Музейная педагогика и развитие технического творчества молодежи (на примере опыта "Музея авиации, космонавтики и ракетной техники")
Автор: Логвинова Маргарита Игоревна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" Населённый пункт: город Курск Наименование материала: статья Тема: Музейная педагогика и развитие технического творчества молодежи (на примере опыта "Музея авиации, космонавтики и ракетной техники") Раздел: дополнительное образование
РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ»)
Логвинова М.И.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», г. Курск
Музеи призваны выполнять функцию сохранения историко-культурного
наследия нации, именно здесь аккумулируются ведущие достижения в области
науки, искусства и техники. Конечно, музей обладает и значительным
потенциалом в области обучения и воспитания подрастающего поколения.
Постепенно музейное пространство становится не только культурным, но и
образовательным [3].
Если говорить о профессиональном образовании, то здесь все более
востребованными становятся технические специальности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях не
однократно подчеркивает важность подготовки молодых специалистов
технических профессий. Он отмечает, что мировыми лидерами сейчас
становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и
формировать собственную научную и производственную базы. Издавна наша
страна могла гордиться и восхищаться своими инженерами, но со временем
популярность этой профессии стала уменьшаться.
Процесс качественной подготовки технических кадров невозможно
осуществить, если не создать условия для преемственности и согласованности
действий всех образовательных организаций, так или иначе связанных с
развитием технических навыков (общеобразовательных организаций,
организаций в сфере дополнительного образования, среднего и высшего
профессионального образования).
Зачастую интерес к техническому творчеству проявляется именно в
школьном возрасте. В это время наблюдается высокая мотивация,
познавательный интерес, стремление к открытиям. Дети пробуют себя в
различных областях, в том числе и в техническом творчестве. На наш взгляд,
наиболее продуктивным «полем» для поиска себя являются детские
объединения в организациях дополнительного образования. Ведь именно здесь
каждый может свободно, руководствуясь исключительно собственными
интересами, взглядами, склонностями выбрать ту сферу, где будет
реализовываться как личность. В итоге, к моменту выбора профессии
обучающийся должен четко представлять, кем он будет и что его ждет, иметь
достаточный объем знаний и умений, чтобы поступить на интересующую его
специальность.
Повторимся, что это идеальный вариант, возможный только при
согласованных усилиях всех сторон, заинтересованных в подготовке
высококвалифицированных кадров.
Подчеркивая значимость повышения популярности среди детей и
молодежи технического творчества, В.В. Путин поручил разработать комплекс
мер для развития дополнительного образования детей в сфере научно-
технического творчества, в том числе в области робототехники.
Однако не только усвоение системы знаний, умений и навыков
(предметные и метапредметные результаты) является требованием к овладению
определенной образовательной программой, в том числе и в системе
дополнительного образования, но и личностные результаты (система
отношений, взглядов, ценностных ориентиров личности и т.д.).
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» указывается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины».
Не вызывает сомнения тот факт, что решение этой задачи возможно
только в условиях включения детей и молодежи в деятельность, связанную с
осознанием и усвоением традиционных духовных российских ценностей,
воспитанием чувства гордости за достижения отечественных ученых, военных,
деятелей искусства.
Встает вопрос о том, как способствовать решению сразу двух этих
важнейших задач в условиях организаций дополнительного образования. Для
ответа на этот вопрос обратимся к двум авторитетным наукам в области
познания человека, его обучения и воспитания. Современное психологическое
знание говорит о том, что психика формируется и проявляется в деятельности,
исключительно в ней. Сколько бы мы не говорили о пользе технического
творчества, сколько бы не восхищались мужеством наших соотечественников –
этого будет недостаточно, чтобы выполнить социальный заказ по воспитанию,
отраженный в Стратегии. Нужно непосредственное приобщение к
деятельности, участие в создании ее продукта, только тогда обучение и
воспитание будут эффективными.
Одна из наиболее актуальных педагогических технологий – музейная
педагогика. Это развивающееся направление, приобретающее все большую
значимость [1].
Отметим, что ее развитие и становление обусловлено интеграционными
процессами, пронизывающими все сферы образования, науки и культуры.
Спецификой музейной педагогики является то, что она, с одной стороны,
выступает как научно-методологическая дисциплина, а с другой – объединяет
усилия музейных работников и музейных педагогов.
Музейная педагогика тесно связана с целым рядом наук:
искусствоведение, музееведение, психология, история, краеведение.
Если анализировать зарубежный опыт в области музейной педагогики, то
нужно подчеркнуть, что именно в Англии и США впервые стали наиболее
активно разрабатываться программы для различных категорий населения.
Однако именно в Германии были заложены многие положения, остающиеся
актуальными до сих пор. Например, идея о музейном диалоге принадлежит А.
Лихтварту. Он полагал, что каждый посетитель музея должен рассматриваться
как участник диалога, для которого работник музея (или музейный педагог)
выступает в качестве посредника в общении с искусством [2].
Говоря об отечественных достижениях в области музейной педагогики,
обратим внимание на то, что она наиболее активно развивалась в 80-90-е годы
ХХ века. Именно в этот период приходит понимание важности
коммуникативного подхода к осмыслению модели музея, складывается
представление об образовательном пространстве музея, формируется
дифференцированный подход к посетителям музеев и т.д. [1].
Современный музей призван не только удовлетворять потребности
общества, но и самостоятельно формировать его культурные запросы, так
называемую «музейную потребность» (потребность накапливать и сохранять
опыт человечества, его культурное и природное наследие).
На наш взгляд, современная система дополнительного образования
недостаточно использует ресурсы музейной педагогики, а сочетание этой
образовательной технологией с проектной деятельностью может вызвать
значительный эффект.
В связи со всем вышесказанным, хотелось бы поделиться опытом работы
«Музея авиации, космонавтики и ракетной техники имени Н.П. Слепцова»
(МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска, директор Л.Г. Девянина).
Данный музей является вместилищем всех важнейших отечественных
достижений в области космонавтики, авиации, ракетостроения.
Музей космонавтики является структурным подразделением
Федерального космического агентства. Показателен тот факт, что за последний
год его посетили около двух с половиной тысяч человек. Среди них как
школьники, так и взрослое население г. Курска, а также других городов России
и Украины (Москва, Орел, Белгород, Донецк, Королев и др.).
На базе музея уже 9 раз проводился Международный конкурс детского
рисунка «Космос глазами детей». В последний раз в нем принимали участие
дети из России, Белорусссии и Словении, на конкурс было подано более 500
работ. На Региональном уровне организуется конкурс «Космическая ёлочная
игрушка».
Музей космонавтики является стажировочной площадкой,
ориентированной на обмен опытом в области музейной педагогики.
Спектр форм работы музея достаточно широк: посетителям предлагаются
обзорные и тематические экскурсии, встречи с интересными людьми
(космонавтами, ветеранами ракетных войск и т.д.), демонстрация тематических
видеофильмов, организуются выставки, мастер-классы, поездки, конкурсы.
С недавнего времени при музее космонавтики существует «Отряд юных
космонавтов» (руководитель Г.Н. Давыдова).
Одно из наиболее важных направлений в деятельности музея, исходя из
государственного заказа, - участие в развитии технического творчества среди
молодежи.
В экспозиции музея специально внесены экспонаты, выполненные
учащимися детских объединений научно-технической направленности (модели
самолетов, ракет, планеры).
В экскурсиях обязательно делается акцент на личности того выдающегося
человека, кому посвящен тот иной информационный стенд, причем сообщаются
интересные факты о том, что раннее увлечение техническим творчеством может
повлиять на профессиональное и личностное становление человека. Так, мы
рассказываем о том, что Ю.А. Гагарин в школьные годы занимался в
авиамодельном кружке, где и проявилась (а может быть, и зародилась) его
любовь к небу. С.П. Королев, будучи подростком, много времени проводил в
школьной мастерской, оттачивая навыки работы по дереву, что впоследствии
пригодилось ему, когда уже в более старшем возрасте он стал конструировать
свои первые планеры, занимаясь, опять же, в планерном кружке.
Конечно же, внимание посетителей привлекают музейные экспонаты,
которые также являлись когда-то продуктами технического творчества: модели
ракет, ракетных комплексов, космических спутников, космических летательных
аппаратов, робот и др.
Становится доброй традицией приглашать в музей на мероприятия со
школьниками педагогов и учащихся объединений научно-технической
направленности (авиамоделистов и судомоделистов). Ведь никто не расскажет о
том или ином самолете лучше, чем ребенок, который смастерил его модель
собственными руками, в течение месяцев кропотливой работы добивался
ювелирного сходства с оригиналом.
Музей активно сотрудничает с ФГБОУ ВПО «Юго-западный
государственный университет», где техническое творчество находится на
достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют разработки в области
малых космических аппаратов, в частности, их успешные запуски на орбиту.
Отметим, что работа в данном направлении продолжается, ищутся новые,
эффективные формы работы, способствующие развитию технического
творчества молодежи.
Используемые источники
1.
Ильинская Н.И. Культурно-образовательное пространство музеев
как педагогический феномен // ЗПУ . 2011. №4. С.194-199.
2.
Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная
педагогическая технология // Человек в мире культуры . 2012. №4. С.76-81.
3.
Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. –
Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников
образования», 2011.