Напоминание

Музейная педагогика и развитие технического творчества молодежи (на примере опыта "Музея авиации, космонавтики и ракетной техники")


Автор: Логвинова Маргарита Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика и развитие технического творчества молодежи (на примере опыта "Музея авиации, космонавтики и ракетной техники")
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ

(НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА «МУЗЕЯ АВИАЦИИ, КОСМОНАВТИКИ И

РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ»)
Логвинова М.И., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», г. Курск Музеи призваны выполнять функцию сохранения историко-культурного наследия нации, именно здесь аккумулируются ведущие достижения в области науки, искусства и техники. Конечно, музей обладает и значительным потенциалом в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Постепенно музейное пространство становится не только культурным, но и образовательным [3]. Если говорить о профессиональном образовании, то здесь все более востребованными становятся технические специальности. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях не однократно подчеркивает важность подготовки молодых специалистов технических профессий. Он отмечает, что мировыми лидерами сейчас становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и формировать собственную научную и производственную базы. Издавна наша страна могла гордиться и восхищаться своими инженерами, но со временем популярность этой профессии стала уменьшаться. Процесс качественной подготовки технических кадров невозможно осуществить, если не создать условия для преемственности и согласованности действий всех образовательных организаций, так или иначе связанных с развитием технических навыков (общеобразовательных организаций, организаций в сфере дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования). Зачастую интерес к техническому творчеству проявляется именно в школьном возрасте. В это время наблюдается высокая мотивация, познавательный интерес, стремление к открытиям. Дети пробуют себя в различных областях, в том числе и в техническом творчестве. На наш взгляд, наиболее продуктивным «полем» для поиска себя являются детские объединения в организациях дополнительного образования. Ведь именно здесь каждый может свободно, руководствуясь исключительно собственными интересами, взглядами, склонностями выбрать ту сферу, где будет реализовываться как личность. В итоге, к моменту выбора профессии обучающийся должен четко представлять, кем он будет и что его ждет, иметь достаточный объем знаний и умений, чтобы поступить на интересующую его специальность. Повторимся, что это идеальный вариант, возможный только при согласованных усилиях всех сторон, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров.
Подчеркивая значимость повышения популярности среди детей и молодежи технического творчества, В.В. Путин поручил разработать комплекс мер для развития дополнительного образования детей в сфере научно- технического творчества, в том числе в области робототехники. Однако не только усвоение системы знаний, умений и навыков (предметные и метапредметные результаты) является требованием к овладению определенной образовательной программой, в том числе и в системе дополнительного образования, но и личностные результаты (система отношений, взглядов, ценностных ориентиров личности и т.д.). В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Не вызывает сомнения тот факт, что решение этой задачи возможно только в условиях включения детей и молодежи в деятельность, связанную с осознанием и усвоением традиционных духовных российских ценностей, воспитанием чувства гордости за достижения отечественных ученых, военных, деятелей искусства. Встает вопрос о том, как способствовать решению сразу двух этих важнейших задач в условиях организаций дополнительного образования. Для ответа на этот вопрос обратимся к двум авторитетным наукам в области познания человека, его обучения и воспитания. Современное психологическое знание говорит о том, что психика формируется и проявляется в деятельности, исключительно в ней. Сколько бы мы не говорили о пользе технического творчества, сколько бы не восхищались мужеством наших соотечественников – этого будет недостаточно, чтобы выполнить социальный заказ по воспитанию, отраженный в Стратегии. Нужно непосредственное приобщение к деятельности, участие в создании ее продукта, только тогда обучение и воспитание будут эффективными. Одна из наиболее актуальных педагогических технологий – музейная педагогика. Это развивающееся направление, приобретающее все большую значимость [1]. Отметим, что ее развитие и становление обусловлено интеграционными процессами, пронизывающими все сферы образования, науки и культуры. Спецификой музейной педагогики является то, что она, с одной стороны, выступает как научно-методологическая дисциплина, а с другой – объединяет усилия музейных работников и музейных педагогов. Музейная педагогика тесно связана с целым рядом наук: искусствоведение, музееведение, психология, история, краеведение. Если анализировать зарубежный опыт в области музейной педагогики, то нужно подчеркнуть, что именно в Англии и США впервые стали наиболее активно разрабатываться программы для различных категорий населения.
Однако именно в Германии были заложены многие положения, остающиеся актуальными до сих пор. Например, идея о музейном диалоге принадлежит А. Лихтварту. Он полагал, что каждый посетитель музея должен рассматриваться как участник диалога, для которого работник музея (или музейный педагог) выступает в качестве посредника в общении с искусством [2]. Говоря об отечественных достижениях в области музейной педагогики, обратим внимание на то, что она наиболее активно развивалась в 80-90-е годы ХХ века. Именно в этот период приходит понимание важности коммуникативного подхода к осмыслению модели музея, складывается представление об образовательном пространстве музея, формируется дифференцированный подход к посетителям музеев и т.д. [1]. Современный музей призван не только удовлетворять потребности общества, но и самостоятельно формировать его культурные запросы, так называемую «музейную потребность» (потребность накапливать и сохранять опыт человечества, его культурное и природное наследие). На наш взгляд, современная система дополнительного образования недостаточно использует ресурсы музейной педагогики, а сочетание этой образовательной технологией с проектной деятельностью может вызвать значительный эффект. В связи со всем вышесказанным, хотелось бы поделиться опытом работы «Музея авиации, космонавтики и ракетной техники имени Н.П. Слепцова» (МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска, директор Л.Г. Девянина). Данный музей является вместилищем всех важнейших отечественных достижений в области космонавтики, авиации, ракетостроения. Музей космонавтики является структурным подразделением Федерального космического агентства. Показателен тот факт, что за последний год его посетили около двух с половиной тысяч человек. Среди них как школьники, так и взрослое население г. Курска, а также других городов России и Украины (Москва, Орел, Белгород, Донецк, Королев и др.). На базе музея уже 9 раз проводился Международный конкурс детского рисунка «Космос глазами детей». В последний раз в нем принимали участие дети из России, Белорусссии и Словении, на конкурс было подано более 500 работ. На Региональном уровне организуется конкурс «Космическая ёлочная игрушка». Музей космонавтики является стажировочной площадкой, ориентированной на обмен опытом в области музейной педагогики. Спектр форм работы музея достаточно широк: посетителям предлагаются обзорные и тематические экскурсии, встречи с интересными людьми (космонавтами, ветеранами ракетных войск и т.д.), демонстрация тематических видеофильмов, организуются выставки, мастер-классы, поездки, конкурсы. С недавнего времени при музее космонавтики существует «Отряд юных космонавтов» (руководитель Г.Н. Давыдова). Одно из наиболее важных направлений в деятельности музея, исходя из государственного заказа, - участие в развитии технического творчества среди молодежи.
В экспозиции музея специально внесены экспонаты, выполненные учащимися детских объединений научно-технической направленности (модели самолетов, ракет, планеры). В экскурсиях обязательно делается акцент на личности того выдающегося человека, кому посвящен тот иной информационный стенд, причем сообщаются интересные факты о том, что раннее увлечение техническим творчеством может повлиять на профессиональное и личностное становление человека. Так, мы рассказываем о том, что Ю.А. Гагарин в школьные годы занимался в авиамодельном кружке, где и проявилась (а может быть, и зародилась) его любовь к небу. С.П. Королев, будучи подростком, много времени проводил в школьной мастерской, оттачивая навыки работы по дереву, что впоследствии пригодилось ему, когда уже в более старшем возрасте он стал конструировать свои первые планеры, занимаясь, опять же, в планерном кружке. Конечно же, внимание посетителей привлекают музейные экспонаты, которые также являлись когда-то продуктами технического творчества: модели ракет, ракетных комплексов, космических спутников, космических летательных аппаратов, робот и др. Становится доброй традицией приглашать в музей на мероприятия со школьниками педагогов и учащихся объединений научно-технической направленности (авиамоделистов и судомоделистов). Ведь никто не расскажет о том или ином самолете лучше, чем ребенок, который смастерил его модель собственными руками, в течение месяцев кропотливой работы добивался ювелирного сходства с оригиналом. Музей активно сотрудничает с ФГБОУ ВПО «Юго-западный государственный университет», где техническое творчество находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют разработки в области малых космических аппаратов, в частности, их успешные запуски на орбиту. Отметим, что работа в данном направлении продолжается, ищутся новые, эффективные формы работы, способствующие развитию технического творчества молодежи.
Используемые источники
1. Ильинская Н.И. Культурно-образовательное пространство музеев как педагогический феномен // ЗПУ . 2011. №4. С.194-199. 2. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры . 2012. №4. С.76-81. 3. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. – Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.


В раздел образования