Автор: Хрусталькина Валентина Федоровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: г. Петровск Саратовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "А он встает над волнами забвенья…" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Петровска Саратовской области
«А он встает над волнами забвенья…»
(Литературный полилог, посвященный М.Ю. Лермонтову)
Подготовила учитель русского языка и литературы
Хрусталькина Валентина Федоровна
2016 г.
Пускай историю страстей и дел моих
хранят далекие потомки…
М.Ю. Лермонтов
Цели и задачи : углубление знаний, расширение кругозора обучающихся о
жизни и творчестве классика русской литературы М.Ю.Лермонтова; развитие
духовных, нравственных интересов у обучающихся; формирование
эстетического вкуса; активизация совместной творческой работы.
Оформление : большой портрет М.Ю.Лермонтова, его обрамляют эмблемы
творческого гения: гусиное перо, палитра, нотный стан, пальмовая ветвь.
Столик – цветы, сборник стихов, свеча.
Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад» - танцующие
пары.
Слово учителя о духовной поэзии М.Ю.Лермонтова.
Слово учителя:
Добрый день, дорогие друзья, любители русской
словесности! Наш литературный полилог посвящен дню памяти Михаила
Юрьевича Лермонтова. Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то
ощущение грусти, и нежности, и тоски, и гордости, которое охватывает, едва
открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на странное молодое лицо
с печальными глазами; некрасивое и прекрасное лицо обреченного на долгие
страдания и короткую жизнь человека?
Судьба Михаила Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой
стремительной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в
это неулыбчивое, сожжённое внутренней тревогой лицо, в эти громадные,
бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни
стараемся, не можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его
произведения, мы можем узнать историю его души, понять его как поэта и
человека.
Почему именно Лермонтова? Не Тютчев, не Блок – поэты столь же
громадного таланта, а именно Лермонтов стал непреходящей печалью и тайной
любовью чуть ли не каждого человека. Вот уже почти 200 лет его стихи, его
проза, его судьба воспринимается миллионами людей как очень личное
переживание, и каждый в свой час открывает Лермонтова для себя одного,
ревниво бережет его в душе.
Я думаю, ответ на этот вопрос мы найдем у Даниила Андреева в его «Розе
мира»: «Возможно, что этот титан так и не разрешил бы никогда заданную ему
задачу: слить художественное творчество с духовным делением и подвигом
жизни, превратиться из вестника в пророка. Но мне, кажется, более вероятным
другое: если бы не разразилась пятигорская катастрофа, современное русское
общество оказалось бы зрителем такого – непредставимого для нас и
неповторимого ни для кого – жизненного пути, который привёл бы Лермонтова-
старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все
блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили бы
обогащению духа и где мудрость, прозорливость и просветлённое величие
таковы, что все человечество взирает на этих владык горных вершин культуры с
благоговением, любовью и с трепетом радости…»
Чтец
(количество чтецов определяется количеством участников
мероприятия): Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837
года скончался раненый на дуэли Пушкин. (все потрясены)
Чтец: (в руках листочки, которые передает персонажам группы)
Вы обратили
внимание уже на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой
вьюжной зимней ночью.
Чтец:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Чтец:
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Чтец:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Чтец:
Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Чтец: Стихи потрясли! Поэт разоблачил тайный заговор против Пушкина! В
каждой строчке он сообщал ту страшную правду о непокорном поэте и его
гибели. Стихи читали везде, их переписывали и передавали друг другу.
Чтец: Ни в одной литературе мира не было такого! Гибнет величайший поэт
страны. И в тот же час является на смену другой, который стал преемником
гения в литературе. Все повторяли его имя с гордостью, с надеждой, с верой – в
России появился новый поэт. Так началась всенародная слава Лермонтова.
(Мелодия ноктюрна №1 Шопена)
Чтец: В тревожную ночь со 2 на 3 октября в Москве в доме у Красных ворот
появился на свет будущий поэт. Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий
Петрович. Тяжело перенесла роды мать. От тревог, переживаний и от
бессонных ночей осунулся отец.
(на экране портреты родителей)
Чтец: Но была в этом доме женщина, сохранившая даже в эти трудные часы
спокойствие и твердую решимость. Это была бабушка Елизавета Алексеевна
Арсеньева. Она поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной
любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
(слайд№5)
Чтец: Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни
закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не
было еще и 3-х лет. Но день похорон он запомнил на всю жизнь:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем положили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее… и что закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…
Еще он помнил песню, от которой всегда плакал. Посадив ребенка себе на
колени, она заигралась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головой, сидел
неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились
по личику.
Чтец: 5 марта, спустя по христианскому обычаю 9 дней, Юрий Петрович
Лермонтов был вынужден покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета
Алексеевна не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука
наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного
совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан вынужден был
уступить.
Чтец: стихотворение «Ужасная судьба отца и сына…» 1831 год.
Чтец: Детство Михаила Юрьевича прошло в Тарханах, Пензенской губернии, -
имении бабушки. Дом был просторный, с большим садом. Под горой
раскинулся пруд, а за прудом – холмы, леса.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и все встают
Вдали туманы над полями.
Чтец: Наверху в доме была детская; пол в детской был покрыт сукном.
Маленький Лермонтов любил рисовать мелом по сукну и рисовал очень
хорошо. И за какую бы работу не брался мальчик, он всегда делал её
добросовестно, проявляя необычайное упорство и настойчивость. Он хорошо
играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепиано, на скрипке. Как часто
вспоминал поэт картины детства, родные места.
Чтец: Бабушка очень заботилась о его воспитании, наблюдала за каждым его
шагом, приглашала ему лучших учителей. Чтобы внуку не было скучно,
приглашала в дом мальчиков его возраста. Дети вместе учились, играли в войну,
ездили верхом, гуляли, часто ссорились – маленький Лермонтов всегда во всем
хотел быть первым. Он был своенравным, вспыльчивым, но сердце у него было
доброе.
Чтец: Маленький Мишель часто болел, и бабушка несколько раз возила его на
Кавказ лечиться. На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь
высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с
яркими звёздами, и песни горцев… «Как сладкую песню отчизны моей, люблю
я Кавказ», - писал он. Кавказ открыл ему свои объятия, величественные, как
душа поэта, и объятия эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее
– любовь родной души, дружбу близких и далекую родину. Чуткий ко всем
явлениям природы Лермонтов не мог не поддаться обаянию величественного
Кавказа. Именно он стал колыбелью его поэзии. Десятки картин и рисунков
создал Лермонтов на Кавказе.
Чтец: Горы, снежные вершины становятся в сознании Лермонтова символом
свободы. И уже в юношеские годы Михаил Лермонтов сознавал, что Кавказ –
край не только экзотики, но и человеческих трагедий. Поэт дважды был сослан
на Кавказ. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных
действиях. В стихах этих лет («Сон», «Валерия») поэт отразил трагизм войны.
Там же Лермонтов познакомился со ссыльными декабристами.
(стихотворение «Приветствую тебя, седой Кавказ»)
Чтец: По установившейся традиции все сборники лермонтовских
стихотворений открывает стихотворение «Ангел». Эта традиция установилась
не напрасно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубины души
родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток,
отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звёзды, и облака, и луну,
плывущую по небу, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение
«Ангел».
Чтец:
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Чтец: В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет живую
душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила
этой песни, но ощущение песни - память о песне осталась. И вот - земные
песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа томится, вспоминая о
них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая женщина(ангел), лелеяла
своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, земному
пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии
Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический
поток новые строки, лирические, этические, социальные, но главный мотив
таится здесь.
Чтец:
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Чтец: Лермонтов начал писать с 14 лет; это были стихи, поэмы, драмы, проза.
Он показывает свои поэтические тетради только близким, друзьям, ничего не
печатал. Среди произведений, созданных в 16-18 лет, были такие шедевры, как
«Нищий», «Парус», «Русалка». Особенно интересна история написания
стихотворения «Нищий».
Стихотворение обращено к Е.А. Сушковой. Написано оно после посещения
Троице-Сергиевой лавры. Об одном эпизоде этой прогулки, послужившем
сюжетом стихотворения «Нищий», Сушкова рассказала о своих воспоминаниях:
«На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою, дрожащею рукою
поднес нам свою деревянную чашечку, мы все надавали ему мелких денег.
Услышав звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить,
приговаривая: «Пошли Бог вам счастья, добрые господа; а вот намедни
приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо
мною: наложили полную чашу камушков, Бог с ними!» Помолившись, мы
поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились
вокруг стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал
участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его
быстро бегал по клочку серой бумаги… Окончив писать, он вскочил, тряхнул
головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне ново вышедшие
стихи.»
Лермонтов увидел в эпизоде, о котором рассказал нищий, соединение
бессердечности с лицемерием, ведь бессмысленная жестокость совершается « у
врат обители святой».
Чтец: (стихотворение «Нищий»)
У врат обители святой.
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой,
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил.
И взгляд являл живую муку.
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою
Так чувства лучшие мои
Обмануты на век тобою.
Чтец: Замечательные стихи Лермонтова о природе. Затаённая боль поэта
чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны,
тоскующей по пальме – о несбыточном счастье; одинокого утёса, от которого
утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листа.
Чтец:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Чтец: У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о значении
природы в духовной жизни человека.
(Звучит романс «Горные вершины»).
Чтец: Лермонтовские стихи любви тоже полны грусти.
Через всю жизнь пронёс Лермонтов одну-единственную, огромную, глубокую
любовь к одной женщине. Конечно, были светские встречи, были увлечения,
были стихи в альбом, стихи с посвящением многим женщинам, он не скрывал
их имен. Так и писал над стихами: «Александре Осиповне Смирновой»,
«Графине Воронцовой-Дашковой», «Графине Ростопчиной». Но иногда над
стихами стоит одна только буква «К***». Очевидно, что поэт обращается к
любимому, дорогому и в то же время далекому образу, оберегая её от
прикосновения чужих рук, взглядов, чувств. Одной ей он мог отдать бы всю
душу, с одной ею мог бы вспоминать то, что старался вспомнить всю жизнь, она
одна отвечала его душевному чистому идеалу.
Чтец: Замечательная поэма Лермонтова «Демон». Она вся проникнута
любовью к девушке, от которой он ждал спасения. В себе видел он мрачного
демона, в Вареньке – ясное, безгрешное существо, которое может вернуть его к
небесам, т.е. к правде и добру. Когда Лермонтов писал «испанский вариант
«Демона», он одновременно рисовал карандашом портрет Вареньки в образе
испанской монахини.
Чтец: Совсем безнадежными их отношения стали, когда Варенька вышла
замуж в 1835 году. Весть о замужестве Вареньки поразила Лермонтова, как
молния, а, узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь
уже Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара, хоть и прожила ещё 10
лет, умерла в возрасте 36 лет. Они были почти ровесники. 16-летняя девушка и
юноша. Они были рождены друг для друга, но роковым образом не для брака, а
лишь для любви.
(Романс «Нет, не тебя так пылко я люблю» или романс Тамары из оперы
«Демон» Рубинштейна).
Чтец: Творчество Лермонтова пронизано любовью к родине. Но эта любовь во
многом отличается от официального чувства патриотизма. «Люблю Россию, но
странною любовью». Творчество поэта формировалось в мрачные годы
николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов.
Неудивительно, что в поэзии Лермонтова часто звучат трагические ноты. Но,
будучи гениальным поэтом, он не только постиг недостатки современного
общества, но и сумел понять, что спасение находится только в народе. Для
Лермонтова любовь к родине – это, прежде всего, любовь к русскому народу.
Чтец: Как истинный художник, Михаил Лермонтов неутолимо и непрестанно
искал все новые формы и средства поэтического выражения. Поражает не
только количество написанного им, разнообразие поэтических форм, но и
глубина, широта поднятых вопросов. Поэмы «Мцыри», «Демон», роман «Герой
нашего времени, драма «Маскарад». Список можно продолжить…
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то.
Чтец: Его творческая деятельность прервана в зените расцвета; он унес с собой
недопетые песни. Неосуществленные замыслы новых поэм, романов и
драматических произведений. Творчество Михаила Лермонтова всегда будет
волновать нас высокой гражданственностью, благородством чувств,
мужественной искренностью. Проходят годы, десятилетия. Но, перелистывая
томики Лермонтова, мы снова и снова проникаемся героическим духом его
поэзии, её неповторимым лирическим содержанием и думаем о нем, как об
одном из самых великих поэтов мира и как о живом.
Чтец: Нельзя сказать, что жизнь поэта с внешней стороны была полна невзгод.
Да, ранняя потеря матери, ранняя вынужденная разлука с отцом, т.е. сиротство.
Раннее ощущение внутреннего конфликта с окружающей средой…Просто он с
его характером, его душой талантом не вписывался в окружающую
действительность: ни в школу юнкеров, ни в светские балы с их дежурными
разговорами. Он мог бы вписался только в литературу и был на прямом и
верном пути к этому, но не успел. Он стал русской литературой, и литература
стала тем Лермонтовым, уже после смерти.
Чтец:
Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумели возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Чтец: По меткому выражению современника, пуля, Мартынова срезала
верхушку дерева русской поэзии, после чего она пошла расти в сучья.
Действительно, много великолепных поэтов было на Руси в последующие
десятилетия: Полонский, А. Толстой, Фет, Некрасов. Но до высочайшей
отметки лермонтовской поэзии волны все-таки не доплескивались.
Чтец: Погасло синее небо. В одно мгновение погибли все замыслы, все
ненаписанные стихи, поэмы, романы, будущий журнал… Все погибло на пороге
зрелости, т.е. в самом начале. Последние его стихи, записанные в «Тетрадь
Одоевского» : «Сон», «Спор», «Утес», «Дубовый листок» и, наконец, «Пророк»
- последнее, что написал Лермонтов. Шедевры, один ярче, лучше, глубже
другого. Сколько бы ни проходило десятилетий и даже веков – никогда ни одно
русское сердце не примирится со смертью Лермонтова и не устанет проклинать
его убийцу.
Чтец:
Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне «Замолчи»!
Чтец:
Вереницей идут годы,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он в нами, навсегда
строй живых записан он навечно
Это жизни дни его вернулись,
Он ее хозяином вошел
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ.
В книгах - трудным временем проверен,
ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой, - не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас.
(Звучит вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад»)
Список использованной литературы:
1. Андреев-Кривич С. А. Тарханская пора, Саратов, 1976.
2. Андроников И. Л. (7), Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы, Пенза,
1952;
3. Благой Д. Д.
Лермонтов и Пушкин, в кн.: Жизнь и творчество М. Ю.
Лермонтова, Сб. 1, М., 1969, с. 356–421;
4. Лермонтов М.Ю. Горные вершины. – М.: Детская литература, 2002.
5. Макаров Б.А. Москва есть и будет всегда моё Отечество. – «Литература в
школе», №6, 1997, с. 32-36
6. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова, в кн.: Творчество М. Ю.
Лермонтова, М., 1964, с. 42–75