Технологическая карта занятия по вокалу "Вместе весело шагать"
Автор: Шустова Оксана Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Хасынский Центр детского творчества" Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Технологическая карта занятия по вокалу "Вместе весело шагать" Раздел: дополнительное образование
Шустова О.Ю.
Технологическая карта занятия по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
вокальной студии «Музыкальная
карусель»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Тема занятия: «Вместе весело шагать»
Цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокальной студии «Музыкальная карусель» в процессе
формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новым для учащихся понятием «Хор» и «Дикция»;
Продолжить работу по освоению вокальной техники в движении, формирование вокального дыхания, осанки, дикционных приемов.
Формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Развивающие:
Развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальной памяти, внимания;
Развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств
музыкальной выразительности;
Развитие умения слушать и слышать, доверять друг, другу исполняя песенный репертуар;
Воспитывающие:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
Пробуждать интерес к занятиям вокалом.
Формирование чувства ответственности, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
Формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися.
Тип занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.
Форма организации учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядный , практический показ, демонстрация), словесный
(объяснение, беседа), практический. Проблемные вопросы, визуальные технологии.
Методы мотивации и стимулирования: игровые, поощрения, методы эмоционального стимулирования.
Методы контроля и коррекции: рефлексия.
Средства обучения: музыкальный инструмент (баян), компьютер, микрофоны, фонограммы (-1) песен, «карточки настроения».
Материалы УМК: программа, учебно-дидактический материал, технические средства обучения – микрофоны, подборка музыкального
материала – фонограммы (-1) песен «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Аким,
«Вместе весело шагать» муз. И. Шаинский, сл. М.
Матусовский,
«Зеленые ботинки» муз. А. Журбина, сл. И. Резника. Ноты песни-игры «Разные ребята».
Время занятия: 40 минут.
Этапы
занятия
Вре
мя,
мин
Деятельность педагога
Деятельность
учащихся
Методы
обучения
Формы
обучени
я
Прогнозируемый
результат
образовательной
деятельности
Учебно-
методическое
обеспечение
Организа
ционный
1
мин.
Здравствуйте ребята, родители
и коллеги! Сегодня мы
проводим открытое занятие по
эстрадному вокалу на тему
«Вместе весело шагать».
Надеемся, что оно станет, не
только познавательно -
развивающим, но ещё и
подарит хорошее настроение
нашим гостям.
Приветствуют
друг друга,
педагога и
гостей занятия.
Словесный
(объяснени
е)
Группов
ая
Учащиеся настроятся
на занятие.
Я рада видеть вас на занятии
по вокалу.
Провероч
ный
1
мин.
- Сейчас вам предстоит петь
песни, слушать музыку,
заниматься вокальными
упражнениями. Для этого мы
проведем специальную
настройку. Сядьте удобно,
закройте глаза. Сделайте
глубокий вдох и выдох. Теперь
я буду произносить фразы, а
вы их повторяйте хором,
негромко, спокойно.
•
Мы готовы к работе на
занятии по вокалу.
•
У нас хорошее
настроение.
•
Мы будем стараться
выполнять вокальные
упражнения и петь песни.
Откройте глаза, еще раз
глубоко вдохните. Выдохните
и приготовьтесь работать на
занятии.
Настраиваются
на восприятие
Словесный
(объяснени
е, беседа)
Группов
ая
Учащиеся научатся с
помощью учителя
снимать излишнее
эмоциональное
напряжение перед
занятием.
Подготов
ительный
(подготов
ка к
новому
содержан
6
мин.
- Ребята, напомню правила
поведения на занятии –
уважительное, внимательное
отношение друг к другу,
аккуратное, бережное
отношение к аппаратуре.
Отвечают на
вопросы,
выполняют
практические
задания.
Словесный
(беседа,
объяснение
),
практическ
ий,
поощрение
Коллект
ивная
Упражнения на
развитие дыхания,
дикции разогреют
артикуляционнные
мышцы. Будут
способствовать
формированию
Баян.
ию)
- Вспомните и расскажите,
ребята, чем вы занимались на
прошлом занятии по вокалу?
- Тема нашего занятия
«Вместе весело шагать».
Сегодня мы продолжим
работу над песней «Песенка
друзей».
- Наши занятия по вокалу
всегда начинаются с
упражнений на дыхание. Для
чего нужны дыхательные
упражнения?
- Как нужно правильно брать
дыхание?
Упражнения «Добрая свечка»,
- Выполняли
дыхательные
упражнения,
распевались,
начали
разучивать
песню о
дружбе).
- Во время
пения большое
значение имеет
наше дыхание.
Если перед
началом пения
не взять
дыхание, то
звук не
прозвучит, так
как надо.
- Не поднимая
плечи, набирая
воздух в
животик.
.
навыка правильного
дыхания. Упражнение
«Елочка»- прием
самомассажа, будет
способствовать
снятию «зажима».
Будут способствовать
развитию
координации и речи, а
также сплочению
коллектива при
выполнении
упражнений в едином
ритме, синхронно.
Учащиеся
познакомятся с новым
для термином
«дикция».
«Упрямая свечка», «Комарик»,
«Кошечка».
Артикуляционная гимнастика
«Приключения язычка».
- Во время исполнения песен
настоящий артист всегда
улыбается. Давайте поможем
появиться улыбке на наших
лицах. Сделаем упражнение
«Елочка».
Упражнение «Елочка».
- Продолжим наше занятие с
упражнений на распевание.
Ребята, а может не нужно
распеваться?
Исполнение попевки
«Андрей-воробей».
- Андрей-воробей это
скороговорка. Зачем поют
песенки – скороговорки?
Вы правы, ребята. Умение
четко выговаривать слова
Учащиеся
выполняют
упражнения
- Распеваться
на каждом
занятии нужно
обязательно,
так как
распевка - это
«зарядка» для
голоса.
Чтобы хорошо
выговаривать
слова.
песен называется – дикцией.
Это новое слово для вас,
повторим его вслух по взмаху
моей руки.
-Давайте поможем ротику
отчетливо произносить слова в
попевки. Подставьте ладошку
под подбородок, при
правильном произношении
нижняя челюсть должна
касаться ладошки.
Попевка «Едет, едет паровоз»
Муз. Г. Эрнесакса, сл. С.
Эрнесакса.
Попевка «Мамочка моя».
- Пойте выразительно,
округляйте мышцы рта при
пропевании гласных (а).
- Молодцы, ребята. Вы
распевались, дышали и теперь
готовы исполнять песни.
Учащиеся
произносят
вслух слово
«дикция».
Усвоение
новых
знаний и
способов
действий
9
мин.
Звучит фрагмент фонограммы
песни «Вместе весело
шагать».
-Ребята, вы узнали эту
мелодию? Как называется эта
песня?
- Вы правы ребята. Давайте
исполним эту песню.
- Вместе
весело шагать.
Эту песню мы
учили в
прошлом году.
Практичес
кий,
аудиовизуа
льный
метод,
метод
игры,
поощрения
Группов
ая
Вспомнят и исполнят
ранее выученную
песню «Веселый
ветер». Познакомятся
с новым термином
«Хор». Учащиеся в
игровой форме
убедятся, что для
Фонограмма (-1)
песни «Вместе
весело шагать»
муз. И.
Шаинский, сл.
М. Матусовский
Ноты песни-
игры «Разные
Исполнение
-Молодцы, ребята!
- О чем эта песня?
- Конечно. Если делать все
вместе, то некогда будет
ссорится. А для чего вам на
занятиях по вокалу нужно
жить дружно? Что мы делаем
вместе на занятиях?
- Правильно. Я предлагаю вам
посмотреть серию из
занимательного фильма
«Шишкина школа» (ЗАО
«ТРК Мироздание» 2012).
Просмотр – 5 минут.
- Какое новое слово вы узнали
сегодня?
(Хор). А может
вокалистам совсем не
обязательно дружить в хоре?
(ответы детей).
- Хор состоит из разных ребят.
Все в хоре друг друга
слушают. Между звуками
возникает дружба и согласие
как между детьми.
-Давайте докажем, что дружба
в хоре очень важна. Споем
Исполняют
песню «Вместе
весело
шагать».
- О дружбе.
- Поем.
Просмотр
серии «Хор».
.
Практичес
кий.
исполнения песни
очень важно
испытывать чувства
единения и дружбы.
В процессе
проведения учебно-
дидактической игры
«Разные ребята» дети
применят
теоретические знания
в исполнительской
практике. Данная игра
будет способствовать
развития
гармонического слуха,
умению слышать
товарищ, а также
будет способствовать
сплочению
коллектива.
ребята».
попевку «Разные ребята». У
каждой группы своя мелодия,
но чтобы попевка прозвучала
красиво, нужно стараться
слушать друг друга. Для этого,
чтобы лучше друг друга
слышать приложите к ушкам
кисти рук. Кисти рук должны
быть повернуты ладошками
наружу.
-Как называется этот прием?
- Ребята. Ответьте, какой
прием мы используем в работе
над песней, чтобы лучше и
правильнее петь. Он помогает
себя услышать.
Исполнение попевки «Разные
ребята».
- Это непростое задание, но
вы справились с ним на
отлично. Молодцы!
- Уши назад.
- Ракушка.
Приемы
работы над
песней
«Уши
назад»,
«Ракушка».
Поощрения
.
Первична
я
проверка
понимани
я
изученно
го
3
мин.
- Ссоры бывают у всех,
согласны?
-Ссорятся многие, по-разному.
Совсем плохо - драка, война.
Грубые слова. Да и в тихих
ссорах, тоже нет ничего
хорошего. Это когда не
дерутся, не грубят, но
Отвечают на
вопросы.
Словесные
(объяснени
е, беседа).
Группов
ая,
Индиви
дуальна
я.
Используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на
занятии, в школе,
детском саду
учащиеся приходят к
выводу о важности
Фонограмма
минус голос,
музыкальный
центр, ноты.
сердятся, не разговаривают, не
играют вместе.
-Из-за чего бывают ссоры?
-Да, что-то не поделили, не
уступили. А ведь можно
договориться мирно. Если
приветливо смотришь в лицо.
Спокойно говоришь, вряд ли
дело дойдет до ссоры. Но если
она случилась, как же
помириться?
Есть правила. Которые
помогают жить мирно. Может
кто-то их уже знает?
- Соблюдайте правила
поведения.
- Не смейтесь над
товарищами.
- Уступай.
- Не злись на тех, кто делает
что-то лучше, чем ты (не
завидуй).
Проговорим по взмаху моей
руки вслух каждое из правил.
- Кто знает «мирилки», умеет
мириться и умеет мирить
других? (ответы детей).
- Послушайте мою «мирилку».
Давайте ссориться не будем
никогда, пусть будет мир у нас
здесь раз и навсегда!
Проговаривают
вслух по
взмаху руки
педагога
правила.
уважения и дружбы.
Находят способы
решения конфликтных
ситуаций.
Выучат новую
«Мирилку».
Закрепле
ние
новых
знаний,
способов
действий
и их
применен
ие
9
мин.
- На прошлом занятии мы
познакомились с песней о
дружбе. Как она называется?
- Давайте продолжим работать
над ней. Четко и ясно
выговаривайте каждое слово.
Не забывайте о правильном
дыхании.
- Молодцы, ребята, вы очень
старались. А теперь мы
поиграем в музыкальную игру
«Музыкальный светофор»
Когда я покажу карточку
зеленого цвета, вы должны
петь громко, желтого петь в
полголоса, а если красную, то
молчать.
- Песенка
друзей.
Поют вместе с
педагогом.
Наглядный
(практичес
кий показ),
метод
игры.
Метод
игры.
Группов
ая
Учащиеся продолжат
работу над песней
«Песенка друзей».
Игра «Музыкальный
светофор» в игровой
форме будет
способствовать
развитию
исполнительских
навыков в ансамбле.
Баян,
фонограмма
(-1) песни
«Песенка
друзей» - муз. В.
Герчик, сл. Я.
Аким
музыкальный
центр, ноты.
Карточки трех
цветов (красная,
зеленая, желтая).
Игра
«Музыкальный
светофор».
Обобщен
ие и
системат
изация
знаний
6
мин.
Повторим, ребята, для наших
гостей песню, которая так
полюбилась вам.
Исполнение песни «Зеленые
ботинки».
Следите за слаженностью
звучания голосов в хоре.
Поют и
участвуют в
игре
Практичес
кий
Группов
ая
В процессе
исполнения
полюбившейся песни
решается задача
развития координации
движений и вокала,
проживанию сюжета,
эмоциональному
отклику учащихся.
Ноты и
фонограмма (-1)
песни «Зеленые
ботинки» муз. А.
Журбина, сл. И.
Резника.
Контроль
ный
1
мин .
- Спасибо, молодцы ребята.
Как же весело у вас
прозвучали песни. А сейчас,
ребята, мы подведём итоги
нашего занятия. Тема нашего
занятия «Вместе весело
шагать».
- Почему вам удалось так
хорошо и весело исполнить
песни?
Отвечают на
вопросы
педагога
Словесный
(беседа).
Индиви
дуальна
я
Выразят свое мнение
и отношение к
занятию.
Итоговый
1
мин.
- Нужна ли дружба в нашем
группе «Бусинки»? Дружный
ли коллектив у нас?
- Если мы будем дружить, то
наше хорошее настроение,
умение дружить передастся и
нашим зрителям.
Высказывают
свое мнение.
Словесный
.
Методы
Мотивации
и
стимулиро
вания
Коллект
ивная,
индивид
уальная.
Выразят свое мнение
и отношение к
занятию.
Рефлекси
2
мин.
- Мы вместе с вами провели
целое занятие, и нам
действительно вместе было
Учащиеся
отвечают на
вопросы
Методы
контроля и
коррекции:
Индиви
дуальна
я
Самооценка детьми
своей
работоспособности и
Карточки
эмоционального
состояния.
вный
интересно. С помощью
картинок передайте свое
настроение от прошедшего
занятия.
Прикрепляют
картинки
разного цвета к
доске в
соответствии
со своим
отношением к
занятию.
рефлексия.
своего
психологического
состояния.
Информа
ционный
1
мин.
Спасибо всем! Я считаю, что
все сегодня очень плодотворно
поработали. Все поставленные
задачи выполнены, а главное
наши гости получили
хорошее, солнечно –
позитивное настроение!
Погладьте себя по головке, вы
молодцы! Спасибо всем
До новых встреч!
Благодарят
гостей за
внимание,
гладят себя по
голове, ставят
на место
стульчики,
прощаются.
Методы
Мотивации
и
стимулиро
вания
Коллект
ивная
Бережное,
внимательное
отношение друг к
другу. Учащиеся
продолжат в
дальнейшем посещать
вокальную студию.