"Система оценивания на уроках русского языка в условиях введения новых ФГОС"
Автор: Смыслова Виктория Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ№24" Населённый пункт: г.Удачный Мирнинский р-н РС(Я Наименование материала: статья Тема: "Система оценивания на уроках русского языка в условиях введения новых ФГОС" Раздел: полное образование
Мирнинский район РС(Я)
Данная тема меня заинтересовала и была выбрана мной неслучайно. Она
актуальна, потому что ее методологическое научное решение отвечает насущной
потребности активного включения учителя основной школы в практическоевнедрение
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в
педагогическую деятельность на уроках образовательных учреждений, и, несомненно,
ориентирует педагога на необходимость изменениясистемы оценивания в новых условиях
таким образом, чтобы она позволила объективнооценить предметные, метапредметные и
личностные результаты учащихся на уроке, используя эффективные техники
формирующего и критериального оценивания. Потому что новая современная система
оценивания должна давать характеристику возможностям учащихся, сравнивать их со
способностями и достижениями каждого в соответствии с федеральными
образовательными стандартами, либо с его собственными целями; быть
диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса; способствовать
самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.
Нет сомнения в том, что новой школе нужен педагог, владеющий оценочной
деятельностью в таком виде, способный к осуществлению всех ее форм и методов на
современном уровне. Вопрос в том, почему до сих пор не удалось разрешить эту
проблему. Может быть, дело в неверном понимании ее сути? Чтобы ответить на этот
вопрос, предлагаю еще раз обратить внимание на оценочную деятельность педагога как
деятельность.
Согласно большинству авторитетных источников под деятельностью принято
понимать активность субъекта направленную на изменение мира, на производство или
порождение определенного объективного продукта материальной или духовной культуры.
Оценочная деятельность педагога порождает смыслообразующие факты,
свидетельствующие о правильности образовательной траектории.
Стандарт реализует принципы системно-деятельностного подхода и выделяет
оценочную деятельность педагога как его новую профессиональную задачу, овладение
которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. Для
успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть:
умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки;
умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать
форму оценки и умением сообщать оценку ученику и т.д. С внедрением стандартов нового
поколения меняется и общий смысл оценочной деятельности учителя, который состоит,
прежде всего, в том, чтобы стимулировать активность самих учеников. Поэтому целью
этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для
развития у них адекватной самооценки. При таком подходе, предметом оценочной
деятельности учителя становится организация образовательного процесса в целом и
собственная профессиональная педагогическая деятельность. Формулируя цели,
мотивируя деятельность обучающихся, организуя и контролируя их работу, педагог тем
самым принимает на себя ответственность за качество образовательного процесса.
При анализе исследований за последние несколько лет обнаружено немного работ,
посвящённых проблеме формирования учебно-познавательной компетентности
посредством формирующего и критериального оценивания (то есть, компетентности
учащегося, сформированной личностно-осмысленным опытом успешного осуществления
учебно-познавательной деятельности на
межпредметном уровне). Несмотря на
разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и
прикладную значимость, работы, посвящённые проблеме оценочной деятельности
учащихся, не исчерпывают проблему, не получили свою завершенность. В связи с этим
целесообразно рассматривать определение педагогических оснований формирования и
развития учебно-познавательной компетентности учащихся посредством использования
технологии формирующего и критериального оценивания их учебных достижений как
одно из современных научных направлений.
Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки.
Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия в отметке
конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого
балла, а также трудность ранжирования результатов средствами
пятибалльной оценки -
все это требует скорейшего решения. Проблему оценивания предметных и личностных
достижений учащихся можно решить путем формирования системы оценивания
результатов освоения учащимися основной образовательной программы по русскому
языку.
Система оценивания успешности образовательного процесса сегодня очень
важна. Потому что она является главным механизмом осуществления контрольно-
диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности
образовательного процесса, а также рычагом пониманияэтой связи самим учащимся.
Cистема оценивания и самооценивания является естественным средством
саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную
важность в развитии образовательной системы в целом.
Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так
как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного
образовательного пространства.
Следовательно, проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед
учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности
своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к
предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому
себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять,
открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на
современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от
модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики
созидают, а учитель лишь направляет.