достоверность (подлинность). Источниковедческая критика источника. Раздел первый Источники по истории России древнейшего периода 6 1. Византийские источники о восточных славянах и Киевской Руси. 1 Анты. Склавины. Жития. Хроники. 2. Летописи и летописание. Методы исследования летописей. 1 Летопись. Летописцы. Провиденциализм. Датировка летописей. Летописный извод. 3. "Повесть временных лет". 1 Летописные списки. Редакция "Повести временных лет". Начальный свод. 4. Законодательные акты (Х-ХV века) 1 "Русская Правда". "Устав Владимира Мономаха". Вира. Реза. Судные и уставные грамоты. 5. Литературные и публицистические памятники (Х-ХV века) 2 "Слово". "Сказание". "Послание". "Поучение". Агиографическая литература. "Киево-Печерский патерик". "Четьи-Меньи". Раздел второй Источники по истории России (XVI-XVII века) 4 1. Развитие летописной традиции: Взлет и угасание летописания. 1 Никоновская летопись. Лицевой свод. "Новый летописец". 2. Законодательные акты (XVI-XVII века) 1 Судебник. "Соборное Уложение 1649 года". 3. Актовые материалы (XVI-XVII века) 1 Классификация грамот. Ярлыки. Кормления. 4. Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века) 1 Повести. Сказания. "Домострой". Моления. "Житие протопопа Аввакума" Раздел третий Источники по истории России (XVIII век) 6 1. Законодательные акты. Делопроизводство. 2 Манифест. Указ. Регламент. Наставления. Инструкция. Наказ. "Табель о рангах". "Генеральный регламент". 2. Политические сочинения и публицистика 2 "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова. "О повреждении нравов в России" М.М. Щербатова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева 4
3. Периодическая печать 1 "Ведомости...". Газета. Журнал. "Труды вольного экономического общества". Первый провинциальный журнал "Уединенный пошехонец" (1786, Ярославль). 4. Мемуары, дневники, частная переписка 1 Мемуары, воспоминания, записки. "Записки Андрея Тимофеевича Болотова". "Мемуары Екатерины Великой". "Дневник А.В. Храповицкого". Итого 17
Содержание элективного курса
Вводное занятие.
Источниковедение и его роль в изучении истории
Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического знания. Откуда берутся и как находят исторические источники. Приключения мысли при изучении источников.
Предмет и задачи источниковедения
Как складывалась наука об изучении источников? Исторический источник как предмет изучения. Сущность исторического источника: исторические источники - это все, 5
отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного познания. Информация - содержание исторического источника. Классификация исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности.
Основные этапы работы с историческим источником
Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста; истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости. Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника.
Раздел первый

Источники по истории России древнейшего периода
Тема 1.
Византийские источники о восточных славянах и Киевской Руси
. Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Упоминания о русах в житиях византийских святых. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона: записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами, расправа Гермонариха с Бусом (Божем). Тема 2.
Летописи и летописание. Методы исследования летописей.
Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса. Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи и художественное творчество. Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное летописание. Личность летописца. Тема 3.
"Повесть временных лет".
История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор - первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и "новгородские" пристрастия "Повести...". Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи. Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы "Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, о богатыре-Кожемяке и т.д. Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм - основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических ценностей. Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет". Тема 4.
Законодательные акты (X-XV века)
Правовые акты: публично-правовые и частноправовые. "Русская Правда" и ее состав. Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др. "Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты. Тема 5.
Литературные и публицистические памятники (X-XV века)
6
Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение, моление, житие. "Слово о законе и благодати" Иллариона - первый литературно- философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" - эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе. Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника". Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево- Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке".
Раздел второй.

Источники по истории России (XV-XVII века)
Тема 1.
Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания.
Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность. Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию. "Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного времени. Тема 2.
Законодательные акты XVI-XVII веков
Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников. Соборное Уложение 1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по версии Соборного Уложения. Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов. Тема 3.
Актовые материалы XVI-XVII веков
Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы. Складные и поручные записи. Духовные грамоты. Ханские ярлыки и кормления. Тема 4.
Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века)
Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых. "Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников. "Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и идеологическая запальчивость. "Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный? Разноголосица Смутного времени: "Сказание Аврамия Палицына", "Иное сказание!. "Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на Россию первого русского политического эмигранта. "Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской литературы.
Раздел третий

Источники по истории России (XVIII век)
Тема 1.
Законодательные акты. Делопроизводство
. Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской. Замена столбцового делопроизводства протокольным. Тщательная фиксация деталей. Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность 7
классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления, инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов. "Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762 года. Тема 2
Политические сочинения и публицистика
Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и публицистической литературы. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как образец политической публицистики. Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова - критика абсолютизма умным консерватором. Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет. Тема 3.
Периодическая печать
Рождение периодической печати России и ее место в системе источников. "Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Полифоничность содержания печатных изданий. Классификация органов периодики. Два подхода к работе с периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы); 2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая сама по себе не является темой об этом органе. Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) - первый провинциальный журнал. Тема 4.
Мемуары, дневники, частная переписка
Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения: "Врет как очевидец". "Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины Дашковой - два взгляда на одни и те же события. Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху Екатерины II изнутри. Дневники частных лиц.
Литература
1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. /Сост. А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 1999. 2. Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М.: Высшая школа, 1994г. 3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989 г. 4. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Наука, 1963 г. 6. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, любые Выпуски. 7. Екатерина II в воспоминаниях современников (оценках историков). М.: Терра, 1998 г. 8. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект-Пресс, 1998 г. 8


В раздел образования